Совместные игры с несколькими партнерами

Освоив игры в парах, дети приобрели первый опыт общения со сверстником. Задачей следующей группы игр является расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с не­сколькими партнерами. Решать эти задачи можно и с помощью игр, описанных в предыдущем разделе, но с участием большего количест­ва малышей.

«Делайте, как я»

Воспитатель предлагает небольшой группе детей (5—7 малышей) встать в круг и выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы с ва­ми дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки и т. д.)». Малыши повторяют действия взрослого.

Затем педагог обращает внимание на кого-нибудь из детей: «Ре­бятки, посмотрите, какая Лизочка молодец. Как здорово у нее полу­чается топать ножками! Лизонька, покажи нам, как ты умеешь то­пать». Если ребенок стесняется и отказывается выполнить просьбу, воспитатель начинает выполнять движение вместе с ним. Затем об­ращается к детям: «А кто умеет так же хорошо, как Лизочка, топать ножками?» Малыши с удовольствием начнут повторять движение за Лизой. Воспитатель хвалит другого ребенка и снова предлагает детям повторить его действие.

Желательно, чтобы каждый малыш выполнил роль ведущего, но если кто-то откажется, настаивать не нужно.

В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, ее можно усложнить, предложив ребенку выйти в центр круга и самому придумать какое- нибудь новое движение, которое будут повторять остальные дети.

«Ласковая цепочка»

Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребенка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие мягкие у него волосики!» Затем пред­лагает Игорю погладить по голове малыша, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты погладь по головке Сонечку, посмотри, какие у Сонечки красивые волосики, потрогай их». Если ребенок не решает­ся, воспитатель помогает ему: он кладет ручку малыша на голову свер­стника. Затем взрослый обращается к Сонечке с просьбой погладить соседа и т. д. Педагог комментирует действия каждого малыша, лас­ково называет детей по именам.

Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, вос­питатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать но­вые действия.

«Паровозик»

Воспитатель сооружает из картонных коробок, больших мягких ку­биков или стульев небольшой туннель, подзывает к себе детей и спра­шивает: «Кто хочет поиграть со мной в паровозик?» Педагог предла­гает детям встать друг за другом, помогает им положить руки на плечи впереди стоящего ребенка и говорит: «Вот какой замечательный по­

езд у нас получился, я — паровоз, а вы — маленькие вагончики. Сей­час мы с вами отправимся в путь». Воспитатель встает впереди детей и начинает двигаться со словами: «Загудел паровоз и вагончики по­вез. Чох-чох, чу-чу-у-у! Я далеко укачу-у-у-у!» Постепенно можно уве­личивать темп движения, менять его направление.

Наконец, взрослый «подвозит» детей к туннелю: «Теперь наш по­езд поедет через туннель!» Воспитатель встает с другой стороны тун­неля и зовет детей к себе: «Где же вы, мои маленькие вагончики, ез­жайте скорее ко мне». Дети проползают сквозь туннель, а педагог встречает их ласковой улыбкой и одобрительными словами: «Вот мой первый вагончик — Пашенька, второй вагончик — Светочка...» Если кто-то из детей не решается проползти через туннель — настаивать не надо, пусть ребенок понаблюдает за играющими сверстниками, воз­можно, он последует за ними. Если малыши захотят еще раз проползти сквозь туннель, не нужно препятствовать им, наоборот, важно под­держать их активность.

Проползая сквозь туннель, дети могут начать отталкивать друг дру­га. В этом случае нужно помочь им занять место друг за другом: «Ва­гончики не должны мешать друг другу, может случиться авария». Ког­да все «вагончики» проберутся сквозь туннель, педагог помогает им встать друг за другом и продолжить путь.

«Веревочка»

Для этой игры понадобится веревка, длина которой зависит от ко­личества участвующих в игре малышей.

Воспитатель предлагает детям сесть в ряд на стульчики и кладет им на колени веревку. Он дает им возможность некоторое время поиграть с веревкой: потрогать, помять, покрутить, намотать на руку. Затем вкла­дывает ее в правую руку каждого ребенка и просит детей встать (ребя­та должны находиться на расстоянии вытянутой руки друг от друга). Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. А чтобы вы не заблудились и не потерялись, крепко держитесь за эту веревочку и не отпускайте ее». Взрослый встает впереди детей, берет в правую руку веревку и начинает движение. При этом он говорит:

Детки по лесу гуляли (Дети вместе с воспитателем идут медленно,

И грибочки собирали. время от времени они наклоняются.)

По тропиночке бежали, (Постепенноускоряют темп, затем переходят на бег.)

На поляночке скакали, (Прыгают.)

