Глава 2. массаж и самомассаж
Еще раз отметим, что обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Пусть ребенок опишет свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?»
Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.
17. «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет большую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 115
А..А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно.
Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин. до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:
Рис. 5 |
• Точка 1 — связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с
костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель,
улучшается кроветворение.
• Точка 2 — регулирует иммунные функции организма. Повыша
ет сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
• Точка 3 — контролирует химический состав крови и слизис
тую оболочку гортани.
116 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
• Точка 4 — зона шеи связана с регулятором деятельности сосу
дов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует
работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать
не вращательными, а только поступательными, надавливаю
щими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же
как и точку 5.
• Точка 5 — расположена в области 7-го шейного и 1-го грудно
го позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные
эффекты, в том числе: улучшение общего кровообращения,
снижение раздражительности и чувствительности к аллерги
ческим агентам.
• Точка 6 — массаж этой точки улучшает кровоснабжение сли
зистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается,
насморк проходит.
• Точка 7 — улучшается кровоснабжение в области глазного яб
лока и лобных отделов мозга.
• Точка 8 — массаж воздействует на органы слуха и вестибуляр
ный аппарат.
• Точка 9 — массаж дает многосторонний эффект; снимаются
отеки, нормализуются многие функции организма.
18.Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу
и производит резкие хлопки (5—10 хлопков с интервалом около
1 сек.); местами соприкосновения становятся углубления между за
пястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но
местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.
19.Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары
выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем —
вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боко
вых поверхностей сжатых кулаков.
После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела.
20. «Мытье головы», а) Пальцы слегка расставить и немного со
гнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направле
нии: ото лба к макушке; ото лба до затылка и от ушей к шее.
б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
21. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами
голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 117
рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли;
разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-посту
пательным движением растираются в другом направлении (по гори
зонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к
затылку, локти вперед).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
23. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми сустава
ми больших пальцев сделать 3—5 массирующих движений по векам от
внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под
глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
24. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ла
донями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и
влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, враща
тельных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа
сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насмор
ка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
25. Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же — языка зу
бами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье»
губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.
26. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки
верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и раз
нонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, впра
во, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, мас
сируя, вперед.
27. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз,
слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной сторо
ной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбо
родка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
28. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху
вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипыва
ющие, растирающие, спиралевидные движения.
Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое пле-
118 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
чо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5—10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. То же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.
29.«Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову впра
во, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить пра
вую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте зах
ваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно
дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.
30. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в раз
ных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (пред
плечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одно
временно массируя ее. Затем руки меняются.
Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.
31. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавли
вать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой
парой пальцев.
32. «Качалка» на спине и животе и «Бревнышко», которые под
робно будут описаны в §1 главы 3 (упражнения 55, 56), являют
ся прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных
мышц, внутренних органов.
33. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, по
щипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону сто
пы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со
стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг
о друга, а также об пол.
Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.
Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики и шлепанцы, тренажеры).
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 119