Проблема руководства и лидерства в психологии.

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается всегда, где есть власть и устойчивой объединение людей. Само слово «лидер» в переводе с английского означает «руководитель», «глава», «командир», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке лидерство характеризуется неоднозначно.

Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке.

1.Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

2.Лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная

с принятием решений. Это руководящая должность. Такое определение вытекает из структурно-функционального подхода.

3.Лидерство – это влияние на других людей, однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям:

- во-первых, влияние должно быть постоянным,

- во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию),

- в-третьих, лидер должен иметь явный приоритет во влиянии,

- в-четвертых, влияние лидера, особенно организационного, должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или

признание правомерности руководства. Диктатор – это не лидер.

4.Лидерство- это неформальное влияние. Оно отличается от руководства,

которое предполагает формализованную систему отношений. Обычно различают формальное лидерство – синоним руководства и неформальное лидерство как субъективную способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы.

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов ( ролей):

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических

группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуационное лидерство. Его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией.

Интересна и классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый;

2) «лучший из нас». Лидер выделяется по многим (деловым, нравственным, коммуникативным параметрам) и воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности, готовности прийти на помощь;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремиться выступать в роли

выразителя интересов группы, ориентируясь на их мнение и действуя от

их имени.

В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на

заботу о взаимоотношениях с людьми предлагается «управленческая

матрица». Пять типов руководителей:

«либерал» – мак. внимание к людям, мин. к работе,

«пессимист» – мин к производству и к людям,

«манипулятор» или «карьерист» – умеренное внимание к работе и к людям,

«организатор» мак. ориентация на работу в сочетании с доверием и

уважением к людям,

«диктатор» – мак. внимание к работе, мин. внимание к людям.

Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к

лидерству с помощью следующих восьми критериев:

1. непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы

самосовершенствования: читаете, задаете вопросы, проходите

дополнительные курсы обучения,

2. ориентация на служение другим. Вас интересует, что нужно другим, а

не только что нужно вам,

3. излучение положительной энергии, доброжелательности и уклонение от

конфликтов,

4. вера в других,

5. рациональное распределение времени и усилий (между работой,

домом и обществом),

6. внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие

жизни как приключение,

7. самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и

их равного права на самовыражение,

8. забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

Лидеру присущи определенные психологические качества:

· уверенность в себе,

· острый и гибкий ум,

· компетентность как доскональное знание своего дела,

· сильная воля,

· умение понять особенности психологии людей

Билет 14

1.Проблема методов в психологии. Классификация методов.

2.Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях. Понятие интериоризации.

3.Неврозы. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств.

Наши рекомендации