Вокруг елки танцевали. (Образуют круг и замыкают цепочку, потом

приседая идут по кругу.)

Игру можно усложнить, расставив по группе стулья (деревья), меж­ду которыми будут гулять дети. Это потребует от них большей согла­сованности действий, так как стулья нужно обходить.

Когда дети освоят игру, они смогут играть в нее без участия взрос­лого. Тогда можно будет предлагать им запутываться в веревочке, пе­решагивать через нее. В эту игру также хорошо играть на прогулке. Можно выводить малышей на улицу не парами, а друг за другом, дер­жась за веревочку.

«Ниточка накручивается»

Воспитатель показывает детям катушку с нитками и объясняет, как нитка наматывается на катушку. Затем говорит: «А теперь мы сами превратимся в ниточку и катушку!» Он вкладывает веревочку в пра­вую руку каждого ребенка, предлагает встать в ряд и говорит: «Вот какая длинная ниточка у нас получилась, сейчас мы ее будем нама­тывать». Взрослый обращается к ребенку, стоящему первым: «Ты, Се­реженька, будешь „катушкой", ты должен крепко держать веревочку и стоять на месте».

Воспитатель берет за руку последнего малыша в шеренге и ведет детей по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается на «ка­тушку». При этом он приговаривает: «Ниточка, ниточка накручива­ется!» Потом со словами: «Ниточка разматывается!» — ведет детей в обратном направлении.

«Мостик»

Воспитатель мелом чертит на полу линию длиной около 1 мет­ра или кладет узкую доску шириной 20—30 см. Затем собирает де­тей вокруг себя и говорит: «Я — мама-курица, а вы мои цыплятки, нам с вами нужно перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду». Педагог ставит детей друг за другом, берет за руку перво­го ребенка и вместе с ним осторожно идет по линии, читая стихо­творение:

Эй, вперед через ручей!

* Ну-ка, братец, не робей!

Мы по мостику пройдем,

В воду мы не упадем!

Воспитатель по очереди переводит детей через мостик. Затем ус­ложняет задание, предложив малышам самостоятельно пройти по мос­тику. Взрослый ждет ребят на другом «берегу» и радостно встречает их: «Вот они, мои цыплятки, все дошли, никто в воду не упал. А те­перь мы погуляем и пойдем обратно».

«Цветочки»

Воспитатель предлагает детям поиграть: «Хотите поиграть в инте­ресную игру? Этот ковер будет нашей лужайкой (показывает), а вы

будете цветочками, растущими на лужайке». Педагог просит малышей сесть на ковер. При этом он следит, чтобы дети не садились слиш­ком близко друг к другу.

Взрослый начинает медленно ходить вокруг детей, останавливаясь около каждого ребенка, разглядывая, нюхая, поглаживая «цветы»: «Вот какие красивые малыши-цветочки!» Можно прочитать стихотворение (или спеть на любой мотив):

Растут цветочки разные

В моем большом саду.

И желтые, и красные,

Я их сейчас сорву!

Затем воспитатель подходит к кому-нибудь из детей, берет его за ру­ку и ведет к следующему малышу. При этом он комментирует свои дей­ствия: «Вот я сорвала цветочек, теперь пойдем к Любочке, возьмем ее за ручку». Дети берут друг друга за руки.

Воспитатель продолжает игру до тех пор, пока все «цветочки» не бу­дут «сорваны». Затем продолжает читать стихотворение:

Потом в букетик маленький

Их вместе соберу!

Взрослый обнимает детей так, чтобы они собрались вместе, плотно прижавшись друг к другу.

И для любимой мамочки

Веночек я сплету!

Дети образуют ровный круг и идут, держась за руки. Воспитатель хвалит малышей: «Вот какой красивый веночек из цветочков у нас по­лучился!»

«Догонялки»

Дети очень любят бегать друг за другом, играть в догонялки. Но очень часто эта игра превращается в хаотичное перемещение детей по группе, они толкают друг друга, натыкаются на предметы мебели и иг­рушки. Для того чтобы предотвратить это, можно организовать следую­щую игру.

Воспитатель обращается к малышам: «Ребятки, сейчас мы с вами поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты, Вовочка?» Если ребе­нок отказывается водить, педагог предлагает эту роль другому малы­шу. Ребенка, согласившегося быть ведущим, взрослый сажает на стульчик. Вместе с остальными детьми воспитатель отходит в другую часть комнаты и начинает медленно приближаться к ребенку, сидя­щему на стуле:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

Е. Тихеева

Затем взрослый говорит детям: «Разбегайтесь все скорее, а ты, Во­вочка, догоняй». Малыш бежит за детьми, пытаясь кого-нибудь пой­мать. Ребенок, которого поймали, садится на стул, и игра повторяет­ся: «Катя не смогла убежать, значит, теперь она будет водить».

