Средний уровень - уровень личностный.
Личностный уровень профессиограммы школьного психолога характеризует систему личностных качеств и особенностей, отражающих специфику личностных характеристик школьного психолога по отношению к цели, предмету и средствам труда данной профессии.
На данном уровне можно выделить системные отношения, которые обусловят необходимость профессионала обладать конкретными личностными качествами и, как следствие, набор данных личностных качеств. В то же время, если сочетание отдельных личностных качеств, как бы оно не совпадало с заданным перечислением, не соответствует системным характеристикам, оно не станет профессионально важным для психолога, или не создаст профессионально значимых сочетаний, то есть не обеспечит необходимого профессионализма.
На личностном уровне проявления профессионально важных качеств школьного психолога можно выделить три подсистемы.
1.Высшей и системообразующей по отношению ко всем личностным качествам подсистемой личностных характеристик школьного психолога является его отношение к другому человеку, его позиция в ситуации межличностного взаимодействия: "человек - это цель взаимодействия, он самоценность", "человек - субъект, самоисточник активности, поведения, деятельности".
Поведенческое проявление данного отношения - это внимание и интерес к Человеку (Ребенку), который сам организует свое поведение и развивается в механизмах (нормах и способах) его регуляции. А не объект для регулирования, управления и манипуляций.
Профессиональное психологическое "внимание" проявляется в умении наблюдать, в навыке наблюдения за всеми проявлениями эффективной и неэффективной регуляции поведения и состояний у другого человека, или психологическими проявлениями активности человека. Развитое умение наблюдать и сформированный навык наблюдения проявляется у школьного психолога в качестве - наблюдательность, как профессионально важном личностном качестве психолога, без которого не состоится взаимодействие с реальным человеком.
Профессиональный психологический "интерес" проявляется в устойчивой мотивированности взаимодействия с другим человеком как источником обогащения, развития психолога. Данная личностно поведенческая характеристика определяется как коммуникабельность.
Сущность профессиональной деятельности школьного психолога - воздействие на другого человека с целью изменения (устранения) неэффективной регуляции поведения и состояний, посредством изменения действующих у него психологических механизмов. Достижение данной цели - это проведение эксперимента по предоставлению человеку различных средств, использование которых позволит ему изменить способ регуляции собственной активности. Таким образом, проведение "психологического эксперимента" психолога с клиентом требует умения решать задачи (с неполными условиями), выдвигать гипотезы, организовывать экспериментальные условия для осуществления необходимого явления, фиксировать результаты, делать выводы.
"Психологическое экспериментирование" проявляется в профессиональном мышлении и умениях и навыках решения психологических задач. Умение и навык решения типичных психологических задач организации изменения поведения и состояний другого человека - это методическая подготовленность школьного психолога. Её эффективность проявится в таких качествах, как динамизм личности, гибкость мышления, эвристичность и т.п. Конкретные качества, которые обеспечивают данную способность, могут развиваться и дополняться в процессе профессионализации в течение всей жизни школьного психолога как профессионала.
Умение решать нетипичные психологические задачи - профессиональное творчество психолога. Решиться на профессиональное творчество может не каждый, это действие обусловлено опытом и верой в собственные возможности при условии их адекватной оценки. Данное качество, скорее проявление мастерства, чем хорошего профессионализма школьного психолога.
Осуществление профессиональной деятельности психолога по отношению к другому человеку позволяет изменить регуляцию активности клиента (отдельного человека или группы). Клиент совершает переход от неспособности регулировать свою активность продуктивно и эффективно - через регуляцию своей активности совместно с психологом в процессе "психологического эксперимента" - к продуктивной и эффективной саморегуляции активности на основе использования новых норм и способов (включения новых механизмов в процесс регуляции).
2.Вторая подсистема личностных характеристик школьного психолога – его социально-психологическая позиция в системе «учитель (педагогический коллектив) – школьник – родитель (семья)». Она выражена иерархией ценностей личности, осуществляющей себя в профессиональной деятельности. Иерархия ценностей школьного психолога является его мировоззренческой характеристикой. Высшими ценностями школьного психолога являются: самоорганизация активности как норма жизни личности, развитие как естественное и необходимое личностное проявление, успешность в активности как основное условие развития личности и деятельности и т.п.
Структура иерархии ценностей школьного психолога может быть соотнесена с критериями и условиями нормального развития личности, предложенными Б.С.Братусем (1988): отношение к человеку как к цели, как к бесконечной, заранее не определимой ценности; альтруизм и способность к самоотдаче и любви; внутренне обусловленный, подчиняющийся внутренним обстоятельствам характер жизнедеятельности; яркая, сильная выраженность потребности в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего; вера в свои возможности; ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Причем, эти характеристики относятся как к личности школьного психолога, так и к личности его клиентов.
Иерархия ценностей школьного психолога проявляется в сознательном ранжировании задач, встающих перед ним в процессе работы с позиции профессионала. Адекватная социально-психологическая позиция позволяет ранжировать задачи (проблемы субъектов) в системе "учитель – школьник – родитель" в зависимости от их значимости в данный момент для нормы, развития, успешности и т.п. Профессиональный школьный психолог всегда на стороне нормальных условий и нормального процесса развития школьника. Обеспечение этих условий – это вопрос собственно профессиональных способов действия школьного психолога.
3.Третья подсистема личностных характеристик - индивидуально-психологические способности осуществления профессиональной деятельности как личностно-деятельностные условия ее эффективности.
Ведущими индивидуально-психологическими способностями школьного психолога являются коммуникативные и организационно-деятельностные. Необходимость данных способностей обусловлена основными средствами деятельности школьного психолога - коммуникацией и организацией деятельности другого человека.
Дополняют коммуникативные и организационные способности и обеспечивают эффективность их проявления прогностические способности школьного психолога. Прогностические способности непосредственно связаны с эффективным использованием диагностических инструментов и, в том числе, диалогической диагностики.
В данном случае мы используем термин "способности" в значении возможности организовывать свое поведение с заданными характеристиками. Обладая указанными "способностями" школьный психолог способен в профессиональной деятельности проявлять необходимые коммуникативность, организаторские качества, прогностичность.
Коммуникативные способности раскрывается как: а)способность восприятия логической и эмоциональной информации (события и переживания); б)способность передачи другому логической и эмоциональной информацию (действия и чувства). Это относится как к вербальной, так и к невербальной коммуникации.
Наличие и уровень развитости данных способностей выражаются в целом ряде частных личностных качеств: коммуникабельность, общительность, тактичность и дипломатичность в общении, экспрессивность и т.п. Целые списки перечислений данных качеств можно найти в литературе, предназначенной для школьных психологов (И.В.Дубровина, М.Р.Битянова, Р.В.Овчарова и т.п.).
Организационно-деятельностные способности раскрываются как способность организовать такую деятельность другого человека, прежде всего - в плане межличностных отношений, в процессе реализации которой клиент: а)осознает противоречие своих целей и средств их достижения; б)осознает эффективность (овладевает) новых целей и средств их достижения.
Организационно-деятельностные способности проявляются в таких частных личностных качествах, как организованность, волевое воздействие, доминирование, социабельность, фасилятивность, доказательность, требовательность, чувство юмора, инициативность и самостоятельность в принятии решений, изобретательность, организаторские способности и т.п.
Прогностические способности раскрываются как способность представить формы проявления определенных качеств и особенностей человека. Проявляются они в таких частных личностных качествах, как логичность, интуитивность, гибкость мышления, эрудированность,