Тесты для самоконтроля к главе 8

1. Состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особенно сложных условиях – это:

а) срыв;

б) депрессия;

в) стресс;

г) нервное перенапряжение.

2. К физическим признакам стресса не относится:

а) бессонница;

б) гнев;

в) головокружение;

г) опухание суставов.

3. Булимия – это:

а) постоянное чувство голода;

б) затрудненное глотание;

в) потеря аппетита;

г) резкая потеря веса.

4. К каким признакам стресса относится депрессия, импульсивное поведение, раздражительность, ночные кошмары?

а) физическим;

б) поведенческим;

в) мыслительным;

г) эмоциональным.

5. Интенсивный стойкий очаг возбуждения, формирующийся в коре головного мозга – это:

а) цепная реакция;

б) доминанта;

в) гормон стресса;

г) импульс.

6. Лучший способ успокоения при поступлении импульсов, поддерживающих активность доминанты, в кору головного мозга:

а) чтение романа;

б) занятия спортом;

в) снижение значимости несбывшегося желания;

г) занятие любимым делом.

7. Поиски путей оправдания обидчика методом «зато», методом «могло быть и хуже», методом «виноград еще зеленый», относятся к:

а) логическим приемам успокоения;

б) приемам устранения конфликта;

в) отвлекающим приемам;

г) приемам успокоительных средств.

8. Болезненное психологическое состояние, проявляющееся расстройствами на двух уровнях (психическом и физическом) обозначается как:

а) стресс;

б) перенапряжение;

в) срыв;

г) депрессия.

9. Когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, на который от рассчитывает, то налицо:

а) стресс конкуренции;

б) стресс достижения;

в) стресс успеха;

г) информационный стресс.

10. Если после свершения значимого события у человека наступает состояние «обессмысливания», того, что осуществилось, то значит у человека:

а) эмоциональный стресс;

б) стресс достижения;

в) стресс успеха;

г) информационный стресс.

11. Состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе:

а) профессиональный стресс;

б) синдром опустошения;

в) умственное помешательство;

г) коммуникативный стресс.

Глава № 9.

Психологическая составляющая

Делового общения

Психологическая составляющая в деловом общении играет первостепенную роль. Именно психологическая компетентность является определяющей в успехе или неуспехе в решении важных деловых вопросов, эффективности деловых переговоров, подписании важных и выгодных контрактов и деловом преуспевании в целом. Именно поэтому особенно важным является рассмотрение вопроса о роли психологического знания в таких сферах жизни человека, как общество, труд, экономика, право, политика, профессиональная деятельность.

Психология и общество

В широком смысле под обществом понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле общество есть исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. Как известно, наукой изучающей сущностные характеристики и закономерности развития общества является социология. Психология же изучает механизмы и закономерности психической жизни человека, проявляющиеся на практике в его поведении. Пограничной наукой, возникшей на грани социологии и психологии, стала социальная психология, изучающая специфику проявления психической деятельности человека в больших и малых социальных группах, в том числе и особенности делового общения. Не случайно, поэтому в некоторых курсах дисциплина «деловое общение» изучается совместно с социальной психологией («социальная психология и этика делового общения»), что позволяет выявлять более глубокие основания, лежащие в деловом общении. Чаще всего данный курс включает в себя пять больших разделов(Г.Андреева):

1) введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы;

2) закономерности общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где исследуются структура и функции общения, а также его механизмы;

3) социальная психология групп, где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии;

4) социальная психология личности, где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений;

5) практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.

Психология и труд

Ни для кого не секрет, что деловое общение реализуется преимущественно в трудовой деятельности. Оно является первостепенным средством, важнейшим механизмом и условием не только совместного, но и индивидуального труда на том или ином этапе его осуществления.

Труд – это общественно-необходимая деятельность чело­века, требующая усилий в достижении определенных целей, ре­зультатов, то есть социально-ценного продукта. В чем же отличие труда от других видов деятельности? Е.А. Климов в книге «Введение в психологию труда» (1998) выделяет четыре существенных признака труда:

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный резуль­тат;

2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-истори­ческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступают между собой в особые межличностные производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде они оказываются самыми выраженными по всем четырем параметрам.