Эту игру лучше проводить в спортивном зале или в помещении, где много свободного места, чтобы исключить возможность травми­рования детей.

«Шумелка»

Воспитатель предлагает детям поиграть в лису и курочек (волка и поросят, волка и козлят, волка и зайчиков, пчелок и медведя, кота и мышей — в зависимости от того, какую сказку им недавно читали или рассказывали). Игра заключается в том, что дети, изображающие поросят, козлят, курочек, пчел или мышей, шумом отпугивают непро­шеного гостя (волка, лису, медведя или кота, которых изображает взрослый).

Например, воспитатель говорит: «Давайте вы будете курочками, а я лисой. Курочки гуляют по двору, а лиса подкрадывается к ним, хочет их поймать. Чтобы прогнать лису, курочки шумят, хлопают крылья­ми, кудахчут, стучат лапками — вот так». Взрослый показывает детям, как шумят курочки. Затем объявляет: «Курочки гуляют». Дети спо­койно ходят по группе. Воспитатель изображает крадущуюся лису и говорит: «Вот крадется лиса», и добавляет от ее имени: «Сейчас я пой­маю курочку!» Дети начинают шуметь, и лиса убегает.

Возможно, не все дети захотят принять участие в этой игре, не нужно принуждать их. Посмотрев, как эмоционально играют их ро­весники, они наверняка тоже захотят включиться в игру.

Затем, чтобы прекратить шумную игру и успокоить детей, воспи­татель говорит: «Ну вот, прогнали лису, а теперь давайте послушаем тишину. Закроем ротики, прижмем ручки к ушам и послушаем, как стало у нас тихо. Все слышат тишину?»

«Солнечный зайчик»

Эту игру можно проводить только в солнечный день.

Воспитатель берет маленькое зеркальце, садится неподалеку от иг­рающих детей и начинает пускать солнечных зайчиков по потолку, стенам, полу, направлять их на малышей. Дети наверняка обратят вни­мание на это увлекательное занятие и соберутся вокруг педагога, ко­

торый может сказать им: «Смотрите, какой симпатичный зайчик пры­гает по стене, давайте попробуем его поймать!» Дети с радостью нач­нут бегать за зайчиком, прыгать за ним, ползать по полу, ловить его друг на друге.

Во время игры нужно следить за тем, чтобы малыши не толка­лись и не дрались. А если такая ситуация все же возникнет, надо перевести лучик на потолок, а затем спрятать зеркальце, сказав де­тям: «Солнечный зайчик убежал, потому что детки плохо себя ве­дут, толкаются и дерутся, но он придет снова, если вы будете друж­но играть с ним!»

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач детско­го развития. Они способствуют сближению детей, учат согласовывать движения. Кроме того, эти игры способствуют развитию мелкой мо­торики, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Они помогают активизировать чув­ственное восприятие малыша и одновременно вызывают чувство бли­зости и доверия к взрослому и сверстникам.

Самые простые игры этого раздела не предусматривают непосред­ственного взаимодействия малышей друг с другом. Они просто по­вторяют движения вслед за воспитателем, но поскольку взрослый постоянно привлекает внимание малышей к действиям каждого ребенка, дети наблюдают за игрой сверстников, пытаются действо­вать так же, как сидящий рядом ребенок. Это развивает у малышей чувство общности, желание действовать вместе и одинаково. Напри­мер, в игре «Башня» дети объединяются общей идеей — вместе по­строить высокую башню, что воспитывает у них желание действо­вать сообща для достижения определенного результата. В игре «Бабочки на цветочках» детям поручаются разные роли, в соответствии с ко­торыми они должны действовать, согласуя свои движения с дейст­виями партнера.

«Дождик»

Дождик, дождик, поливай — (Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой.)

Будет хлеба каравай, (Руками образовать перед собой круг.) Будут булки, будут сушки, (Поочередно похлопать одной ладонью по другой.) Будут вкусные ватрушки. (Соединить большой и указательный пальцы рук, образовав большой круг.)

«Белочка»

Белочка на елочке скачет (Соединить котики пальцев обеих рук.

Вверх и вниз. Поднять ладони вверх и опустить.) Белочка, за елочку

Лапками держись, (Резко сжать кулачки.)

Прыг-скок на сучок, (Разжать кулачки и постучать пальчиками о стол.)

Лапками держись! (Снова резко сжать кулачки.)

«Жук»

На лужайке над ромашкой (Положить руки на стол ладонями вниз.)

