Этапы экспериментального исследования.
Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.
1. Первым этапом собственно исследования является Первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он не удовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т. д.
2. После первичной постановки проблемы наступает Этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.
3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее.
4. Исследователь должен Выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему:
а) управлять независимой переменной;
б) регистрировать зависимую переменную.
Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.
5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.
6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как Популяцию, или Генеральную совокупность. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.
7. Проведение эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого.
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация. Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.
Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.
9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».
10. Конечным продуктом исследования являются Научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Лабораторный эксперимент.
Лабораторный эксперимент проходит в лабораторных условиях с помощью специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что над ним экспериментируют. Последнее условие иногда может нарушать естественность протекания психических явлений. Этого недостатка лишен естественный эксперимент (термин введен А.Ф.Лазурским в 1910г.): исследование проводится в обычных естественных условиях (например, в процессе урока) и, таким образом, исключается то напряжение у испытуемого, которое возникает в ходе лабораторного эксперимента.
Естественный эксперимент.
Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.
Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.
Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии.
Естественный эксперимент бывает двух видов: констатирующий (изучается какое-то явление, делаются выводы о наличии/отсутствии определенного признака, сумме признаков, особенностей) и формирующий (служит одновременно и средством исследования и средством формирования изучаемого явления, т.е. создаются такие условия, при которых у испытуемых формируются желаемые психические качества (например, культура общения).
Формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование.
В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
Метод тестов.
К психодиагностическим методам относятся тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия.
Тест в переводе с английского означает "проба", "испытание". Термин был введен в практику в конце прошлого столетия американским ученым Дж.Кеттелом, широкое же распространение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине и Т.Симон разработали специальную систему, для определения умственного развития или одаренности детей. Тест - это кратковременное задание, с помощью которого психолог стремится установить определенные психологические качества личности. В некоторых случаях для получения верной информации об испытуемом желательно метод тестов сочетать с другими психологическими методами, т.к. факт решения или нерешения теста еще не определяет внутренних причин изучаемого явления.
Метод опроса.
Опрос – это метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Цель метода – получение информации со слов опрашиваемых. В зависимости от цели исследования, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:
· письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;
· устными
Письменный опрос позволяет охватить большее кол-во людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная его форма – анкетирование.
1) Анкетирование – предназначенный для самостоятельного заполнения. М. проводиться заочно и анонимно.
Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и поэтому д. б. предельно ясна респонденту. В противном случае б. получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать ??, непонятные испытуемому. Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему ??. По форме вопросы бывают:
¾ закрытые – респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Подразделяются на ?? типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».
¾ открытые – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как пожелает. Напр., отвечая на вопрос: «Что привлекает вас в вашей работе?», респондент указвает основные привлекательные для себя факторы.
¾ полузакрытые – когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Напр., «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.
¾ прямые. Прямой вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, напр., «Удовлетворены ли Вы своей работой?»
¾ косвенные. Косвенные вопросы – это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается инф-ция, которую трудно получить путем прямых вопросов.
Количество ?? д. б. в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству ?? часто характеризует профессиональную подготовку исследователей. Результат исследования зависит от многих факторов, в т.ч. от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить п-й контакт с респондентами.
Достоинства: возможность массового охвата большого количества лиц в небольшой срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, легкость обработки, проведение анкет не требует квалификации. Недостатки: нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, напр., устная беседа.
2) Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Достоинство: позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, т.к. ??, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Недостатки: требует больше времени для проведения + наличия специальной подготовки исследователя, т.к. степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя. Бывает двух типов:
¾ Метод беседы. Отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание ?? изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователем хорошего контакта с испытуемым. Является универсальным и м. применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения.
Беседа служит основным способом получения инф-ции об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д. Схема опроса будет различной в зависимости от его целей. Напр., если опрос проводится с целью профессионального отбора, то содержание его вопросов д. б. направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности. При проведении беседы важно уметь слушать собеседника для того, чтобы извлечь полезную информацию. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека.
Достоинства: в отличие от анкетирования, при беседе м. выяснить непонятные вопросы, изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Недостатки: обрывочное восприятие, низкая эффективность при восприятии устной речи (м.б. и у исследователя, и у собеседника)
¾ Интервью – разновидность беседы, беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений. Взаимодействие психолога и испытуемого с глазу на глаз, вопросы задаются по определенному плану.
· Стандартное интервью, предполагающее заранее подготовленные вопросы и задания для испытуемых (прим. для получения начальной, первичной информации о п-х явлениях + для формулировки рабочих гипотез).
· Нестандартное интервью – допускает переформулировку вопросов в процессе опроса без права выхода за предложенную область обсуждения (предъявляет более высокие треб-я к коммуникационным способностям интервьюера).
Метод интервью в психологии отличается от применяемого, напр., в социологии. Иногда опросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только для первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, м.дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Достоинство: возможность варьировать вопросы. Недостатки: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить небольшое количество человек.
3) Экспертная оценка – это метод, основанный на использовании знаний др. людей (экспертов), компетентных в изучаемом вопросе. Проводится опрос экспертов, а затем обобщаются ответы. Анализ данных – с помощью приемов статистической обработки. Метод эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и п-го климата. Основными этапами метода являются:
· подбор экспертов,
· проверка опроса
· обработка результатов исследования
Экспертный опрос м.б. как анонимным, так и нет. В качестве работы экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. + Компетентные лица: воспитатели д/с и школ-интернатов, классные руководители. При этом они должны хорошо знать испытуемых и успешно владеть наблюдаемым процессом. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя.
Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Эти методы основаны на самонаблюдении опрашиваемых, поэтому даже если испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и поэтому не всегда верными.