Часть 3. Упражнение «Знакомство» V

Каждый из участников по очереди называет свое имя. Свое имя он произносит трижды: первый раз нейтрально, второй раз произносит свое имя с положительными эмоциями, а третий раз — представляющийся говорит всем участникам по очереди: «Тебя зовут...».

Существует другой вариант знакомства в тренинговой группе. В начале работы все участники тренинга оформляют себе карточку-визитку, на которой указывают свое имя, причем имя может быть как настоящее, так и игровое (имя друга, знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п.). Имя пишут разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать его. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.

Психолог дает 5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению. Своим представлением каждый должен подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляются.

Работа психолога-тренера

Часть 4. Игра «Вопрос — ответ»

Участники образуют полукруг, каждый по очереди становится ко всем спиной, в центр полукруга. Ему задают какие угодно вопросы, на которые он должен ответить, назвав имя спрашивающего.

Часть 5. Игры на отлаженность взаимных лействий

Игра «Печатная машинка»

Группе дается отрывок из широко известной песни. Каждый член группы произносит по одной букве слова, в конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой об пол. Игра идет до полного успешного выполнения этого задания.

Игра «Перепутаница»

Участники группы, взявшись за руки, образуют сложный клубок. Задача того, кто в центре круга, — распутать.

Часть 6. Полвеление итогов

Обсуждение первых впечатлений. Каждый участник тренинга высказывается. Психотренер анализирует работу каждого, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.

Ломашнее залание

Понаблюдать за кем-нибудь в транспорте и попытаться написать в специальной тетради его «психологический портрет»: попытаться угадать его возраст, семейное положение, профессию, эмоциональное состояние в данный момент, представить его в общении с близкими, с коллегами, с начальством.

ЗАНЯТИЕ 2. «Я и другие *

Целы повышение точности межличностного восприятия.

Тактика психотренера: позиция становится менее директивной, теперь он — организатор групповой дискуссии, эмоциональный резонатор.

Рабочая книга практического психолога

Часть 1. «Нетрадиционное приветствие»

Психотренер: «Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, лбами... Ваши варианты?»

Часть 2. Обсуждение ломашнего задания

Часть 3. «Первое впечатление»

Эта процедура аналогична той, что была в домашнем задании, только теперь свои предположения можно проверить.

Ведущий приглашает совершенно незнакомого человека, группе предлагается описать свое первое впечатление: определить его возраст, профессию, интересы, коммуникативные способности и т. д. Каждый записывает свои соображения на бумаге, после чего делится своими соображениями, пытаясь обосновать их.

После того как выскажутся все, участники могут проверить свои предположения в беседе с незнакомцем.

Психолог кратко знакомит участников с основными механизмами межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия и т. д.), объясняет причину неадекватных характеристик, выделяет механизмы восприятия, актуализированные при составлении характеристики незнакомца.

Часть 4. «Аналог»

Участникам надо продолжить диалог, зафиксировав его на листе бумаги.

Ситуация 1

Муж (жена) поздно возвращается домой. 1: «Сколько это будет продолжаться, ладно на меня тебе наплевать, но дети же совершенно тебя не видят». 2:

Работа психолога-тренера

Ситуация 2

Разговор между начальником и подчиненным. Начальник: «Хотя рабочий день уже закончился, я попросил бы вас остаться».

Подчиненный: .........

Как вы продолжите разговор?

Часть 5. Игра «Понятьпартнера»

Один человек из группы выходит на 10 секунд из аудитории. Группа разбивается на два лагеря: те, кто будут демонстрировать неприязнь к вышедшему, и те, кто будет демонстрировать расположение к нему. Все при этом молчат, сохраняют невозмутимое выражение лица, контактируют только глазами.

Ломашнее задание

Попросить у кого-нибудь из очереди пропустить вас вне очереди. Описать ситуацию контакта с незнакомым человеком, свои ощущения и мысли по этому поводу.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: уяснение социальных ролей участников, приобретение и тренинг навыка принятия компромиссного решения; развитие способностей к децетризации.

Часть 1. Обсуждение домашнего задания

Часть 2. «Комплимент»

Сидя в кругу, каждый участник должен сделать комплимент партнеру, сидящему слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать об этом. Тот, кому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

Часть 3. Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут:

Рабочая книга практического психолога

«Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.

В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.

Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот. Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.

Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у 2-го по значению и так далее до 15-го, наименее важного для вас».

Список предметов:

■ Секстант.

■ Зеркало для бритья.

■ Пятигаллоновая канистра с водой.

■ Противомоскитная сетка.

■ Одна коробка с армейским рационом.

■ Карты Тихого океана.

■ Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной). t .

■ Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.

■ Маленький транзисторный радиоприемник.

■ Репеллент, отпугивающий акул.

■ Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.

■ Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов.

Работа психолога-тренера

■ Пятнадцать футов нейлонового каната.

■ Две коробки шоколада.

■ Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания.

Это упражнение на групповое принятие решений. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. . Психотренер может дать группе следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху.

После того как группа закончила свою работу, ее необходимо познакомить с мнением экспертов.

Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой

Рабочая книга практического психолога

смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Предметы следует расположить так:

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовой банкнотой и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.

9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность.

12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

Работа психолога-тренера

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант без таблиц и хронометра бесполезен.

Часть 4. Полвеление итогов

После того как группа познакомится со списком, составленным экспертами, можно начать обсуждение линии поведения отдельных участников. Обсудить, что помогало, а что мешало процессу достижения согласия? Кто проявил себя лидером? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе ? Какие действия предпринимались участниками группы для «протаскивания» своих мнений? Как улучшить принятие решений группой?

Аомашнее залание

Вспомнить и записать недавний конфликт, возникший на работе или в семье.

Наши рекомендации