Жук летал в цветной рубашке; (Медленно согнуть и разогнуть пальцы.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Поднять руки вверх.)

Я с ромашками дружу. (Развести пальцы веером.)

Тихо на ветру качаюсь, (Покачать руками из стороны в сторону.)

Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить кисти рук вперед.)

«Хозяйка»

По ходу игры воспитатель имитирует описанные движения.

Кукле кашу я сварю: В миску молока налью, Положу туда крупу И поставлю на плиту. Будет каша хороша!

(Помешать «кашу».) («Налить» молоко.) («Насыпать» крупу.) («Поставить» кастрюлю на плиту.) (Хлопнуть в ладоши.)

Кушай, кукла, не спеша. (Погрозить указательным пальцем.)

«Где же наши ручки»

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер в круг и показать свои ручки. Он вытягивает перед собой руки и шевелит пальцами, малыши^ повторяют движение. Если кто-то из малышей отказыва­ется выполнить действие, взрослый говорит ему: «А где же Андрю- шины ручки, куда они спрятались? Андрюша, ты нам покажешь, как твои ручки умеют шевелить пальчиками?» Вместе с детьми вос­питатель любуется ручками: «Вот как много у нас пальчиков, какие они ловкие и послушные, делают то, что мы им скажем». Педагог несколько раз сжимает и разжимает пальцы и просит детей повто­рить движения.

Затем он убирает одну руку за спину: «Смотрите, одна ручка про­пала, куда же она спряталась?» Дети смотрят по сторонам. Педагог показывает детям руку: «Так вот же она! А как ваши ручки умеют пря­таться? Покажите мне!» Малыши прячут руки за спину. Затем то же самое проделывается с другой рукой, а потом с двумя руками одно­временно. При этом взрослый поет:

Где же, где же наши ручки, Где же наши пальчики? Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки!

Вместе с детьми воспитатель поворачивает кисти рук то вверх ла­донью, то вниз:

Пляшут, пляшут наши ручки, Пляшут наши ручки!

Затем можно продолжить игру, спрятав ножки (дети закрывают ко­лени ладошками), ушки (закрывают уши ладонями), щечки (закры­вают щеки ладонями) и т. д.

Проводя эту игру, следует обращать внимание малышей друг на друга, если у них не получается то или иное действие: «Оленька, смот­ри, как делает Настенька. Ты так умеешь?»

«Пальчики ходят в гости»

Воспитатель вместе с детьми садится в круг на ковер или вокруг стола и говорит: «Ребятки, а вы любите ходить в гости? Сейчас на­ши пальчики отправятся друг к другу в гости. Это очень интересно, смотрите...» Педагог показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представ­ление: «Привет, я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки в такт словам), а ты кто? А я пальчик правый (сгибает и разгибает палец правой руки), давай дружить! (Приближает оба паль­ца друг к другу — пальчики целуются; сцепляет пальцы — пальчики обнимаются.) Ой, смотри, сколько вокруг друзей — пальчиков, пой­дем к ним в гости». Педагог просит детей показать свои пальчики, затем подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей: «Привет, я — пальчик, будем дружить?» Воспитатель «целует» и «обнимает» пальчик ребенка.

Затем педагог «отправляется в гости» к пальчику другого малыша.

Возможно, сначала дети будут стесняться и очень робко отвечать на действия воспитателя. Для того чтобы «заразить» малышей игрой, нужно произносить слова эмоционально и весело.

Когда малыши научатся играть в эту игру, можно предложить им самим разыгрывать спектакль со своими пальчиками. При этом сле­дует спрашивать у каждого ребенка, к кому его пальчик хочет отпра­виться в гости.

Эта игра покажется детям более увлекательной, если нарисовать фломастером на подушечках пальцев смешные рожицы, тогда паль­чики превратятся в забавных человечков. Можно также надеть на пальчики колпачки из бумаги, наперстки, игрушки из пальчикового

театра и т. п. Игру можно разнообразить, предложив детям «ходить в гости», переступая, топая или прыгая пальцами по столу.

«Бег наперегонки»

Воспитатель сажает малышей за стол рядом друг с другом и про­сит их положить на стол правую руку (если ребенок левша, то ле­вую). Педагог садится рядом, сжимает пальцы в кулак, затем вы­прямляет указательный и средний пальцы и, перебирая ими, двигается по поверхности стола: «Вот как мои пальчики бегают, а ваши так умеют?»

Воспитатель дает детям возможность несколько раз «пробежать» по столу в разном темпе, потом говорит: «Молодцы, ваши пальчики умеют быстро бегать. А давайте узнаем, чьи пальчики бегают быст­рее?» Дети ставят пальчики на край стола и по команде педагога: «По­бежали!», начинают перебирать пальцами. («Побежали вдоль реки паль­цы наперегонки!»)

