Индивидуальное консультирование лиц, страдающих фобиями
Слово «фобия» в переводе с греческого означает «страх, ужас». Фобия отличается от обыкновенного страха тем,
Рабочая книга практического психолога
что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия — это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие — реже.
Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи.
Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако все они — результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа психолога — найти причину страха, проанализировать его, изучить.
Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.
Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства.
Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией.
Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна.
Работа психолога-консультанта
Арахнофобия (боязнь пауков) и герпетофобия (боязнь змей) — явления очень распространенные. Причины этих фобий надо искать в раннем детстве, когда ребенок слышит от родителей непривлекательные истории об этих существах. Следует отметить, что герпето-фобию испытывают, в основном, женщины. Фрейд объяснял это, исходя из значения символа змеи. Змеи символизируют фаллос, а по мнению Фрейда, женщины испытывают страх перед половым органом мужчины.
Фобию также следует разграничивать с отвращением. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, наоборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия.
Предлагаем схему быстрого лечения фобий. Этот метод был разработан Ричардом Бэндлером:
1. Попросить рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх, психологическую травму. Делать это следует побыстрее, чтобы излишне не травмировать психику пациента.
2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, какой-то колющий или режущий предмет, которого пациент опасается. Сразу же можно выяснить, как пациент воспринимает предмет и защищается от него. После проведения консультации можно будет дополнительно проверить, исчезла ли эта боязнь.
3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится.
4. Попросить клиента мысленно перенестись в кинобудку и посмотреть на себя, сидящего в зале.
5. Дать инструкцию пациенту:
«На экране будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим
Рабочая книга практического психолога
страх событием, само событие, а затем «счастливый» конец —: ведь вы остались живы!).
Вы не должны смотреть на экран, ведь вы и так знаете, что там будет происходить!
Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т. д.).
Когда вы увидите по поведению сидящего в зале своего двойника, что фильм закончился, остановите последний кадр на экране».
6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стоп-кадр на экране. Он сразу станет цветным.
7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди будут двигаться в обратную сторону, спиной вперед). Фильм может сопровождаться музыкой. Закончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления).
После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, перенесения в кинобудку и т. д. Повторение не помешает!
8. После этого можно снова представить себе фобий-ную ситуацию и определить свое отношение к ней. Подумайте о страхе ограбления. Изменилось ли что-то в вашем состоянии? Если страх исчез — все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что пациент не понял, что неправильно сделал.
9. Можно дополнительно проверить лечебный эффект на ситуации с колюще-режущим предметом в комнате. Страх должен исчезнуть или значительно уменьшиться.
Очень силен в человеке так называемый ночной страх. Первые, кто приходит на ум при беседе об этой фобии — это дети. Хотя не всегда эта детская болезнь проходит.
Работа психолога-консультанта
В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистенциальной терапии, НЛП.
Наиболее известной методикой работы с фобически-ми реакциями является НЛП, техника диссоциации. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых способов поведения.
Предлагаем пример коррекции фобии темноты у подростка.(Пример взят из статьи Барабаш П. И. «Методика работы с фобией у детей».)
Женщина обратилась с просьбой помочь мальчику 10 лет, по ее рассказу, мальчик боялся темноты с 4-х лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Работа психолога с мальчиком проходила в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице было уже темно. Далее приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями, включая элементы установления раппорта.
— Привет! Как тебя зовут?
— Петя.
— Петя, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит?
— Я боюсь.
— Петя, а чего ты боишься?
— Темноты.
Психолог прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх.
— А что бы ты хотел ощущать, когда выходишь на улицу?
— Не бояться.
Это — цель, но она сформулирована через отрицание, поэтому необходимо уточнить.
Рабочая книга практического психолога
— Не бояться чего?
— Темноты.
— Зачем тебе это надо?
— Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку, рыбачить рано утром.
Цель сформулирована позитивно, можно идти далее. Теперь имеет смысл поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится.
— Петя, а как ты знаешь, что ты боишься?
— Просто знаю.
— А где ты испытываешь страх? Может быть, в пятке, или в животе?
— Не знаю.
— Где прячется твой страх?
— Не знаю.
— А хотелось бы тебе узнать? -Да!
— Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке.