Психология труда – отрасль прикладной психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Современная психология труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Другой важнейшей задачей является рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда.

В качестве ключевых проблем современной психологии труда выделяется (Носкова О.Г., 2006, с. 34):

1) психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классифика­ция профессий);

2) развитие человека как субъекта труда (формирование тру­доспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития лич­ности, кризисы и конфликты);

3) дифференциальную психологию труда (проблемы прогно­зирования и оценки профпригодности, формирование эффектив­ного индивидуального стиля деятельности, психология профот­бора, аттестации и карьерного консультирования);

4) психологию в проектировании, оценке и рационализация труда и его компонентов, управление качеством продукции;

5) психологию работоспособности человека, оптимизацию функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);

6) психологию в профилактике травматизма и аварийности;

7) психологию трудовой мотивации;

8) психологию группового субъекта труда.

Экономическая психология

Экономическая психология греч. oikonomikê – букв. искусство ведения домашнего хозяйства) – это наука, исследующая поведение людей в условиях экономических отношений, то есть в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления. Объектом экономической психологии является человек и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, иными словами личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.

Предмет экономической психологи – закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде. Экономическая психология в России на сегодняшний день соответствует зарубежной экономической пси­хологии и ориентирована, как показывает О.С. Дейнека (1999), на следующие проблемы:

1) психологи­ческое изучение личности предпринимателей,

2) исследование психологии деловой активности;

3) изучение деловых способностей;

4) психоло­гия потребительского поведения;

5) психология в изучении рынка сбыта товаров;

6) психология рекламы;

7) варианты отношения к день­гам и способы их использования населением;

8) психология отно­шения населения к налогам;

9) психологические исследования фон­дового рынка;

10) отношение к риску и неопределенности со сторо­ны инвесторов;

11) психология в деятельности брокеров;

12) формиро­вание экономического мышления у молодежи и другое.

Надо отметить, что экономическая психология имеет и общие проблемы с другими отраслями психологии. Например, с психологией труда ее связывают вопросы психологии профессиональной деятельности предпринимателей, брокеров и рекламистов. Кроме того, тесные научно-практические связи у нее имеются с социальной и особенно правовой психологией.

Правовая психология

Правовая психология является одним из основных разделов юридической психологии. В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии прово­дится множество исследований по следующим основным направлениям (Васильев В.Л., 2003):

· Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, исто­рия, связи с другими науками).

· Правосознание и правовая психология.

· Профессиограммы юридических профессий, психологическая характери­стика юридической деятельности.

· Криминальная психология. Психология преступника и преступления.

· Психология предварительного следствия.

· Психология уголовного судопроизводства.

· Судебно-психологическая экспертиза.

· Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

· Исправительно-трудовая психология.

· Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской дея­тельности.

· Психологические закономерности возникновения и развития «теневой эко­номики».

· Психология организованной преступности и другие.

Таким образом, правовая психология – это один из разделов юридической психологии. В рамках правовой психологии изучаются психологические особенности отражения человеком правозначимых явлений. Основными проблемами этого раздела являются (Чуфаровский, Ю. В., 2004, с. 249):

1) психологические аспекты эффективного правотворчества;

2) психология правовой социализации личности, под которой понимается формирование способности личности к жиз­ни в данном обществе на основе усвоения ею социальных норм и способов социально адаптированного поведения, то есть овладение культурой общества; высшим уровнем социализации личности явля­ется ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала.

3) психология правосознания личности и общест­ва, причем под правосознанием понимается весь пра­вовой опыт поведения личности, группы, общества: психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между дефектами индивидуального правосознания и проти­воправным поведением;

4) асоциальные стереотипы поведения.

Правовая психология связана и с психологией важнейшие аспекты которой следует применять и в деловом общении.

Политическая психология

Наук о политике сегодня много. Все они, рассматривая политику под своим углом зрения, в то же время тесно связаны между собой, порождая различные приоритетные направления междисциплинарных научных исследований. Политическая психология – одно из таких направлений, обладающее необходимым балансом для понимания связи политического бытия и внутренних мотивов политического поведения людей.