Когда малыши достигнут противоположного края стола, воспита­тель хвалит их и отмечает, чьи пальчики бежали быстрее всех, напри­мер: «Ксюшенька в этот раз бежала быстрее всех. А кто сможет ее обогнать?»

Педагог повторяет игру несколько раз, пока дети сохраняют к ней интерес. Потом говорит: «Ох, набегались наши пальчики, устали, пусть теперь отдохнут».

«Капитаны»

Воспитатель в свободном порядке на некотором расстоянии друг от друга расставляет стульчики. Он предлагает малышам выбрать понравившийся стульчик и сесть на него. Затем говорит: «Давайте отправимся в плавание по морю. Стульчики — это ваши корабли­ки, а вы — капитаны». Воспитатель совершает движения руками от себя, сле.гка сдвигая и раздвигая ладони (будто плывет) и пригова­ривает: «Вот как мы плывем...» Педагог побуждает детей повторять движения и слова. Затем подносит ладонь «козырьком» ко лбу, смо­трит, прищуриваясь, в разные стороны и говорит: «А что это такое там вдалеке... Ничего не видно, надо взять подзорную трубу!» Вос­питатель изображает, как подносит к глазам «подзорную трубу».

Педагог подходит к каждому ребенку и помогает сделать «подзор­ную трубу». Затем начинает медленно поворачивать голову в разные стороны и разглядывать детей в «подзорную трубу»: «Так, кого это я тут вижу? Это же Коленька на своем кораблике! А это Ирочка!» Взрос­лый рассматривает таким образом всех малышей, ласково называя каждого по именам. Потом предлагает детям рассмотреть и попривет­ствовать друг друга, помахать друг другу руками.

«Капитаны» продолжают путешествие: «Плывем мы дальше и вдруг видим рыбку». Воспитатель прижимает ладони друг к другу и изоб­ражает, как плывет рыбка. Затем он помогает детям выполнить это движение.

Можно изобразить двух рыбок, двигая каждой ладонью по от­дельности. При этом движения можно разнообразить, например, плавно опустив руку вниз и спрятав ее за спину со словами: «Ой, наша рыбка нырнула куда-то! А теперь и вторая рыбка нырнула». Руками можно изобразить и других морских обитателей: краба, ме­дузу и др.

Для того чтобы завершить игру, воспитатель говорит детям: «Ох, наплавались мы с вами, много всего повидали. Наши кораблики при­чалили к берегу». После этик слов педагог просит детей отнести свои стульчики на место. *

«Звери в лесу»

Воспитатель сажает малышей за стол и спрашивает: «Ребятки, а вы знаете, какие звери живут в лесу?» Если дети затрудняются наз­вать животных, педагог говорит: «Там зайка серенький прыгает во­круг елки», — и показывает «зайчика», шевеля указательным и сред­ним пальцами («ушами»). «Вот так он прыгает по травке в лесу», — соединяет два пальца вместе и передвигает их по столу. Затем просит детей показать, как прыгает зайка.

«Еще там живет медведь, — продолжает игру педагог. — Он вот так топает. (Сжимает кулаки и по очереди сильно стучит ими по сто­лу, передвигая вперед.) И лисичка хитрая живет в лесу. (Плавно и ос­торожно опускает ладони на поверхность стола, изображая, как кра­дется лиса.) В лесу ползает змейка». (Ставит ладонь ребром на поверхность стола и показывает, как она двигается, «переползая» че­рез корни деревьев.)

Змейка воспитателя подползает к змейке, которую изображает малыш, «здоровается» с ней и «предлагает» вместе погреться на сол­нышке.

«В лесу птички порхают с дерева на дерево», — продолжает пере­числять зверей воспитатель. Он перекрещивает кисти рук, разжимает пальцы и машет ладонями, изображая полет птицы. Затем сжимает пальцы в замок и кладет на плечо рядом сидящему малышу: «А вот так птички отдыхают на веточках». При этом можно прочитать такое стихотворение:

Птички летали,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Дети повторяют движения педагога, сажают своих птичек отдох­нуть на плечи сидящих рядом сверстников.

Если малышам понравится игра и они захотят продолжить ее, спра­шивая про других животных, воспитатель должен подыграть им, изо­бразив, как прыгает белка, бегает олень и т. п.

«Гроза»

В эту игру можно поиграть с детьми, когда на улице идет дождь.

