Средства труда школьного психолога – это способы коммуникации и организации деятельности.

Школьный психолог воздействует на другого человека (группу людей) посредством передачи информации и организуя определенную деятельность этого человека (группы людей). В процессе воздействия психолог получает от человека информацию о нем самом и о его деятельностях. Данная информация используется для корректировки воздействий и является основанием для последующих воздействий, то есть, передачи информации и организации деятельностей. Основой для передачи другому человеку определенной информации и организации его специальных деятельностей являются профессиональные знания и умения психолога, а также, профессионально важные качества личности, которые обеспечивают эффективность передачи информации и организации деятельности другого человека, как формы целенаправленного воздействия на него.

Владение средствами труда в наибольшей степени обусловлено профессиональной подготовкой и профессиональным совершенствованием школьного психолога. Овладение средствами труда обусловливает формирование профессионально важных личностных качеств школьного психолога, таких, как коммуникабельность, организационные способности. прогностичность и т.д. Важным методологическим моментом здесь является то, что средством труда психолога является его собственная личность. Поэтому - насколько соответствует практической психологической деятельности личность профессионала - настолько эффективной будет профессиональная деятельность школьного психолога.

Тем не менее, осознание и принятие средств и способов труда школьного психолога на уровне профессионального самосознания позволяет делать эффективным процесс трудовой деятельности и профессионального саморазвития. Выделим наиболее существенные характеристики средств и способов воздействия школьного психолога.

Средства воздействия:

1.Коммуникативные. Непосредственное информационное (вербальное и невербальное) воздействие психолога на клиента - на сознание и бессознательное другого человека или группы людей. Наиболее разнообразное и широко применяемое средство, которое почти всегда используется совместно с другими средствами.

2.Организационно-деятельностные. Организация действий клиента и группы - тренинговые упражнения, игры, графические задания, танцевальные и т.п. Выполнение клиентом и/или группой заданных психологом действий и деятельностей предполагает в итоге изменения в психических особенностях и характеристиках действующего человека и/или группы, корректирующих и/или развивающих данные особенности.

3.Диагностические инструменты. Тесты и опросники.

4.Компьютерные программы (диагностические с комментариями, просветительно-диалогические и т.п.). Это специфическая форма коммуникативного или организационно-деятельностного психологического воздействия.

Способы воздействия:

1.Знания (знания о психическом развитии, онтогенетической норме развития, о нарушении (аномалии, отставании) развития, о коррекции развития; знания о технологиях диагностики и коррекции развития и т.п.).

2.Умения (умение узнать о психическом состоянии, о нормальном развитии, о нарушениях развития; умение провести коррекцию развития и т.п.).

3.Навыки (навыки вступления в контакт, получения доверия; навыки организации деятельности отдельного человека и группы людей и т.п.).

4.Профессионально важные личностные качества (ПВЛК) (коммуникабельность, организационная способность, прогностичность, социабельность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, сензитивность, наблюдательность, гибкость мышления и т.д.).

5.Субъектная позиция - ценностное отношение к другому человеку как самоисточнику активности, проявляющееся в общей системе организации и регуляции активности психолога. Содержательно, субъектная позиция может проявляться в следующих формулировках: "Ты для меня ценен своим существованием (экзистенциальная любовь, в отличие от критериальной)"; "Мне интересно с тобой общаться, ты вызываешь во мне искренний интерес своими психологическими особенностями".

6.Самоидентичность. Рассмотрение психологом себя в процессе взаимодействия с другим человеком как специалиста, выполняющего профессиональную деятельность, личностно для него значимую. Наиболее актуальна для школьного психолога следующая формулировка: "Я - взрослый, нормальный человек, заинтересованный в развитии твоей личности, то есть увеличении твоей самостоятельности, активности и ответственности, то есть нормальности (в отличие от аномальности) твоей жизни".

Способы воздействия представлены в виде кумулятивной шкалы: каждый последующий элемент включает в себя все предыдущие, но может рассматриваться и отдельно. Данное понимание средств труда школьного психолога позволяет формировать целостное представление у будущего специалиста об объекте труда, который крайне редко выступает как объект. Кроме этого, предлагаемая структура средств труда школьного психолога системно соотносится со структурой профессионально важных личностных качеств школьного психолога.

Насыщение частными техниками работы школьного психолога, как расширение средств труда происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности и профессионального совершенствования в течение всей жизни профессионала. При этом, наиболее активно профессиональное совершенствование происходит в периоды повышения профессиональной квалификации во время обучения после вуза.

3.2.Характеристика возможных (предлагаемых в литературе) средств труда (профессиональной деятельности) школьного психолога и социального педагога.

