Часть 5. «мои сильные стороны»

«Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности.

Существенно также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам несвойственны и вы хотите выработать их в себе.

Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не умаляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...» и т. п.

Вам дается на это 3 минуты. Даже если вы окончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали и просить разъяснения, но не имеют права высказываться.

Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3-х минут ведущий даст сигнал, означающий, что время перво-

Рабочая книга практического психолога

го истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.

Комментарий.

Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики пресекается.

Работа может быть организована в режиме большого круга, а при большом количестве участников — в микрогруппах по 7-8 человек.

Часть 6. «ЭМИГРАЦИЯ»

«Предположим, что вы решили совсем уехать из страны. Как вы думаете, сколько человек и кто конкретно пожалеет об этом? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Сколько человек и кого именно обрадует ваше решение уехать? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми?

Составьте два перечня имен и ответьте на эти вопросы».

Комментарий.

После окончания работы целесообразно обсудить этот материал в микрогруппах (3-4 человека).

Часть 7. «КТО Я?»

«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на этот вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще вы могли бы ответить на этот же вопрос сегодня. Может быть, вы что-то хотите добавить, а написанное ранее изменить или совсем убрать. Все в ваших силах, вы вправе сделать это сейчас.

Работа психолога-тренера

У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос «Кто Я?» Комментарий. См. раздел «Первое занятие», упражнение 7.

Аомашнее залание «ИНТЕРВЬЮ»

«Подумайте о каждом члене группы и сформулируйте для него один вопрос, на которой он должен будет ответить во время интервью на следующем занятии.

Вопрос должен быть «личностного» плана.

Анкетирование «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

См. раздел «Первое занятие».

Полвеление итогов

В конце занятия подводятся итоги. Затем каждый участник отвечает на вопрос: «Над чем мне еще нужно поработать на следующем занятии?»

ЗАНЯТИЕ 3

Цель занятия — способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Рекомендации ведущему

На этом занятии основное внимание обращается на анализ участниками овоих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности.

В процессе этой работы участнику необходима теплая поддержка всех членов группы.

Примерное солержание занятия

Часть 1. «ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»

«Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Вы договорились по телефону о дне, времени, месте вгтрг-ш

Рабочая книга практического психолога

и о «пароле», по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди. Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или...

Время для этой работы 3-5 минут.

Затем члены группы садятся в большой круг и читают по очереди написанное.

Комментарий.

Вариант: каждый член группы сдает свой лист с описанием «портрета» ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по этому описанию, чей же это портрет.

Часть 2. «ЛЕВИЗ»

«Был в старину обычай — изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.

Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру и в целом, и к себе». На формулировку девиза дается 5-7 минут.

Затем участники по очереди зачитывают свои девизы и, в случае необходимости, дают пояснения.

Комментарий.

Варианты:

1. В дальнейшем на тренинговых занятиях участники выступают под своими девизами.

2. Участники в конце каждого занятия работают над совершенствованием своего девиза, делая его более четким, ясным, кратким и действительно отражающим жизненные установки каждого из них.

Работа психолога-тренера

3. После обсуждения индивидуальных девизов участники формируют девиз группы — основной принцип взаимоотношений и взаимодействия в группе.

Часть 3. «ИНТЕРВЬЮ»

«Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими — довольно трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы именно так: душевно и чистосердечно.

Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы. И каждый готов дать интервью. Основное правило этого интервью — отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы.

Одним словом, вы — очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто первым готов давать интервью?»

Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы.

Остальные начинают по очереди (по кругу) задавать вопросы.

Комментарий.

Ведущий должен следить за тем, чтобы интервью с одним участником не затягивалось слишком долго (не более 5 минут), и чтобы ответ на вопрос был действительно искренним и откровенным, и чтобы все члены группы участвовали в беседе. При этом интервьюируемый вправе не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему.

Вариант — если время на все интервью ограничено, тогда сам интервьюируемый называет тех членов группы, чьи вопросы он хотел бы услышать. Эти участники по очереди задают свой вопрос.

Рабочая книга практического психолога

Часть 4. «АВТОПОРТРЕТ»

Каждый участник в течение 5-7 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Но в характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека. Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать «Мне доставляет много переживаний мой маленький рост».

Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т. д. После написания характеристик участники сдают их ведущему (или одному из членов группы), который, перемешав листы, начинает зачитывать «автопортреты».

Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.

Комментарий.

Ведущему целесообразно приготовить для этого упражнения стандартную бумагу, чтобы у всех участников были одинаковые листы для написания психологического автопортрета. Работу над автопортретами лучше проводить на фоне музыкального сопровождения.

Часть 5. «КАРУСЕЛЬ»

«Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».

Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к

Работа психолога-тренера

центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них, и оказываются перед новым партнером). Таких переходов будет несколько.

Причем каждый раз роль участника задает ведущий.

Примеры ситуаций «встреча»:

1) «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече».

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минут. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примечание: эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

2) «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится (работает)».

3) «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

4) «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека».

5) «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую) и вы так рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами».

Комментарий.

Ведущему следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор.

После очередного перехода, смены партнеров ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каждого круга, например участники внутреннего круга иг-

Рабочая книга практического психолога

рают роль испуганного ребенка, а внешнего — взрослого, который должен успокоить малыша.

Наши рекомендации