Воспитатель предлагает малышам сесть вокруг стола и положить руки на стол: «Сегодня на улице дождик, давайте покажем, как он идет». Педагог выполняет соответствующие движения и побуждает де­тей повторять их: «Закапали капли. (Взрослый стучит двумя пальца­ми каждой руки по столу.) Идет дождь. (Стучит четырьмя пальцами.) Он льет как из ведра. (Сжимает руки в кулаки и стучит тыльной стороной пальцев.) Сверкает молния. (Шипит, пальцем рисует в воз­духе молнию.) Гремит гром. (Барабанит кулаками и хлопает в ладо­ши.) Все быстро убегают домой. (Прячет руки за спину.) А утром яр­ко светит солнце». (Описывает руками большой круг.)

«Бабочки и цветочки»

Воспитатель предлагает малышам сесть за стол друг напротив друга и поиграть: «Летом на солнечной полянке растут разные цве­точки и летают красивые бабочки!» Педагог плотно прижимает ладони друг к другу, затем начинает плавно раскрывать их и расто­пыривать пальцы, не разъединяя запястий. «Ах, какой красивый цветочек распустился! — говорит воспитатель. — Ребятки, он вам нравится? Давайте сделаем много таких цветочков». Взрослый по­могает детям сделать «цветочки», потом говорит: «Выросла целая полянка красивых цветочков, и на нее прилетела бабочка». Педа­гог перекрещивает кисти рук и машет ладонями, изображая, как ба­бочка летает над «цветочками». Затем соединяет ладони под неболь­шим углом др*уг к другу и кладет руки на «цветочек» к наиболее смелому малышу: «Вот так бабочка отдыхает на цветочках!» «Бабоч­ка» летает снова и садится отдохнуть к другому малышу. Потом де­ти изображают бабочек.

Затем предлагает малышам, сидящим по одну сторону стола, изо­бразить цветочки, а детям, сидящим по другую сторону стола — ба­бочек. Действия детей взрослый сопровождает словами: «Летом на по­лянке выросли цветочки, распустили лепесточки... Прилетели бабочки, сели на цветочки. Вот какая замечательная полянка с цветочками и бабочками у нас получилась!»

Если детям понравится эта игра, можно предложить им поменять­ся ролями.

«Башня»

Воспитатель вместе с детьми садится в круг на ковер и говорит: «Сей­час мы все вместе будем строить высокую башню. Но это будет нео­бычная башня, потому что кирпичиками в ней будут наши ладошки». Педагог ладонью вниз кладет руку на ковер: «Это первый кирпичик в башне, а где же второй?» Если никто из детей не решится положить свою ладошку, воспитатель берет руку ребенка, сидящего рядом, и кла­дет ее на свою ладонь: «А вот и второй кирпичик!» Постепенно дети поймут принцип «строительства башни» и начнут сами класть свои ру- ки-«кирпичики». (В игре можно использовать и обе руки.)

В конце игры педагог говорит: «Вот какая высокая башня из ла­дошек у нас получилась!» Затем высвобождает свои руки и хлопает в ладоши: «Эх, сломалась наша башня, давайте строить новую».

«Топ-топ»

Воспитатель предлагает малышам поплясать. В процессе игры он читает стихотворение и выполняет соответствующие действия, побуж­дая детей повторять их:

Топ-топ, топотушки! (Воспитатель стучит ладонями по коленям, чередуя удары.)

Пляшет зайка на опушке! (Располагает руки на уровне груди и поочередно слегка поднимает и опускает их.) Пляшет ежик на пеньке! (Соединяет ладони в замок и поднимает и опускает пальцы.)

Пляшет чижик на сучке! (Ритмичными движениями соединяет и разъединяет подушечку большого пальца с подушечками остальных пальцев.) Пляшет мышка возле норки! (Подносит ладони к голове («ушки»).) Пляшет козочка на горке! (Сжимает руки в кулаки, выпрямляет указательные пальцы и подносит руки к ушам («рожки»).) Пляшет утка на реке! (Соединяет ладони, располагая их параллельно полу, и хлопает, не разъединяя запястий.)

Черепаха на песке! (Одну руку сжимает в кулак, а другой рукой обхватывает его.)

Топ-топ, топотушки! (Стучит ладонями по коленям, чередуя удары.) Пляшут лапки! (Располагает руки на уровне груди и поочередно слегка поднимает и опускает их.) Пляшут ушки! (Подносит ладони к голове.)

Пляшут рожки и хвосты! (Сжимает одну руку в кулак, выпрямляет

указательный палец и подносит руку к голове («рожки»). Другую ладонь

подносит к нижней части спины («хвостик»).)

Что стоишь? (Разводит руки в стороны.)

Пляши и ты! (Вращает ладонями в разные стороны.)

