Анкетирование «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

Последней процедурой каждого занятия является заполнение анкеты «Обратная связь».

Тренинговое имя_____________________________

1. Степень включенности: 012345678910

Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

2. Твои основные ошибки в ходе занятий:

а) по отношению к себе___________________________

б) по отношению к группе________________________

в) по отношению к ведущему______________________

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный прорыв, что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

4. Что тебе очень понравилось на прошедшем занятии? Почему?

5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. д.)

Рабочая книга практического психолога

Комментарий.

Ведущему целесообразно заготовить бланки анкеты (если есть такая возможность). Если бланков нет, то ведущий просто зачитывает вопросы, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают анкеты.

Полвеление итогов

Ведущий напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия, перечисляет, что нужно принести для работы.

ЗАНЯТИЕ 2. «Привет, индивидуальность!»

Цель занятия — закрепить треннговый стиль общения, продолжить самораскрытие и открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

Рекомендации ведущему

Второе занятие целесообразно начать с анализа анкет «Обратная связь». Обратите внимание участников на степень их включенности в занятие и на те причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть искренними и откровенными. Не называя тренинговых имен, остановитесь на наиболее типичных ошибках членов группы, отметьте значимые для них эпизоды прошедшего занятия.

Откровенно перечислите то, что не понравилось участникам, и, конечно, проанализируйте замечания и пожелания вам как ведущему. Обязательно скалсите, как вы собираетесь реагировать на эту критику в ходе второго и последующих занятий.

Данное занятие, в основном, посвящено работе над раскрытием каждым участником своих сильных сто-

Работа психолога-тренера

рон. При этом следует иметь в виду, что работа над собой — это не только разбор ошибок и преодоление слабостей, отрицательных качеств и привычек, но и анализ тех качеств, которые помогают в борьбе с самим собой на пути самосовершенствования. Это, пожалуй, более важная сторона — поиск не виновника, а помощника и сподвижника самосовершенствования.

У каждого человека есть свои сильные стороны, которые помогают в различных ситуациях, но многие просто не привыкли думать о себе в позитивном ключе, чаще обращая внимание на свои недостатки.

Задача этого занятия — провести «инвентаризацию» именно сильных сторон личности каждого участника.

В самом начале участникам следует напомнить о главных правилах тренинга и в дальнейшем придерживаться определенной схемы занятия: психологическая разминка в виде приветствия, аналитическая работа над собой, основное упражнение, заключительные процедуры.

Примерное содержание занятия

Часть 1. «ПРИВЕТ, ИНАИВИАУАЛЬНОСТЫ»

Участники садятся в большой круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера.

Комментарий. Участники могут обращаться непосредственно ко всем сразу или к конкретному человеку, например к партнеру, сидящему справа. Во время этой психологической разминки участники должны настроиться на доверительный стиль общения, помочь друг другу включиться в продуктивную работу, продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение ко всем членам группы.

Следует обращать особое внимание на то, какими словами каждый участник приветствует своего партнера, на его манеру устанавливать контакт.

Ведущему целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, и самому продемонстри-

Рабочая книга практического психолога

ровать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт — приветствия человека.

Часть 2. «ПОГОВОРИМ О АНЕ ВЧЕРАШНЕМ...»

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогало в работе над собой? Что так и не получилось? В чем причины? Какие претензии есть к членам группы, к ведущему? Все ли понятно в правилах, по которым работает группа? Может быть, есть предложения по их изменению?

Комментарий.

Работа может быть организована или в режиме большого круга, или в микрогруппах по 7-8 человек.

В ходе этого упражнения необходимо создать атмосферу спокойного и откровенного обсуждения. Высказываются только желающие.

Часть 3. «СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ АРУГ»

Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает «психологический портрет» кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В «портрете» должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.

Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные пытаются угадать, чей это портрет.

Комментарий.

Во время обсуждения участники называют свои кандидатуры, аргументируя принадлежность «психологического портрета» именно им. Тот, кто узнал себя в представленном портрете, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор «психологического портрета» не должен сразу говорить, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие.

Работа психолога-тренера

Часть 4. «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»

Члены группы садятся в большой круг и рассказывают, какие ласковые имена они вспомнили, выполняя домашнее задание, какие чувства испытывали при этом и т. д.

Комментарий.

В ходе этого упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими. Целесообразно организовать процесс в парах, когда участник обращается к другому и говорит этому человеку то, что он приготовил дома.

Наши рекомендации