Понятие, основные направления в исследовании самосознания.
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Поэтому вершиной сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделять себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Т. о., самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. При этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о самом себе: о своих личных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. А. Н. Леонтьев указывал, что появление самосознания знаменует собой «второе рождение личности».
Проблема самосознания является одной из самых сложных в психологии. Существует много теорий самосознания, точек зрения на его природу и развитие. В различных теориях зачастую используется различный терминологический аппарат, что затрудняет их обобщение. Например, понятие «самосознание» включается в такие словесные формы, как «Я» – у З. Фрейда, У. Джемса, Г. Олпорта, «Я–система» – у Г. Саливена, «Я–концепция» – у Т. Шибутани, «самооценка» – у К. Роджерса.
1.Первым из психологов, обратившимся к разработке проблемы самосознания, был У. Джеймс. Именно он ввел в психологический обиход различение процесса и продукта в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Они всегда существуют одновременно и образуют единое целое. У. Джемс выделяет четыре составные части «Я» и располагает их в порядке значимости:
· «Я» духовное,
· материальное,
· социальное
· физическое.
Из структурных элементов понятия «Я–концепция» он выделяет категорию «самоуважение» и связывает ее с поведением, успехами и притязаниями личности.
2.Дальнейшее свое развитие теория самосознания получила в трудах представителей символического интеракционизма. В начале ХХ ст. социолог Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представления человека о самом себе, «идея Я», формируются под влиянием мыслей окружающих и включают три компонента:
1. Представление о том, каким видят меня окружающие.
2. Представление о том, как окружающие меня оценивают.
3. Самооценка (чувство гордости или унижения).
«Идея Я» формируется в раннем возрасте в процессе взаимодействия личности с другими людьми, причем решающее значение здесь имеет семья, сверстники и т. д. В теории «зеркального Я» акцентируется внимание на зависимости формирования «Я–образа» от мыслей значимого другого: человеческое «Я» пассивно, оно только отражает и суммирует чужие мысли относительно себя.
3.Американский ученый Дж. Мид утверждает, что в ходе общения с себе подобными происходит передача социальных норм, вместе с которыми ребенок усваивает значимые для него точки зрения других. Познание себя происходит опосредованно, через отношение к данному индивиду отдельных членов группы, к которой он принадлежит. Дж. Мид считает, что самосознание ребенка начинает формироваться в играх. Сначала это игра с повторением, стремлением копировать взрослого. Затем, по мере усложнения отношений с окружающей действительностью, игровые действия переходят на следующий этап – игра по правилам, где существенным является овладение ребенком собственным поведением, появляются элементарные представления о самом себе, своих возможностях, отдельных психологических качествах. Это значит, что возникают представления о себе как личности и формируются основы самосознания. При этом Дж. Мид подчеркивает, что структура социальной детерминации самосознания не может быть сведена только непосредственно к изучению эмпирических взаимоотношений индивида с социальной группой. Ее необходимо вывести за пределы микрогруппы, учитывая более широкие отношения и индивида, и его группы с обществом в целом, с его социальными нормами, культурой. Однако следует отметить, что эти положения автором не были теоретически разработаны.
4. Э. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эгоидентичности, параллельной формированию «групповой идентичности». По мнению Э. Эриксона, при отсутствии социальных отношений не происходит формирования самосознания. В сущности, подход Э. Эриксона развивает концепцию З. Фрейда и обращен к социокультурному контексту становления осознаваемого «Я» индивида – Эго. Им разработана подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом. Каждая стадия развития личности характеризуется появлением новообразований, что рассматривается как решение потенциального противоречия, как выбор между двумя возможностями, одна из которых ведет к прогрессу, а вторая – к регрессу.
5.Как сложную структурированную картину видит самосознание представитель гуманистического направления в психологии К. Роджерс. Он вводит понятие «Я - концепция». Его подход в понимании Я-концепции основывается на следующих положениях:
- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- этот ракурс по своей природе субъективен;
- всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;
- Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;
- Я-концепция регулирует поведение;
- Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
- расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
6. В фундаментальных трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович проблема становления самосознания проанализирована в контексте общей проблемы формирования личности.
7. Исследования Е. И. Липкиной, Е. И. Савоньки, М.Н. Лисиной посвящены анализу отдельных аспектов проблемы самосознания, таких как изучение особенностей самооценки, взаимосвязи самооценки с оценкой окружающих, роли «Я – образа» в развитии коммуникативности.
8.Решение вопросов о природе самосознания и соотношения сознания с самосознанием зависит от концепций, в рамках которых он рассматривается. Так, представители интроспекционизма отождествляли психическое с сознанием, а сознание с самосознанием. Сторонники бихевиоризма, сведя всю психическая деятельность к механическим реакциями организма на внешние стимулы, впоследствии пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей.
Психологи идеалистического направления придерживаются мнения о врожденности самосознания.