«Пальчики-путешественники»

Эту игру не обязательно проводить сразу от начала до конца, ее можно разделить на несколько этапов.

Воспитатель сажает малышей вокруг стола и начинает рассказы­вать им увлекательную историю. Свой рассказ он сопровождает соот­ветствующими действиями. Можно также показывать подходящие по смыслу яркие картинки.

«Бегут пальчики по дорожке, — педагог перебирает по столу боль­шими и средними пальцами рук, — и слышат: „Мяу-мяу". „Кто это?" — удивились пальчики.

А это кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки,

А в лапках — цап-царапки. (Взрослый показывает, как царапается кошка.)

Позовем кошечку: „Кис-кис". „Мяу", — отвечает кошечка. Ко­шечка ходит тихонько, плавно, спинку выгибает. Лапки у нее мяг­кие, а в лапках — острые коготки. Сейчас мы покажем, как кошеч­ка выпускает и прячет коготки (вытягивает руки вперед и выпрямляет пальцы, затем сжимает пальцы в кулак, педагог несколько раз по­вторяет это движение). Давайте угостим кошечку молоком (подно­сит ладонь ко рту сидящего рядом ребенка). Кошечка лакает языч­ком молоко (просит ребенка показать, как кошка лакает). Накормили пальчики кошку и побежали дальше по дорожке (перебирает паль­цами по столу).

Видят пальчики: сидит в огороде зайка. Зайка летом серый, а зимой белый. У кого самые длинные ушки в лесу? У зайки, конеч­но. И ноги самые быстрые. Зайчик всех боится, от всех убегает. Зай­чишка-трусишка по полю бежал (показывает зайчика: сжимает ла­донь в кулак и распрямляет средний и указательный пальцы), в огород забежал (перебирает пальцами по столу), морковку нашел (сжимает пальцы в кулак), капустку нашел (одну руку сжимает в кулак, а другой рукой обхватывает его), сидит, грызет. Ой! Кто-то идет! (Шевелит пальцами („ушками").) А это собачка пришла. Уви­дел ее зайка, испугался. А вот и собачка увидела зайку, хвостиком машет. Ушки у собачки торчком (распрямляет средний и указатель­ный пальцы), хвостик колечком (сжимает пальцы в кулак, выпря­мляет указательный палец и слегка сгибает его). Собачка лает, чу­жих в дом не пускает: „Ав-ав!" (Сжимает пальцы в кулак, отгибает большой палец и возвращает его на место в такт лаю.) Собачка по­играть хотела, а зайчишка-трусишка в лес убежал (перебирает паль­цами по столу).

Бегут наши пальчики дальше (перебирает пальцами по столу), а навстречу им козочка-коза, зеленые глаза, длинные рога. На шее у ко­зочки колокольчик, он звенит: „Динь-дон". (Педагог предлагает детям по очереди повторить звукоподражание.)

Козочка рогатая, (Сжимает пальцы в кулак, затем выпрямляет мизинец

Козочка бодатая и указательный палец («рога») и вращает кистью руки

Убежала за плетень, влево — вправо, показывает, как бодается коза.)

Проплясала целый день. (Вращает кистями рук.)

Детки, покажите, как козочка пляшет.

Козочка глазками хлоп-хлоп (хлопает в ладоши), ножками топ-топ (топает ногами)! „Ме-е, здравствуй, малыш! — говорит коза. — А твои пальчики плясать умеют? Давай попляшем вместе". Поплясали паль­чики с козочкой. Устала козочка, решила водички попить, а пальчи­ки побежали по дорожке дальше.

А это кто такой красивый: хвост с узорами, сапоги со шпорам? Рано встает, громко поет: „Ку-ка-ре-ку!" Это Петя-петушок.

Петя-петушок, (Изображает петушка, сомкнув подушечки большого

Золотой гребешок, и указательного пальцев

Масляна головушка, и растопырив остальные пальцы.)

Шелкова бородушка.

Давайте угостим петушка, насыплем ему зернышек (имитирует движение). Петушок клюет (стучит сложенными пальцами („клювом") по столу), курочку зовет: „Ко-ко-ко".

Вышла курочка гулять, (Выпрямляет большой и указательный пальцы, смыкая

Свежей травки пощипать, их подушечки, остальные пальцы полусогнуты.)

А за ней цыплятки — (Сжимает пальцы в кулак, затем вытягивает

Желтые ребятки, большой и указательный пальцы и смыкает их подушечки.)

— Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (Размыкает и смыкает пальцы («клюв»).)

Не ходите далеко,

Лапками гребите, (Помахивает кистями рук.)

Зернышки ищите.

