Развитие личности в зрелом возрасте.
В психологии существуют периодизации развития личности в зрелости и старости. Наиболее полная периодизация данной группы представлена Шарлотой Бюллер. Главной движущей силой развития, по ее мнению, является врожденное стремление человека к самосуществлению. III.Б.выделила 5 фаз жизненного пути:
1.до 16-20 - нет семьи, профессии, жизненного пути,
2.16-20-25-23- предварительное самоопределение, выбор супруга,
3.25-30-45-50-зрелость : собственная семья, призвание, конкретные жизненные цели, самореализация,
4.45-50-65-70-стареющий человек. К концу периода исчезает самоопределение, постановка жизненных целей, трудный возраст душевного кризиса.
5.65-70-...Нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.
«+»-отражены существенные для человека жизненные задачи, которые он решает в ходе всей жизни.
«-» -Ш.Б.исходит из врожденности движущих сил развития.
- не рассмотрены истоки, становление жизненного пути,
- начиная с 45 лет, с середины жизни Д1.Б. фиксирует «душевный кризис», переходящий в бесцельное существование, вместо радости творчества - безысходный пессимизм.
Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили 7 периодов взрослой жизни:
1.16-22-уход из родительского дома, время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность
2.23-28- поиски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека с правами и обязанностями, встреча со спутником жизни, заключение брака,
3.29-32-переходный период: прежние представления о жизни оказываются не всегда верными, иногда жизнь строится заново.
4.33-39-период бури и натиск, как бы возврат в отрочество, семейное счастье теряет свое очарование. Все силы вкладываются в работу достигнутое кажется недостаточным,
5.40-42-новый период переходный в середине жизни. Впечатление, что жизнь проходит зря, признаки утраты, ухудшения здоровья,
6.43-50-новое равновесие привязанность к семье развитие личности еще не закончено.
7.после 50 -зрелость, семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного. «-»-оторванность от периодов детского развития, «+» - подчеркивается, что личность развивается всю жизнь.
Одной из самых детальных и параметрических является периодизация Э. Эриксона. Э. Эриксон выделил 8 стадий развития наступающих у каждого человека.
1.Кризис доверия - недоверия к миру (первый год жизни).
2.Автономия - сомнение и стыд (2-3 года).
3.Инициативность - чувство вины (3-6 лет).
4.Трудолюбие комплекс неполноценности (7-12)
5.Личностное самоопределение - комформизм (12-18)лет.
6.Интимность и общительность - личностная изолированность (около 20 лет). 7.Забота о воспитании нового поколения — погруженность в себя (30-60 лет). 8.Удовлетворенность прожитой жизнью — отчаяние (старше 60 лет).
Следует отметить, что у отечественных психологов стадии личностного развития заканчиваются 17 годами — возрастом ранней юности. Конечно, важное значение периодов детства во всем процессе личностного развития человека, является несомненным. Однако, приобретение новых жизненных и социальных ролей периода взрослости также играют важную роль в процессе личностного развития всю жизнь.
Жизнь человека, с одной стороны – биологическое явление, с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности. Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида. Проблема жизненного пути является составной частью учения о личности и рассматривается в исторической, философской, педагогической науках.
Жизненный путь интересен для науки как особая социальная форма индивидуального развития. В изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:
1) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;
2) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.
Жизненный путь – история индивидуального развития. Человек развивается, подвергается социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.
Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую психологическую общность сограждан. Характеристикой общества, т.е. макросреды, является образ жизни, который складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятельность людей по преобразованию этих условий и самой этой основы. Через образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой. Благодаря им общество в целом влияет на формирование психического склада людей.
Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни. Эти моменты – биографические события. Рубинштейн: «События жизни- это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека». Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде + события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.
События среды не зависят от отдельного человека, а имеют общественно-историческую природу (Великая Отечественная война): памятные вехи в биографии, роковые случаи и др. вносят объективные изменения в ход жизни человека.
Поступки – единицы общественного поведения личности. Поступки-события открывают новую жизненную перспективу, в них реализуются отношения личности, события – впечатления (сыгранная роль, литературное произведение, трудовой рекорд… - происходит скачкообразное изменение ценностей.