Пространственные схемы и диктанты
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
60.Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг впе
ред, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
61.Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти пред
мет в комнате или здании. Совместное, а затем самостоятельное со
ставление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих эта
пах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, и т.п.
В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.
62. «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в
комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем
углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены.
Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в пра
вом верхнем углу».
63. «Покажи направление». Научите ребенка показывать направ
ления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в возду
хе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем —
по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
64. «Куда указывает стрелка?» Предложите ребенку расположить
карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указы
ваемых вами направлениях и называя их. Аналогично — нарисовать
стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
65. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит
определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и
т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги.
Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую
линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку— «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 167
освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
66. «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре
точки. Поставь знак "+" от первой точки снизу, от второй — сверху,
от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя
разными знаками.
67. «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От
первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от
третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки
стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех вы
полненных заданиях.
68. «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по
8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи
пальцем каждый из них».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
69. «Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с тре
тьей клетки: одну клетку вправо... две — вниз... одну — влево» и т.д. Бо
лее сложный вариант — движение по диагональным направлениям,
например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну —
налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми,
постепенно все более усложняясь.
Каждый психолог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их Для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой рабо-
168 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
той. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:
—сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а за
тем — левой;
—ребенок рисует в направлении, противоположном тому, кото
рое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево
вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослуш
ный ученик»;
—после того как освоено выполнение графических диктантов од
ной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе
руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону,
противоположную той, которая указана в инструкции; после
этого правая рука — по инструкции, а левая — в противопо
ложную сторону и наоборот;
—по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соот
ветствии с инструкцией, а другую часть в противоположном
направлении; затем — снова в заданном направлении и т.д.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.