Общая характеристика психолого-педагогической профессии.
И.А.Вишняков
"Введение
В психолого-педагогическую
деятельность"
Методические материалы
Для специальности:
031000-Педагогика и психология
ГОС ВПО 2005
2008 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Общая характеристика психолого-педагогической профессии.….4
1.1.Общие психологические особенности профессиональной
деятельности ………………………………………………………………….4
1.2.Профессиограмма социального педагога и психолога
сферы образования……………………………………………………………9
Глава 2.Профессиональная деятельность и личность педагога-
психолога и социального педагога………………………………………...10
2.1.Объективные характеристики психолого-педагогической
профессии (трудограмма)..…………………………………………………15
2.2.Субъективные характеристики психолого-педагогической
профессии (психограмма)..…………………………………………………28
2.3.Основные виды деятельности в психолого-педагогической
профессии……………………………………………………………………38
2.4.Основные типы специализаций в психолого-педагогической
профессии………………..………………………………………………….39
Глава 3. Подготовка, профессионально-личностное становление
и развитие педагога-психолога……………………………………………..40
3.1.Требования государственного образовательного стандарта к
личности и профессиональной компетентности педагога-психолога……40
3.2.Процесс профессионализации в психолого-педагогической
профессии…………………………………………………………………….44
3.3.Профессиональное развитие психолога в вузе………………………...55
Заключение…………………………………………………………………..68
Приложения…………………………………………………………………69
Приложение 1. Программа курса «Введение в психолого-
педагогическую деятельность»..……………………………………………69
Приложение 2.Рейтинговая оценка активности студента в процессе
освоения учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность …………………………………………………………………75
Приложение 3. Тесты для самостоятельного изучения студентам……….76
Приложение 4. Тест по дисциплине «Введение в психолого-
Педагогическую деятельность» для студентов…………………………….82
Введение
Профессиональная психолого-педагогическая деятельность – это один из видов социальной деятельности. Социальная – значит направленная на людей как членов общества, социума. Люди в обществе вступают в различные отношения, взаимодействуют друг с другом, проявляя при этом определенные особенности, качества. Данные особенности и качества могут помогать или мешать устанавливать отношения и взаимодействовать. Профессиональные психологи и педагоги работают с людьми, помогая им обрести, сформировать, развить те качества и особенности, которые позволяют конкретному человеку эффективно вступать в различные отношения и взаимодействовать с другими людьми. Профессиональная деятельность педагогов и психологов имеет различные виды и осуществляется в разных формах. Но, не смотря на различия видов и форм, профессиональная деятельность требует наличия определенных качеств и особенностей у самого педагога и психолога. Это требования профессии к профессионалу.
Таким образом, существует две реальности: первая реальность – это человек, который хочет стать профессиональным психологом или педагогом; вторая реальность – это профессия психолога и педагога, которая существует в обществе, выполняет определенные функции в этом обществе и требует для выполнения данных функций от профессионала обладания знаниями, умениями, навыками и определенными человеческими качествами.
Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» позволяет сформировать представление об особенностях данной профессии, представить основные виды деятельности психолога и педагога, узнать о том, какими знаниями, умениями и навыками он должен владеть и какими качествами обладать, чтобы эффективно выполнять профессиональную деятельность. Кроме этого, дается характеристика процесса профессионализации и профессионального развития, как в вузе, так и после его окончания и продолжения жизни в профессии психолога и педагога.
Глава 1.
Общая характеристика психолого-педагогической профессии.
Общие психологические особенности профессиональной
Деятельности.
В психологии выделяется три основных вида человеческой деятельности* – игра, учение и труд.
[*Деятельность – форма активности** человека, регулируемая*** сознательно поставленной целью****.
**Активность – инициированные человеком действия по отношению к окружающей среде и самому человеку.
***Регуляция (психическая) – «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» (Конопкин О.А., 1995 г.).
****Цель – идеальный образ желаемого результата активности человека, существующий в его сознании.]
Основные виды человеческой деятельности – игра, учение и труд – различаются, прежде всего, по цели активности человека.
Целью игры является получение удовольствия от процесса активности. Человек вступает в игру, начинает играть, предчувствуя то удовольствие, которое доставит ему сам процесс выполнения игровых действий, проявления себя – своей сообразительности, скорости реакции, силы, ловкости, умения и т.д. - внутри системы игровых правил. Достижение определенного результата игры – выигрыша – является дополнительным мотивом, стимулом к игре, но не входит в цель игровой деятельности. Даже в случае проигрыша, человек может сказать: «Как хорошо поиграли! Какая была красивая, интересна игра! Мне очень понравилось! Я получил огромное удовольствие!».
Целью учения является овладение новыми знаниями и способами действия. Человек совершает учебные действия (читает, запоминает, решает задачи) чтобы владеть определенной информацией, уметь делать то, что он считает для себя важным, ценным, необходимым.
Целью труда является получение потребляемого или общественно значимого продукта. Человек совершает трудовые действия, чтобы получить продукты питания, одежды, жилья и т.д.
