Характеристика эмоциональных состояний: настроение, страсть, фрустрация, стресс, аффект.

Аффект. В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, пишет, что «первые воспринимаются как состояния моего «Я», вторые – как состояния, происходящие «во мне». Аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Если аффект выступает как неуправляемое (непроизвольное), зачастую беспредметное переживание, то эмоция доступна опосредствованной регуляции, рефлексии и всегда предметна. Аффект характеризуется:

1) быстрым возникновением,

2) очень большой интенсивностью переживания,

3) кратковременностью,

4) бурным выражением (экспрессией),

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями,

6) диффузностью (сильные аффекты охватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия.

Положительные аффективнее проявления – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние… После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему, раскаяние в содеянном, так называемый аффективный шок.

Настроение. Это самый неопределенный, туманный феномен. Это «разлитое общее состояние» (С.Л. Рубинштейн). Оно личностно и ситуативно (Н.Д. Левитов), это эмоциональное состояние (Л.В. Кулаков), душевное самочувствие (Л.М. Веккер). Настроение характеризуется:

1) слабой интенсивностью,

2) значительной длительностью (часы и даже дни),

3) неясностью его причин,

4) влиянием на активность.

Л.В. Кулаков выделяет в настроении пять компонентов:

Релятивный компонент связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него.

Эмоциональный компонент.

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизни.

Мотивационный компонент

Компонент физического самочувствия (тонус жизнедеятельности).

Эмоциональные состояния. Среди эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности, выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения) или стресс, состояние монотонии или скуки, состояние психического пресыщения или отвращения и состояние «эмоционального выгорания».

Стресс. Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стресс традиционно понимается как физиологическая реакция организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма. В общем виде причиной стресса является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например, при большом количестве эмоциогенных ситуаций. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химический, физический…)и имеющим определенные стадии:

- реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы (« фаза противошока»),

- стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям,

- стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Стадия истощения может протекать как дистресс, связанный с отрицательными эмоциональными реакциями и эустресс, связанный с положительными эмоциональными реакциями.

Монотония ( скука). Состояние монотонии противоположно по своим характеристикам состоянию эмоционального напряжения. Это состояние является следствием однообразной деятельности. Объективное однообразие связано с бедностью сенсорного воздействия на человека, с малой загруженностью его интеллектуальной сферы (чрезмерным дроблением рабочих операций, простотой действий). Это относится как к интеллектуальной, так и к сенсорной и двигательной деятельности.

Эмоциональное выгорание. Термин ввел Х. Дж. Фрейденберг (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально насыщенной атмосфере. Сначала этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем выделили три главных компонента: эмоциональное и\или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию» выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.



Наши рекомендации