Наблюдение как основной метод психологического исследования.
Наблюдение – основной метод исследования в психологии наряду с экспериментом. Обычно проводится в естественных условиях, без активного вмешательства: записывай то, что видишь, но не вмешивайся в ход наблюдаемого процесса. Т.е. наблюдателю отводится относительно пассивная роль. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Важные моменты в наблюдении:
ü формулировка цели, которая бы способствовала концентрации внимания исследователя на том, что подлежит изучению;
ü заблаговременное продумывание стратегии наблюдения (что и где наблюдать, каким образом регистрировать результаты, ожидаемые эффекты и др.)
Разновидности метода наблюдения:
· самонаблюдение, или интроспекция – наблюдение за собственными психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями, используется только в П.. Исследователь наблюдает и анализирует свои переживания, состояния, отношения к кому-то или чему-то. Слабое место метода – низкая достоверность в связи с субъективными истолкованиями наблюдаемых процессов. Самонаблюдение м. б. лишь фазой исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.
· внешнее наблюдение (объективное) – используется в П. чаще всего. Дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях (пр.: ребенка м. наблюдать в условиях обучения в школе). По внешним проявлениям п-г судит о внутренних причинах поведения, эмоц-м состоянии, затредненности изучаемого материала, об отношениях со сверстниками. Однако п-га интересует не любое проявление поведения, а то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. При изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним п-м содержанием более или менее сложно, объективное Н., сохраняя свое значение, по большей части д. дополняться другими методами исследования. Широко пользуется объективным методом наблюдения психология ребенка.
· включенное наблюдение – это разновидность метода наблюдения, обеспечивающего исследователю «шапку-невидимку». Психолог незаметно внедряется в группу испытуемых и выполняет с ними совместную работу. Испытуемые привыкают и ведет себя естественно, что и обеспечивает более высокую объективность результатов наблюдения.
Научное наблюдение имеет ряд важных требований, которых не имеет житейское наблюдение:
1. Определение четкой цели и задач (для чего наблюдать?).
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Для научного наблюдения характерным является не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Различают два вида наблюдений:
· научно-психологическое (требует специальной подготовки и научных знаний)
· психолого-педагогическое (например, изучение познавательной, интеллектуальной сфер школьников).
Достоинство: позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Недостатки: на результаты наблюдения могут существенно влиять личностные особенности наблюдателя, также длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что также увеличивает опасность неточных записей, кроме этого, данный метод требует значительных затрат времени. Поэтому, наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство исследователя в поведение испытуемого.
48. Виды наблюдения + конспект.
· Стандартизированное – проведенное строго в соответствии с намеченной программой. Заключается в последовательном и целенаправленном восприятии и предполагает:
1. четкий план наблюдения
2. фиксацию результатов наблюдения
3. построение гипотезы, объясняющей наблюдаемое явление
4. проверку гипотезы в последующих наблюдениях
· Свободное наблюдение – не имеет заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще всего применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования.
· Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Используется тогда, когда необходимо, напр., изучить психологию поведения и взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдения извне, со стороны замкнутых преступных групп, религиозных сект и др. замкнутых объединений людей. Сам п-г на время становится активным участником этого процесса и фиксирует его как бы изнутри. Здесь можно выделить наблюдение:
v полное включенное – проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие п-га неизвестны наблюдаемым. Он вступает в группу и принимает участие в ее деятельности наравне с другими.
v простое включенное – исследователь выбирает для себя нейтральную позицию, не принимая активного участия.
· Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей.
· Внешнее наблюдение (объективное) – используется в П. чаще всего. Дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях (пр.: ребенка м. наблюдать в условиях обучения в школе). По внешним проявлениям п-г судит о внутренних причинах поведения, эмоц-м состоянии, затредненности изучаемого материала, об отношениях со сверстниками. Однако п-га интересует не любое проявление поведения, а то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. При изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним п-м содержанием более или менее сложно, объективное Н., сохраняя свое значение, по большей части д. дополняться другими методами исследования. Широко пользуется объективным методом наблюдения психология ребенка.
· Скрытое наблюдение – наблюдаемый не знает и не подозревает, что за ним ведется наблюдение. Используется тогда, когда характер наблюдаемого процесса может существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблюдают. Для скрытого наблюдения м. использоваться магнитофон, видеокамера, зеркало Газелла. Так нередко наблюдают поведение и взаимоотношения детей в процессе игры. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.
· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.
· Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, или интроспекция – наблюдение за собственными психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями, используется только в П.. Исследователь наблюдает и анализирует свои переживания, состояния, отношения к кому-то или чему-то. Слабое место метода – низкая достоверность в связи с субъективными истолкованиями наблюдаемых процессов. Самонаблюдение м. б. лишь фазой исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.
· Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.
Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем.
Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.