Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представ­лений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

60.Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг впе­ред, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.

61.Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти пред­мет в комнате или здании. Совместное, а затем самостоятельное со­ставление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих эта­пах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, и т.п.

В целом развитие пространственных схем начинается с формиро­вания ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графи­ческого воспроизведения направлений. При необходимости проведи­те сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажи­те верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.

62.«Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в пра­
вом верхнем углу».

63.«Покажи направление». Научите ребенка показывать направ­ления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в возду­хе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем —по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).

64.«Куда указывает стрелка?» Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указы­ваемых вами направлениях и называя их. Аналогично — нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

65.«Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги.Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую
линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку— «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от преды­дущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

66.«Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак "+" от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя разными знаками.

67.«Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех вы­полненных заданиях.

68.«Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».

В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соеди­нить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вто­рую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).

В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).

Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

69. «Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с тре­тьей клетки: одну клетку вправо... две — вниз... одну — влево» и т.д. Бо­лее сложный вариант — движение по диагональным направлениям,например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну —налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми,постепенно все более усложняясь.

Каждый психолог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их Для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

—сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а за­тем — левой;

—ребенок рисует в направлении, противоположном тому, кото­рое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослуш­ный ученик»;

—после того как освоено выполнение графических диктантов од­ной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону,противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противопо­ложную сторону и наоборот;

—по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соот­ветствии с инструкцией, а другую часть в противоположном направлении; затем — снова в заданном направлении и т.д.

Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графичес­кий диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.

Наши рекомендации