Вытачивая деталь, токарь знает, что эта деталь является частью целого механизма, например, пылесоса. Сам он эту деталь не может съесть или надеть на себя, но за процесс её изготовления он получает вознаграждение, которое может использовать для удовлетворения своих потребностей.
Результат труда композитора или художника является общественно значимым, то есть общество, в лице слушателей и зрителей, готово дать композитору и художнику вознаграждение за результаты их труда.
Среди всех видов труда можно выделить такие виды, в которых трудящийся человек имеет в качестве предмета труда другого человека. В данных видах труда целью деятельности является такое воздействие на другого человека, которое можно потребить, или результаты которого будут общественно значимы. Воспитатель в детском саду играет с детьми – дети получают удовольствие. Учитель в школе учит школьников - они становятся знающими и умеющими людьми. Психолог работает с человеком, пережившим сильный стресс – меняется эмоционально-психическое состояние человека, он может продолжить нормальную жизнь.
Результат трудовой деятельности человека тем лучше, тем ближе к цели данной деятельности, чем более подготовлен человек к выполнению именно этого вида труда. Подготовленность человека к определенному виду труда называется профессионализмом, а сам человек называется профессионалом.
Эффективной для анализа психологических особенностей профессионализма и профессионала в тех профессиях, где предметом деятельности является другой человек, является методологическая схема анализа человеческих взаимодействий. Данная схема отражает основу воздействия одного человека на другого (или на группу людей). Использование данной схемы при анализе любых форм и видов человеческого взаимодействия позволяет выделить наиболее важные особенности каждого из них.
Схема 1.
Методологическая схема
Глава 2.
Психодиагностика
пп ст
Предмет воздействия психолога – способность клиента
выполнить заданные действия.
к пт
Психотерапия
Предмет воздействия психолога - состояние клиента
(негативные психологические состояния, психологический
дискомфорт)
Психологическая коррекция
Предмет воздействия психолога – отклонения от
нормального психического развития.
Психологическое просвещение
Предмет воздействия психолога – психологические знания
клиента
2.4.Основные типы специализаций в психолого-педагогической профессии (школьного психолога).
М.Р.Битянова выделяет три вида организационно-содержательных моделей, различающихся по цели деятельности психолога в образовательном учреждении (2003). В соответствии с различиями в цели появляются различия и в задачах, основных направлениях, видах и алгоритмах деятельности, а также, в требованиях к методическому обеспечению и уровню профессиональных знаний и умений школьного психолога.
Первая модель "Методист". Цель деятельности - проектирование и реализация школьных программ образовательной развивающей среды. Сама М.Р.Битянова отмечает, что данный вид деятельности школьного психолога практически не встречается в реальной практике работы школ. Это связано с высокими требованиями к профессиональной квалификации и опыту психолога именно в образовательной деятельности, её концептуальной и содержательной организации, что редко можно встретить среди работающих в школе психологов. Личная практика автора данной работы показывает, что наиболее активно обращение к цели проектирования и реализации образовательной развивающей среды происходит в отношении руководителей образовательного процесса вузов - деканов и заведующих кафедрами.
Вторая модель "Куратор". Цель деятельности - сопровождение детей и группы - школьного класса - в образовательном процессе. Данная цель задает довольно высокие требования к квалификации психолога. Эффективность её реализации ограничена количественно - продуктивно работать психолог может работать с пятью-шестью классами, а лучше - со специализированными классами.
Третья модель "Консультант". Цель деятельности - сопровождение психического развития отдельного учащегося, создание определенных социально-психологических условий в школе. Данная модель в наибольшей степени подходит для выпускника вуза в соответствии с его подготовкой. Данная модель предполагает и индивидуализацию в деятельности школьного психолога в зависимости от его интересов.
2.Подготовить ответы на вопросы:
2.1.Консультант по организации образовательного процесса.
2.2.Практический психолог по коррекции и терапии.
2.3.Психолог, сопровождающий психическое развитие.
2.4.Профориентолог.
3.Подготовить сообщение (желающие):
3.1.Не образовательные специализации педагога-психолога.
Глава 3.
Подготовка, профессионально-личностное становление
Заключение.
Формирование представления о профессиональной деятельности педагога-психолога – основа, позволяющая соотнести себя, свои личные особенности и особенности выбранной профессии.
В результате такого соотношения можно принять решение:
1) да, Я выбрал именно ту профессию, о которой мечтал и Я буду активно её осваивать в процессе обучения в вузе;
2) нет, эта профессия не для Меня, нужно срочно переходить на другой факультет или в другой вуз.
Приложение 1.
Программа учебной дисциплины
«Введение в психолого-педагогическую деятельность»
Составитель: И.А.Вишняков, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, федеральному компоненту ГОС ВПО. Наиболее целесообразно её осваивать на первом курсе в первом семестре.
Количество часов: Трудоемкость по стандарту – 80 часов. В том числе до 50% аудиторных занятий, то есть:
Лекций – 20 час.
Семинарских занятий – 20 час.
Самостоятельная работа студента – 40 час.
Форма контроля: зачёт.