Средства труда практического психолога и, в частности - школьного психолога, наиболее подробно определенный компонент профессиональной деятельности. Наибольшее количество научных, методических и практических разработок относится к средствам труда практического психолога. В них представлены теоретические, методические и организационные основания конкретных методик, техник, технологий работы психолога с другим человеком и группами людей. Само содержание профессиональной подготовки школьного психолога в государственном образовательном стандарте представлено, прежде всего, средствами труда.

Средства труда - можно рассматривать как операциональный (исполнительный) компонент деятельности. В отличие от цели деятельности, как мотивационного компонента, и предмета деятельности, как ориентировочного компонента. По форме существования средства труда разделяются на материальные и идеальные объекты. К материальным объектам относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры и т.п. К идеальным объектам - "знаковые средства и системы правил мышления, моральной и эстетической оценки и др." (Маркова А.К., 1996. С.27). Следствием такого понимания идеальных средств труда является рассмотрение совокупности личностных особенностей психолога - как средства его труда. Представленные, проявляемые психологом во взаимодействии с другим человеком личностные характеристики оказывают существенное влияние на него. Особое значение имеют мотивационные и эмоциональные характеристики психолога, в том числе, его субъектная позиция в процессе взаимодействия с другим человеком, эмоциональная окраска отношения к другому человеку и реакций на его действия, воздействует на того, с кем работает психолог. Именно в них проявляется направленность на другого человека как на самоценность, бескорыстный интерес к нему, личностная открытость для взаимодействия.


2.2.Субъективные характеристики психолого-педагогической профессии (психограмма).

Особенности труда школьного психолога предъявляют требования к индивидным, личностным и субъектно-деятельностным характеристикам профессионала. Обладание данными характеристиками является одним из важнейших условий эффективного осуществления профессиональной деятельности.

1.1.Характеристика реальных субъектных элементов труда (профессиональной деятельности) школьного психолога и социального педагога.

В профессиограмме педагога-психолога, в субъективном её компоненте ("С1" методологической схемы – см. схему на стр. 5), можно выделить несколько уровней, организующих связи между отдельными элементами на каждом уровне и между уровнями, и обеспечивающих целостность и системность характеристики профессии "школьный психолог".

Высший уровень - уровень субъекта деятельности.

На уровне субъекта деятельности школьный психолог характеризуется отношением реального человека и конкретной профессии. Данное отношение выражено в позиции субъекта, которая является определенным соотношением личностных особенностей человека и всей системы требований, предъявляемых профессией к человеку. Субъектная позиция школьного психолога – «Я хочу и могу работать в школе», как выражение готовности к профессиональной деятельности. Наличие данной позиции свидетельствует о сформированности специалиста как субъекта деятельности. Субъект деятельности определил отношение внешней детерминации - требований деятельности, и внутренней детерминации, как собственных интенций - мотивов и желаний осуществления жизнедеятельности, и принял данное отношение как приемлемый вариант своей жизни. Субъектная позиция является итоговой и, собственно - целевой, по отношению к процессу профессиональной подготовки в вузе, характеристикой школьного психолога.

Готовность к профессиональной деятельности есть проявление субъекта деятельности как самоисточника активности, регулируемой определенным, найденным соотношением внешней (требования профессиональной деятельности) и внутренней (личностные особенности) детерминации, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации [21Д3, С. 92].

Готовность к профессиональной деятельности выражена:

- в наличии действенной мотивации трудовой деятельности по приобретенной профессии, переживание (восприятие, отношение, представление) профессиональной деятельности как образа жизни, жизнедеятельности, которую субъект хочет и может, способен совершать (осуществлять);

- в наличии профессионального самосознания, как осознания себя "школьным психологом", обладающего знаниями, умениями, навыками и качествами представителя данной профессии, носителя профессиональных норм и способов регуляции активности в трудовой деятельности;

- в наличии субъектных технологий, то есть осознания существования (обладания) индивидуального (индивидуализированного) способа регуляции активности в соответствии с индивидно-психическими особенностями данного человека и нормами деятельности школьного психолога в процессе труда, выраженного в выработанной субъектом деятельности целостной системой целенаправленных действий по отношению к предмету профессиональной деятельности;

- в самоидентичности, то есть рассмотрении себя психологом в процессе взаимодействия с другим человеком как специалиста, выполняющего профессиональную деятельность, личностно для него значимую.

Данный уровень требований к школьному психологу проявляется в определенных характерологических качествах, которые называются как профессионально важные личностные качества психолога. Однако, конкретный набор качеств практически неисчерпаем, так как каждое из них дополняет заданную ориентацию отношения психолога к клиенту. В то же время, минимальный набор качеств может обеспечить данное отношение психолога к другому человеку: профессиональная мотивированность, профессиональное самосознание, идентификация себя школьным психологом. Остальные качества дополняют, уточняют и развивают данную субъектную позицию.

Наши рекомендации