Петя выходит на улицу и быстро возвращается. У него наблюдается напряжение во всем теле, асимметричная поза, цвет лица бледный, губы слегка дрожат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиология подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте.
— Мой страх находится здесь, — говорит он, показывая на грудь.
— Ладно, садись. На какие отметки ты учишься в школе?
— На «4» и «5».
— А что у тебя по рисованию?
— Пять.
— Это самая высокая оценка? -Да.
— А на сколько баллов ты оценишь свой страх?
Работа психолога-консультанта
— Я не знаю.
— Ну, тогда выйди на улицу, узнай.
— На все пять баллов, — отвечает он, вернувшись.
— Точно?
— Сейчас схожу, еще раз проверю.
— Точно на пять, — подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра.
— Хорошо, садись вот сюда. Удобно? Расслабься и усаживайся поудобнее. Петя, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом, чтобы он позволил тебе ходить по темноте на речку?
— Хотел бы.
— Петя, спроси Страх, хочет он с тобой поговорить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонечко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе «да». Закрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет «да»; или станет слабее, когда будет говорить «нет». И кивни мне, когда он скажет «да».
В данном случае психолог договаривается о сигналах доступа.
— Да, — кивает головой.
— Хорошо, Петя. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить.
Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил.
— Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страх, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим?
— Он хочет, чтобы я спотыкался, падал, больно ударялся.
Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы.
— Ой, как интересно. Поблагодари Страх за честный ответ и спроси его — а зачем ему это нужно, чтобы ты падал?
Рабочая книга практического психолога
— Тогда я не буду нравиться девочкам.
— Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится и спроси его, а зачем ему нужно, чтобы ты не нравился девочкам?
— Тогда я не уйду из семьи (фобия сформировалась, скорее всего, из-за неудачного объяснения мальчику причины ухода отца из семьи).
— Скажи ему спасибо. Спроси Страх, а если ты не уйдешь из семьи, то что будет?
— Я буду хорошим человеком.
Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться.
— А, так Страх хочет, чтобы ты был хорошим человеком. Это же здорово. Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему: «Спасибо тебе за то, что ты обо мне заботишься». Он настоящий друг. И спроси его, — он хотел бы, чтобы ты называл его теперь Другом? Да или нет?
— Да, он хочет, чтобы я называл его Другом.
— Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться темноты. И спроси, хотел бы Друг научиться помогать тебе еще и другим способом быть хорошим человеком.
Часть готова к изменениям, готова обучиться новым способам поведения, осталось ее научить.
— Да, хотел бы научиться.
— Конечно, он же настоящий Друг. У тебя много хороших друзей. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь?
— Хотел бы.
— Скажи ему спасибо. Как ты будешь его называть?
Работа психолога-консультанта
— Его зовут Учитель.
Теперь мы идентифицировали еще одну часть личности. И мы можем организовать между двумя частями вполне определенную и полезную коммуникацию, целью которой будет обучить Друга с помощью Учителя.
— Петя, попроси теперь Друга сообщить Учителю, что он хочет, чтобы ты был хорошим человеком. И пусть Учитель начнет сообщать Другу множество всевозможных способов, как ты можешь стать хорошим человеком. Может быть, еще лучше, чем прежде. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе «да», и ты будешь мне легонечко кивать головой.
Кивает через некоторые промежутки три раза.
— Поблагодари Учителя, он хорошо справился со своей работой. И спроси Друга: «Друг, тебе нравятся эти новые способы поведения, да или нет?».
Кивает, головой.
— Спроси Друга: «Друг, ты согласен приступить к новым способам поведения уже прямо сейчас?»
Кивает головой.
— Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому.
Кивает головой.
— А теперь сходи на улицу и принеси мне ночную фиалку. Я хочу показать очень интересный фокус. И мне нужен этот цветок.
Петя вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Он вернулся через 9-10 минут и принес целый букетик цветов. Цвет кожи лица у него был розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела — симметричная.
— Петя, насколько баллов теперь ты боялся?
— Ну, наверное, на полбалла.
Такой ответ вполне устраивает, т. к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность. Кон
Рабочая книга практического психолога
сультирование заняло не более 40 минут по времени. В следующие дни мальчик ходил с ребятами на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные истории.
Возможной причиной фобии этого мальчика было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть «бабником», как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи и продолжалась почти четыре года.