Предмет политической психологии до сих пор остается дискуссионным. Автор книги «Политическая психология» А.Л. Андреев предметом политической психологии считает «мысли и чувства человека, вовлеченного в политические процессы (в том числе помимо его воли и желания)» (Андреев, А.Л., 2002, с. 5. – 6). Г.Г. Дилигенский в работе «Политическая психология» выделяет две предметные области – собственно политическую психологию, которая должна заниматься психологией политиков, и социально-политическую психологию, задача которой – изучение макрополитических процессов (Дилигенский Г.Г., 1996, с. 17 – 18). Е.Б. Шестопал в книге «Политическая психология» считает предметом политической психологии когнитивные и поведенческие аспекты психологии личности политиков-профессионалов и все многообразие групповых процессов, происходящих в политике (Шестопал Б.Е., 2002, с. 53). Д.В. Ольшанский в своей «Политической психологии» полагает, что предмет политической психологии – политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами (Ольшанский, Д.В., 2002, с. 39).

При учете, что мир политических явлений исключительно многообразен, а сама политическая психологи находится в стадии своего становления, представляется целесообразным остановиться на трактовке предмета политической психологии, данной А.И. Пироговым в его книге «Политическая психология»(Пирогов А.И., 2005, с. 25). В соответствии с ней, предмет политической психологии – общие закономерности, механизмы, условия и факторы политики как социально-психологического феномена. Кроме того, в соответствии с представленной данным автором моделью политической психологии, политическая психология основывается на следующих методах:

1) на общенаучных методах (нормативно-ценностный, субстанциональный (выявление первооснов политики), исторический и сравнительный);

2) на методах смежных наук (антропологический, социологический, моделирование, прогнозирование);

3) на собственных методах, которые в свою очередь подразделяются на:

· диагностические (объективные (тесты и эксперимент) и субъективные (наблюдения и опросы));

· коррекционно-развивающие (психологические тренинги, психотерапия, психоанализ);

· консультационные (политическое консультирование, психологическое сопровождение).

Кроме того, в рамках данной модели политической психологии рассматриваются общесоциологические, политологические и социально психологические законы.

Центральными категориями являются: психология политического насилия, психология лидерства, мотивация политической власти, психология политических коммуникаций.

Функции, которые реализует политическая психология: теоретико-познавательная, аналитическая, управленческая, идеологическая, мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая и мотивационно-регулятивная.

Безусловно, модели политической психологии могут создаваться на различных уровнях: как на федеральном, так и на региональном.

Профессиональная психология

Знание основ профессиональной психологии – еще одна немаловажная составляющая успеха в деловом общении. Еще Д. Карнеги писал о том, что 80 % успеха в любом деле зависит от умения человека правильно общаться, а оставшиеся 20 % составят профессиональные знания, умения и навыки. Что ж, даже если реальная цифра относительно профессиональной компетенции и преуменьшена, не нужно забывать и о ней.

Слово «профессия» употребляется в нескольких значениях:

1) область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потреби­тельную стоимость;

2) процесс трудовой деятельности, его свое­образие;

3) профессиональная квалификация и уровень компетентности работников;

4) осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность).

К сожалению, профессиональная психология как специальная отрасль прикладного психологического знания в настоящее время в России также находится в стадии своего становления. Она существует пока только как дисциплина, как учебный предмет, в рамках которого осуществляется изучение:

1) научно-технической парадигмы научного сознания, мало распространенной в гуманитарном сообществе;

2) различных концепций профессионально-практической психологии;

3) специфики и основных направлений методологической работы при решении практических проблем профессиональной трудовой деятельности;

4) основных проблем, задач и методов организации профессиональной трудовой деятельности;

5) формирования навыков решения типовых профессионально-практических задач организации трудовой деятельности.

Таким образом, роль психологического знания в таких сферах жизни человека, как общество, труд, экономика, право, политика, профессиональная деятельность, как было показано, очень велика. Думается, что осознание этого очевидного факта станет импульсом для студентов в части самостоятельного более глубокого изучения затронутых в данной теме вопросов.


Наши рекомендации