Старший воспитатель Заведующая
ДОУ 17 ПЛАН
Структура плана
Оформление титульного листа.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель Заведующая
___________________________ _____________________
(название учреждения) (название учреждения)
____________________________________ ____________________________
(Ф.И.О.) (Ф.И.О)
от "_____"________________2017г. от "____"_______________2017г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
На 2017 - 2018 учебный год
___________________,
(Ф.И.О.)
Педагога-психолога
____________________________________________________
(полное название образовательного учреждения
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в ДОУ следующие:
- Конвенция о павах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Статья №42,….
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Комментарии Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 к ФГОС дошкольного образования (комментарии к разделу III пункта 3.2.3.
(«Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО в соответствии с новым законодательством», см. статью М.В.Зиновьева, А.В.Крупенина в журнале «Справочник педагога-психолога» №2, 2014)
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26августа 2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
-Информационное письмо «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 10февраля 2015г №13р – 268/ 07(практически материалы могут быть использованы педагогами-психологами различных образовательных организаций)
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
- письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 "О психолого -медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения";
- письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения";
- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся (воспитанников) в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
-Письмо Минобразования и науки РФ от 02.03.2016г. №07-871 «Опсихологической службе образования в Российской Федерации»
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Деятельность педагога-психолога ДОУ в 2017-18 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовывать индивидуальный путь развития.
Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Цель и задачи педагога-психолога ДОУ:
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:
-побуждений, мотивов и интересов
-сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижений
-способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера
-элементов творчества
-положительного отношения к миру, себе и другим людям
Задачи:
-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей
-предотвращение и преодоление трудностей в развитии воспитанников, предупреждение нарушений приспособления к среде
-определение индивидуальных образовательных потребностей дете
-участие в подготовке и создании психологических условий преемственности в процессе непрерывного образования
-обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды
-повышение психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение их информацией по психологическим проблемам
Содержание деятельности современного педагога-психолога, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников. Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям ( недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления)
3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей на разных видах деятельности
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности участников совместной деятельности и общения
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании»ст.34, п.1.9)
8. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
1.Психологическая диагностика
2. Психологическая профилактика/ просвещение
3.Развивающая и коррекционная работа
4.Психологическое консультирование
5.Экспертная деятельность
Психологическая диагностика
-оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов
-психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка ( по запросу родителей, педагогов в течение учебного года)
- психодиагностическая работа в адаптационный период и в периоды возрастных кризисов (3 и 7 лет)
-психодиагностика психологической готовности к обучению в школе
- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности
- психодиагностическая работа по изучению психологической безопасности и климата в учреждении
-психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ
Психопрофилактика и психологическое просвещение (1.Психопрофилактика в контексте с ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога)
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),предупредить нарушения в становлении личностных и индивидуальных сфер через создание благоприятных психогигиенических условий образовательном учреждении.
2.Психогигиенапредполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Для достиженияцели предполагается продуктивное взаимодействие психолога с воспитателями, родителями, направленное на содействие в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО:
-Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
-Уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других
-Не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство, и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды
-Условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей
-Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие воображения, мышления, фантазии и творчества
-Создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологическом и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе с ограниченными) возможностями здоровья; посредство проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком
Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:
*предотвращение дидактогений
*содействие в организации конструктивного общения детей в группе
*профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ
*создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте
* психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ
*психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса
3.Психологическое просвещениепредполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.
Методическая тема
Название работы | Условия проведения -с кем проводится: дети, педагоги, родители -используемая методика, программа | Сроки | Ответственный | Предполагаемый результат (Цель) |
Психологическая диагностика Психологическое просвещение и психологическая профилактика Психологическое консультирование Коррекционно-развивающая работа Экспертная деятельность -Психологическая безопасность среды: *комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим *доброжелательный стиль общения взрослого с детьми *целесообразность в применении приемов и методов *использование приемов релаксации в режиме дня *правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок -Комплексный медико-психолого-педагогический анализ соответствия развивающей среды групп возрастным особенностям детей *содержательно насыщена *трансформируема *полифункциональна *вариативна *доступна безопасна -Участие в работе ПМПк ДОУ -Участие в экспертизе индивидульно-коррекционных программ для сопровождения детей в рамках ПМПк -Посещение занятий аттестуемого педагога -Участие в тематической проверке в ДОУ «Психологическая безопасность» -Утверждение коррекционно-развивающих программ Методическая работа |
ДОУ 17 ПЛАН
Структура плана
Оформление титульного листа.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель Заведующая
___________________________ _____________________
(название учреждения) (название учреждения)
____________________________________ ____________________________
(Ф.И.О.) (Ф.И.О)
от "_____"________________2017г. от "____"_______________2017г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
На 2017 - 2018 учебный год
___________________,
(Ф.И.О.)
Педагога-психолога
____________________________________________________
(полное название образовательного учреждения
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в ДОУ следующие:
- Конвенция о павах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Статья №42,….
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Комментарии Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 к ФГОС дошкольного образования (комментарии к разделу III пункта 3.2.3.
(«Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО в соответствии с новым законодательством», см. статью М.В.Зиновьева, А.В.Крупенина в журнале «Справочник педагога-психолога» №2, 2014)
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26августа 2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
-Информационное письмо «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 10февраля 2015г №13р – 268/ 07(практически материалы могут быть использованы педагогами-психологами различных образовательных организаций)
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
- письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 "О психолого -медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения";
- письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения";
- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся (воспитанников) в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
-Письмо Минобразования и науки РФ от 02.03.2016г. №07-871 «Опсихологической службе образования в Российской Федерации»
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Деятельность педагога-психолога ДОУ в 2017-18 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовывать индивидуальный путь развития.
Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Цель и задачи педагога-психолога ДОУ:
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:
-побуждений, мотивов и интересов
-сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижений
-способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера
-элементов творчества
-положительного отношения к миру, себе и другим людям
Задачи:
-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей
-предотвращение и преодоление трудностей в развитии воспитанников, предупреждение нарушений приспособления к среде
-определение индивидуальных образовательных потребностей дете
-участие в подготовке и создании психологических условий преемственности в процессе непрерывного образования
-обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды
-повышение психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение их информацией по психологическим проблемам
Содержание деятельности современного педагога-психолога, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников. Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям ( недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления)
3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей на разных видах деятельности
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности участников совместной деятельности и общения
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании»ст.34, п.1.9)
8. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
1.Психологическая диагностика
2. Психологическая профилактика/ просвещение
3.Развивающая и коррекционная работа
4.Психологическое консультирование
5.Экспертная деятельность
Психологическая диагностика
-оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов
-психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка ( по запросу родителей, педагогов в течение учебного года)
- психодиагностическая работа в адаптационный период и в периоды возрастных кризисов (3 и 7 лет)
-психодиагностика психологической готовности к обучению в школе
- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности
- психодиагностическая работа по изучению психологической безопасности и климата в учреждении
-психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ
Психопрофилактика и психологическое просвещение (1.Психопрофилактика в контексте с ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога)
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),предупредить нарушения в становлении личностных и индивидуальных сфер через создание благоприятных психогигиенических условий образовательном учреждении.
2.Психогигиенапредполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Для достиженияцели предполагается продуктивное взаимодействие психолога с воспитателями, родителями, направленное на содействие в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО:
-Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
-Уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других
-Не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство, и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды
-Условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей
-Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие воображения, мышления, фантазии и творчества
-Создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологическом и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе с ограниченными) возможностями здоровья; посредство проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком
Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:
*предотвращение дидактогений
*содействие в организации конструктивного общения детей в группе
*профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ
*создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте
* психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ
*психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса
3.Психологическое просвещениепредполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.