И развитие педагога-психолога

3.1.Требования государственного образовательного стандарта к

личности и профессиональной компетентности педагога-психолога и социального педагога сферы образования.

3.1.1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности 031000-Педагог-психолог (к семинару №4).

Государственный образовательный стандарт специальности «педагог-психолог» разрабатывался в начале 1990-ых годов. В этот период Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), в числе нескольких вузов страны, работал в экспериментальном режиме. Преподаватели ОмГПУ разрабатывали и проверяли на практике, то есть в процессе обучения студентов, то образовательное содержание, которое будет необходимо специалисту педагогу-психологу и социальному педагогу. Наиболее активно в этом направлении работали И.А.Вишняков и И.А.Маврина. Активное участие в разработке идей стандартизации высшего профессионального образования педагога-психолога и социального педагога приняли преподаватели ОмГПУ Ф.З.Кабиров, С.А.Маврин, А.С.Шаров, В.С.Ямпольский. Данные преподаватели и ученые внесли существенный вклад в разработку первого поколения стандартов, которые были приняты в 1996 году. В 2000 году были утверждены стандарты второго поколения. В 2005 году данные стандарты были подвергнуты обновлению.

Содержание подготовки школьного психолога в системе высшего образования.

Главной формой отражения содержания высшего образования являются учебные дисциплины. Учебные дисциплины - это подсистемы знаков профессиональной действительности, то есть того культурного аспекта действительности, сферы социальной деятельности человека, которую осваивает студент-психолог.

В.С.Мухина выделяет реальность образно-знаковых систем как одну из реальностей существования и развития человека.

"Знак - любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей. …Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя её, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира" [168, с.89].

Учебные дисциплины в системе подготовки в вузе, как подсистемы знаков, осваиваемые студентом, воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, создавая условие осуществления профессиональной деятельности студентом во внутреннем психическом плане. Причем, содержание учебной дисциплины определяет "понимание" студентом-психологом поведения другого человека посредством тех знаков, которые освоены при изучении учебной дисциплины. При этом, освоенная система знаков навязывает студенту взгляд на поведение. Хотя, "взгляд студента" сформирован и под влиянием позиции студента, реализованной в процессе освоения учебной дисциплины. Позиция студента как субъекта образовательной активности - это и основа разного действия на студента разных учебных дисциплин, как разных систем знаков, стимулирующих разные виды деятельности студента. Профессиональное развитие предполагает необходимость прохождения пути к тем деятельностям, которые могут сделать студента-психолога - специалистом педагогом-психологом. При условии полноценного освоения студентом учебных дисциплин появляется и реальная возможность освоения профессиональных психических деятельностей. Учебные дисциплины со своими названиями и содержанием появляются в результате работы психолого-педагогического сообщества, то есть в результате взаимодействия двух социальных групп - профессионалов психологов и преподавателей психологов. Государство использует данные результаты в форме нормативов профессиональной подготовки, в частности, в форме стандарта высшего психологического образования.Комплект учебных дисциплин вгосударственном стандарте - это исторически сложившаяся и государством принятая необходимость для становления человека профессионалом. Студент, осваивая содержание учебных дисциплин, осваивает и основы деятельности специалиста. При этом предполагается, что в сознании студента произойдет соединение освоенных содержаний в систему профессиональных знаний, умений и навыков, в результате чего образуется, сформируется готовность к профессиональной деятельности.

Социально-психологический анализ показывает, что разные дисциплины оказывают разное воздействие на студента в разные периоды его обучения в вузе. Данное воздействие обусловлено динамикой онтогенетического развития человека в период обучения в вузе.

Онтогенетически, социальная ситуация развития и ведущая деятельность, которая обеспечивает развитие в данный период формирования индивидности, не изменяется у студента младших курсов по сравнению со старшим школьником. Так же как и у старшего школьника, у студента социальная ситуация развития определяется выбором профессии и жизненного пути (если в этот процесс не вмешались родители, предначертав своему ребенку определенный путь социализации - содержание образования, сферу социальной деятельности, экономическую обеспеченность профессиональных и организационных, или карьерных, действий). Продолжение выбора профессии и жизненного пути продолжается у студента младших курсов потому, что он пытается рефлексировать, осознать характеристики выбранной им профессии и собственные желания и мечты, а также соотнести требования профессии с собственными особенностями. Социальная и экономическая эффективность профессиональной подготовки подталкивает к тому, чтобы сделать вывод - наиболее раннее представление обучающемуся субъекту специфики профессиональной деятельности будет наиболее эффективным как для его личностного профессионального самоопределения, так и для оптимизации затрат на профессиональную подготовку.

Каков будет эффект образовательного воздействия на студента младших курсов содержания учебных дисциплин, если считать, что в каждой дисциплине имеется и общеобразовательное, и профессиональное содержание, отражающее как нормы, так и способы регуляции активности в данном профессиональном труде? Значимым в общении для данного возраста является взаимодействие с представителями профессии, выбранной студентом. Данное общение продолжает ориентировать его в системе норм и ценностей. Студент младших курсов активно откликнется на профессиональное содержание, но задающее, прежде всего, нормы и ценности, а не способы регуляции активности профессионала. Эффективным условием активной профессионализации в этот период будет освоение учебных дисциплин, представляющих не столько общеобразовательное содержание, сколько личность профессионала и специфику его деятельности.

Следующий аспект характеристики образовательного содержания профессиональной подготовки школьного психолога, это ориентированность его на освоение основных видов деятельности специалиста. Не смотря на различные подходы к цели деятельности школьного психолога, все исследователи выделяют такие основные виды деятельности, как психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Дополнительными видами деятельности школьного психолога, связанными со специализацией в профессиональной подготовке, считаются профориентационная работа, семейное консультирование, психологический научно-методический анализ и организация обучения. Каждому виду деятельности соответствует учебная дисциплина, которая дает теоретические и технологические основы его осуществления. Для формирования умения осуществлять конкретный вид деятельности, кроме теоретических представлений необходим еще и опыт ее выполнения, хотя бы в модельном виде (в форме выполнения моделей данной деятельности, решения задач, моделирующих деятельность). Обеспечение в образовательных условиях данной необходимости сделает их эффективными для формирования готовности выпускника к профессиональному труду.

Таким образом, расположение, распределение образовательного содержания на всем протяжении подготовки в вузе, задающее процесс профессионализации студента, должно быть специально организовано, чтобы создать оптимальные возможности для профессионального развития студента.

Содержание реально осуществляемой регуляции собственной активности профессиональными нормами и способами можно получить только в реальной деятельности, то есть, получив опыт профессиональной деятельности психолога. Это относится как к студенту, так и к преподавателю. Организация образовательного процесса должна создавать возможность выполнения профессиональной деятельности школьного психолога и ее моделей, как для студента, так и для преподавателя.

Контрольные вопросы к содержанию главы 3:

2.Подготовить ответы на вопросы:

2.1.Характеристика основных разделов ГОС ВПО специальности педагог-психолог.

2.2.Характеристика содержания образовательной программы подготовки педагога-психолога (разделы 3 и 4 стандарта).

3.Подготовить сообщение (желающие):

3.1.Специализации педагога-психолога.


Наши рекомендации