В отечественной психологии признается врожденность не самосознания, а лишь предпосылок к его развитию. И настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С. Л. Рубинштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, в процессе развития его личности.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом.
С. Л. Рубинштейн рассматривает процесс становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности в виде ряда этапов. Он уделяет большое внимание тому факту, что не существует "я" вне отношений к "ты", и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Изначально не существует единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием.
v Первый этап связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.
v Вторым этапом является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И здесь существенна не техника этого дела, а то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом. Это порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к др. людям. Ребенок осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он к познанию собственного "я" через познание других людей.
v Важным этапом в истории становления самосознания является и овладение речью, которая представляет собой форму существования мышления и сознания в целом. Речь существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими, так как вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и таким образом воздействовать на мир
Поведение ребенка и его сознание взаимосвязаны – изменение одного компонента порождает изменение в другом и наоборот.
Отмечая ряд внешних событий человека, которые формируют его самостоятельность, от механизмов самообслуживания до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым, С. Л. Рубинштейн говорит, что самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. «Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения». Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение.
Таким образом, развитие самосознания – это движение от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, которая соединяется с самооценкой.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал важность общественных интересов и отношение к труду в ходе развития самосознания человека. Он указывал, что человек связывает себя не со своей собственностью, а со своим делом, которому он себя отдал; своими он считает интересы родину, интересы человечества: они его, потому что он их.
9. Используя это понятие, более дифференцированную структуру «Я – концепции» предложил Р. Бернс, понимая ее как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.
Он выделяет три составляющие Я-концепции:
v Образ Я - представление индивида о самом себе.
v Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
v Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Образ Я может включать различные ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Значимость элементов самоописания может быть различной, она может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
В попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
В формировании самооценки, во-первых, важную роль играет:
· сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
· склонность человека оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие – это его зеркальное Я.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
10. Взглянуть на феномен самосознания человека можно через призму его потребностей. Сформулированная А.Маслоу иерархическая теория потребностей представляет иерархию потребностей как пирамиду с основанием из базовых потребностей, которые включают в себя физиологические факторы (голод и сон), безопасность (стабильность и порядок), привязанность (семья и дружба), уважение (чувство собственной ценности и признание) и с потребностью в самоактуализации на вершине.
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью.
Проводя исследования среди категории людей, способных к самореализации, Маслоу заметил, что такие люди обладают спонтанностью, независимостью, имеют творческий подход к жизни, способны возвыситься над ограничениями культуры. Маслоу открыл, что люди, которые реализуют свои возможности, часто способны к достижению мистических, или «пиковых», состояний. Это подтолкнуло его к провозглашению развития новой области психологии – «трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п.. Мы нуждаемся в чем-то большем, чем мы сами».
Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы эго, привычного отождествления с Я. Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Трансперсональная психология опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные новейшие и древние способы самопознания. К их числу относится древнейшая восточная система саморазвития и оздоровления Цигун, которая привлекла наше внимание для исследования самосознания занимающихся по этой системе.
Структура самосознания.
В структуру самосознания входят три компонента:
¾ когнитивный (познавательный);
¾ оценочный;
¾ поведенческий.
1. Когнитивный или самопознание.
Это знание индивида о самом себе. Эти знания кажутся индивиду убедительными, независимо от того, являются ли они истинными или ложными, строятся на объективном знании или субъективном мнении. Знание индивида о себе складываются в определенный образ «Я».
Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе.
«Я-образ» включает три составляющие, одна из которых может преобладать:
а) «реальное Я» - это представление о себе в момент самого переживания,
б) «идеальное Я» - это то, каким человек должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать социальным нормам (под влиянием литературы, кино),
в) «фантастическое Я» - это то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
2. Оценочный или самоотношение.
Это отношение к тому, что человек знает о себе, т.е. оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.
3. Поведенческий или самореализация.
Человек строит свое поведения, опираясь на знание о себе и отношение к себе, т.е. на самооценку. Например, люди, в зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному. Кроме этого, отношение человека к себе может также проявляться в поведении в зависимости от уровня притязаний. Уровень притязаний, напомним, это степень трудности целей, которые ставит перед собой человек.
Каждый человек стремиться повысить свою самооценку. Он может это сделать двумя способами: а) повысить уровень притязаний (выбрать трудные цели) и в случае удачи пережить максимальный успех или б) понизить уровень притязаний (выбрать легкодоступные цели), чтобы избежать неудачи. В среднем человек устанавливает уровень своих притязаний где-то между очень трудными и очень легкими целями и т.о. стремится сохранить на высоте свою самооценку. Поэтому, зная уровень притязаний, можно понять мотивы поведения человека, а также влиять на его самооценку.
Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
1.Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается:
¾ в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
¾ при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности),
¾ в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.
2.Самопознание является основой развития самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
3.Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой.
4.Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.
Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.
Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека. Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности.