Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития

Введение

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие це-лостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руковод-ством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенци-альных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Объект: дети дошкольного возраста с ЗПР

Предмет: психологическое сопровождение детей с ЗПР.

Цель работы: изучить особенности психологического сопровождения детей с ЗПР

Задачи:

- дать психолого-физиологическую характеристику детей с ЗПР;

- рассмотреть коррекционно-педагогическое и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР;

- разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу для детей с ЗПР;

Методы исследования: анализ, синтез.

Теоретическая значимость исследования: выявлены и описаны психо-лого-физиологические особенности детей с ЗПР. Теоретически обоснована необходимость коррекционной помощи детям с ЗПР.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть ис-пользованы в работе психологов с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях, школах, в психологических центрах.

Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития

Глава II. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Заключение

Право на качественное образование - одно из самых значимых прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.

Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Проанализировав психологическую литературу по проблемам обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях России мы выделили специальные образовательные условия для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.

В процессе выполнения работы была разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР.

Таким образом, полученные результаты аналитической и исследовательской работы позволяют считать задачи решенными, а цель выполненной.

Список использованной литературы

1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.

2. Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. - Ярославль, 2007.- 315 с.

3. Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. - М., 2006.- 212 с.

4. Буторина, Т. С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями// Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 55-59.

5. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения / Под ред. В.И. Лубовского. - M., 2006.- 180 с.

6. Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010.-594 с.

7. Конвенция о правах ребенка ( Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных де6путатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1990.- №45.- Ст.955.

8. Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудно-стями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3. - С. 40-46.

Интернет ресурсы:

1. http://medznate.ru/docs/index-47415.html

2. http://infourok.ru/programma_individualnogo_soprovozhdeniya_uchaschegosya-302365.htm

Введение

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие це-лостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руковод-ством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенци-альных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Объект: дети дошкольного возраста с ЗПР

Предмет: психологическое сопровождение детей с ЗПР.

Цель работы: изучить особенности психологического сопровождения детей с ЗПР

Задачи:

- дать психолого-физиологическую характеристику детей с ЗПР;

- рассмотреть коррекционно-педагогическое и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР;

- разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу для детей с ЗПР;

Методы исследования: анализ, синтез.

Теоретическая значимость исследования: выявлены и описаны психо-лого-физиологические особенности детей с ЗПР. Теоретически обоснована необходимость коррекционной помощи детям с ЗПР.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть ис-пользованы в работе психологов с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях, школах, в психологических центрах.

Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития

Наши рекомендации