Наелись петушок, курочка и цыплята и пошли домой. А пальчи­ки попрощались с ними и отправились дальше (перебирает пальцами по столу).

Смотрят, на лужайке лежит свинка — розовая спинка. У свин­ки хвостик крючком (сжимает пальцы в кулак, кроме указательно­го, оставляя его слегка согнутым), носик пятачком (плотно сжима­ет пальцы в кулак). Давайте сожмем все пальцы в кулачок: „Хрю- хрю-хрю".

Попрощались пальчики со свинкой (машет рукой) и побежали к речке (перебирает пальцами по столу). А к речке утка идет. Идет ут­ка по дорожке (прямые пальцы собраны в щепоть): „Кря-кря-кря, кря-кря-кря!" На ней красные сапожки: „Кря-кря-кря, кря-кря-кря!" (Смыкает и размыкает пальцы („клюв").)

Утка по воде плывет,

Ловко лапками гребет. (Поочередно взмахивает кистями рук.)

За уткой на речку пришли гуси.

• Гуси, гуси! (Соединяет вместе выпрямленные пальцы, большой палец должен

• Га-га-га! быть противопоставлен остальным; сдвигая и раздвигая

• Есть хотите? пальцы, изображает, как гусь открывает и закрывает клюв.)

• Да-да-да!

Давайте насыплем гусям зерен (имитирует движение). Гуси шеи длин­ные вытянули, зернышки подбирают, спасибо говорят (показывает, как гуси клюют зерна: собирает пальцы в щепоть и стучит по столу). На­кормили пальчики гусей, попрощались (машет рукой) и побежали в лес.

В лесу деревьев много, все они высокие, вот такие (поднимает ру­ки вверх, выпрямляет пальцы и широко разводит их). Подул вдруг ве­тер, и деревья закачались влево — вправо (качает руками). Так они с ветерком говорят. Что говорят ветру деревья? Здравствуй, ветерок!

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

Кто же это? Конечно, ежик. Ежик маленький замерз (смыкает пальцы в замок и выпрямляет их) и в клубок свернулся (убирает „игол­ки", согнув пальцы, но оставляя их в замке). Солнце ежика согрело — ежик развернулся (выпрямляет пальцы, показав „колючки"). Чтобы ежику и ежатам всегда было тепло, решили пальчики построить для них домик. Приготовили молоточки (сжимает пальцы в кулак).

Целый день тук да тук, (Стучит большим пальцем о кулак.)

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат —

Строим домик для ежат.

Давайте покажем, какой домик мы построили. Вот с такой кры­шей (поднимает руки над головой, соединив кончики пальцев). Вот с такими'стенами (соединяет прямые ладони, повернув их ребром друг к другу). Вот с таким окошком (подносит ладони ко лбу). Дверь за­кроем вот на такой замок (соединяет пальцы в замок). Теперь мы мо­жем для всех наших друзей: котят, цыплят, утят, щенят — построить домик. И всем в таком домике будет тепло!»

«Пальчики-артисты»

Для этой игры нужно изготовить перчаточных или бумажных ку­кол. Желательно, чтобы их лица были с разнообразной мимикой: ве­селые, грустные и т. д. Можно украсить кукол, пришив (приклеив) им волосы из разноцветных шерстяных ниток, сшив юбочки.

Воспитатель произносит текст и сопровождает свои слова вырази­тельными движениями пальцев:

«Холодно. Осень. Пальцы мои дружно ругают холодные дни. Паль­чик-одуванчик (мизинчик) жалуется: „Ой-ой-ой! Холод-то какой!" Указательный палец шепчет едва слышно: „Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?" Средний палец ворчит: „Ох-ох-ох! Я от ветра оглох!" Безымян­ный палец кричит: „Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!" Здоровяк большой палец восклицает: „Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!"»

Пальчиковые спектакли можно разыгрывать вместе с детьми. Для этого им необходимо сделать такой же комплект кукол, как у воспи­тателя, но меньшего размера.

Хороводные игры

■ Многие педагоги недооценивают воспитательного значения хоровод­ных игр и не уделяют им достаточного внимания в ходе работы с деть­ми раннего возраста. Хороводные игры помогают поддерживать в груп­пе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Эти игры желательно прово­дить не только на праздниках, но и ежедневно в группе, на прогул­ке, на музыкальных и физкультурных занятиях.

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Он предлагает ма­лышам сначала походить по комнате цепочкой, а затем сомкнуть круг.

Можно также предложить детям встать в круг вокруг какой-ни­будь игрушки или ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону:

Встаньте, дети, Встаньте в круг, Встаньте в круг, Встаньте в круг, Ты мой друг И я твой друг, Самый лучший друг!

«Карав

Наши рекомендации