Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты?
1. Во-первых, когда у психолога-консультанта не хватает сведений для того, чтобы сделать правильные выводы о сути проблемы клиента и с учетом его индивидуальности предложить действенные меры по практическому решению возникшей проблемы.
2. Во-вторых, тогда, когда необходимо оценить такие индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении человека, например, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п.
3. В-третьих, когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние на данного клиента оказало или может оказать посещение психологической консультации, получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта, например, нужно будет убедить клиента и доказать ему, что выполнение полученных им рекомендаций действительно полезно для него, хотя сам он этого достаточно хорошо не осознает.
4. В-четвертых, когда в практике консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно не установлена, не оценена ни количественно, ни качественно.
В этом случае само по себе консультирование превращается в своеобразный научно-практический психологический эксперимент, требующий точной оценки его результатов. Вариантом такого случая является тот, при котором сам психолог-консультант сознательно ставит эксперимент, рассчитанный на то, чтобы усовершенствовать процесс консультирования и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.
5. В-пятых, когда сама по себе процедура психодиагностики, применяемая в практике психологического консультирования, имеет известное психотерапевтическое значение, оказывая благотворное влияние на клиента, когда в результате проведения психологического тестирования клиент узнает что-то новое, приятное и полезное для себя, например открывает у себя такие положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.
Описанные случаи в процессе проведения психологического консультирования могут возникать как в отдельности, так и совместно, в любом их сочетании. Хотя бы один из этих случаев всегда имеет место в практике психологического консультирования, и поэтому применение тестирования скорее следует рассматривать как правило, чем как исключение из правил.
Основные требования для проведения психологического тестирования:
1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента. Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за естественной боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультанта, так и клиента.
2. Психологическое тестирование в консультировании должно выступать как его вполне естественная часть и служить исключительно целям диагностики, которая в свою очередь должна быть органически подчинена решению задачи выработки наиболее обоснованных и эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.
3. Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.
4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования (5-10 мин после окончания тестирования), делать из него необходимые выводы. В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени на работу с ним, на обработку и интерпретацию получаемых результатов, желательно проводить тестирование отдельно от психологического консультирования, не тратя на него время, отводимое на консультацию.
5.Не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.
6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а не открытыми.
7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования. Все эти тесты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.
8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера.
9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.
10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования. Не рекомендуется оставлять клиента в конце консультации в неведении о том, зачем проводилось его психологическое тестирование, каковы его результаты и какие выводы на их основе сделаны.