Изучение уровня конфликтности личности
На каждый вопрос выберите один ответ.
1. В общественном транспорте разгорелся спор. Что вы предпринимаете?
а) не вмешиваетесь;
б) можете вмешаться, встав на сторону потерпевшего;
в) всегда вмешиваюсь.
2. На собрании и конференции вы критикуете руководство за ошибки?
а) нет;
б) в зависимости от личного отношения к нему;
в) всегда.
3. Ваш руководитель излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предложите ли вы свой план?
а) если другие вас поддержат, то да;
б) разумеется;
в) нет.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается;
б) да, но только по принципиальным вопросам;
в) да, со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается стать впереди вас в очереди за стипендией или зарплатой.
а) считая, что вы не хуже его, вы пытаетесь обойти очередь;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете свое негодование.
6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение вашего коллеги, в котором есть смелая идея, но в наличии и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?
а) выскажетесь о плюсах и минусах этого предложения;
б) скажете о плюсах предложения и посоветуете дать возможность опробовать идею;
в) будете только критиковать.
7. Представьте: свекровь (или теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о последней покупке. Что вы ей скажите?
а) что одобряете покупку;
б) что эта вещь безвкусна;
в) поссоритесь с ней из-за покупки.
8. Вы встретили подростков, которые сквернословят и курят. Как вы отреагируете?
а) не станете вмешиваться;
б) сделаете им замечание;
в) если это случится в общественном месте, то отчитаете их.
9. В ресторане или магазине вы заметили, что вас обсчитывают. Как вы поступите?
а) не дадите официанту чаевых, а с продавца потребуете сдачу, даже мелочи;
б) попросите, чтобы он еще раз посчитал;
в) устроите скандал.
10. Вы в доме отдыха. Администрация занимается посторонними делами, не выполняя своих функциональных обязанностей. Возмущает ли это вас?
а) да, но вы не высказываетесь;
б) жалуетесь на нее;
в) вымещаете свое недовольство на младшем персонале.
11. Вы спорите со своим младшим братом или сестрой-подростком и убеждаетесь, что они правы. Признаете ли вы свою ошибку?
а) да;
б) нет;
в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь в своей ошибке?
Дешифратор:
· за каждый ответ «а» поставьте себе4 балла;
· за каждый ответ «б» поставьте себе2 балла;
· за каждый ответ «в» поставьте себе0 баллов.
Ключ:
До 14 баллов. Вы ищете повод для споров, большая часть которых просто мелочна. Любите критиковать, только когда-то выгодно вам. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
15 – 29 баллов. О вас говорят, что вы –конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши личные и служебные отношения.
30 – 44 балла. Вы тактичны, легко избегаете конфликтных ситуаций, стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь ее оказать. Может быть, вы все требуете только от других.
Глоссарий
Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми.
Архетип – форма коллективного бессознательного, вобравшая в себя общечеловеческий опыт.
Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу.
Гендерные особенности (гендер – социальный пол) – различия в поведении и ролевых моделях женщин и мужчин.
Графология – учение об индивидуальности почерка человека, об отклонениях от правописания в ту или иную сторону, дающее возможность определять характер человека по его почерку.
Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.
Идентификация (или отождествление) – это установление сходства одного человека с другим.
Индивид– это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность– это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого.
Кинесика – учение о внешних проявлениях человеческих чувств и эмоций: мимике, жестах, пантомимике (позы, осанка, поклоны, походка).
Коммуникация (в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми») – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Конгруэнтность – единство мыслей, слов и поступков человека.
Конфликт (от лат. «conflictus» – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
Конформизм – сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.
Личность– совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.
Нонконформизм – опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения, кажущаяся независимость личности от мнения группы.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Проксемика (от англ. proximity – близость) – учение о дистанциях, которые соблюдают люди.
Раппорт – отношение гармонии, согласованности, единства и симпатии.
Ресурсное состояние – это оптимальное внутреннее состояние человека, основанное на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности.
Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе – как перцептивный механизм осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.
Референтные группы – эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.
Самоопределение – избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека.
Социальное влияние – форма межличностного взаимодействия, в результате которого повторный ответ человека на проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом.
Спор – это обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины.
Стереотип – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуаций.
Суггестия (внушаемость) – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.
Такесика – учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновения.
Труд – это общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов, то есть социально-ценного продукта.
Эмпатия – особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека.
Этикет – манера поведения человека, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.