Основное содержание дисциплины:
Из стандарта 2000 года:
Общая характеристика психолого-педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога.
Из обновленного стандарта 2005 года:
Планы семинарских занятий по курсу
«Введение в психолого-педагогическую деятельность»
Занятий
Семинар 1. Особенности профессиональной деятельности психолога. Объективные характеристики профессии "педагог-психолог"
1.Читать литературу:
1.1.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. Стр.1-48.
1.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., Изд-во «Совершенство», 1997г.
1.3.Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Смысл, 2003. Глава 6.1. – 6.4.
1.4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М,1998.
1.5.Вишняков И.А. Методические материалы к курсу "Введение в психолого-педагогическую деятельность" по теме 1 и 2.
2. Подготовить ответы на вопросы:
2.1.Виды предмета труда.
2.2.Характеристики объекта труда.
2.3.Характеристики субъекта труда.
2.4. Характеристика цели труда – как обеспечение нормального развития в нормальных социально-образовательных условиях.
2.5. Характеристика предмета труда - как норм и способов регуляции активности у школьника в социуме.
2.6.Характеристики средств труда психолога.
3.Подготовить сообщение (желающие):
3.1.Подход Е.А.Климова к профессионализму.
3.2.Разные подходы к цели труда педагога-психолога.
3.3.Разные подходы к предмету труда педагога-психолога.
Приложение 2.
Рейтинговая система
учета (оценки) активности студента при освоении курса
«Введение в психолого-педагогическую деятельность»
Рейтинговая система учета активности студента по освоению учебной дисциплины заключается в следующем.
Каждый вид учебных действий студента оценивается в баллах. Если студент за весь период изучения учебной дисциплины в течение семестра набрал определенную (необходимую) сумму баллов, он получает зачет. Если необходимой суммы баллов студент не набрал, он сдает зачет, то есть получает для ответа вопросы. Если студент набрал сумму баллов меньше необходимой для сдачи зачета, он получает «незачтено», и вынужден выполнить определенные действия для того, чтобы быть допущенным к зачету.
Вид работы | За единицу работы | Колич. | Мин. | Макс. |
Лекция | то 5 до 10 | |||
Семинар | 5-присутствие 10-активность 15-поощрение | |||
Конспект | от 5 до 10 – своевременно 5 – поощрение 5 – опоздание | |||
Реферат-сообщение | 10-объективно 15-рефлексивно | |||
Блиц-опрос | 1 балл за 1 вопрос | |||
Контрольная работа | 2 вопроса по 15 баллов | |||
Зачет | 1 вопрос 50 баллов | |||
Консультирование тематическое | 5 баллов за одно | |||
Допуск к зачету | ||||
ЗАЧЕТ |
Приложение 3.
Тесты для самостоятельного изучения студентами
4.1.Тест «Личностный дифференциал» для студента психолого-педагогических специальностей.
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
(семантический дифференциал Ч.Осгуда)
(эмоциональная компонента установки)
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Методика предназначена для изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Она применима в социально-педагогической практике, психодиагностической и клинико-психологической работе.
В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала:
1. ОЦЕНКИ.
2. СИЛЫ.
3. АКТИВНОСТИ.
ИНСТРУКЦИЯ:
а) вариант самооценки -"Оцените самих себя по отобранным чертам личности"
б) вариант оценки другого человека (другого учителя, мужа, жены, ребенка и т.п.) -"Оцените .....по отобранным чертам личности".
Бланк ЛД и ключ
Фамилия И.О.______________________пол_________возраст____
-------------------------------------------------------------------------------------
О + 1.Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
С - 2.Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
А + 3.Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
О - 4.Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + 5.Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
А - 6.Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
О + 7.Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
С - 8.Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
А + 9.Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
О - 10.Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
С + 11.Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А - 12.Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
О + 13.Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С - 14.Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + 15.Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
О - 16.Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + 17.Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
А - 18.Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
О + 19.Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
С - 20.Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
А + 21.Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора ОЦЕНКИ (О - в бланке) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.
Фактор СИЛЫ (С - в бланке) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор АКТИВНОСТИ (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения (+) указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто, сами по себе, имеют первостепенное значение.
Использование метода ЛД
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений исследуемого человека к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. О личностных опросниках. Некоторые традиционные, получаемые с помощью личностных опросников характеристики, могут быть получены с помощью ЛД. Уровень САМОУВАЖЕНИЯ, ДОМИНАНТНОСТИ-ТРЕВОЖНОСТИ И ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ является достаточно важным показателем при характеристике людей взаимодействующих с детьми. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта или человека осуществляющего поддержку (например, социального педагога).
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса ДОМИНИРОВАНИЯ-ПОДЧИНЕНИЯ и уровня АКТИВНОСТИ членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, "каким должен быть отец", "идеальная жена", "моя жена думает, что я...") с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.
БЛАНК
Список качеств "Идеального школьного психолога"
Проранжируйте предлагаемый список качеств, учитывая, что самое важное, по Вашему мнению, качество получает ранг 1, а самое не важное - 20.
организаторские способности | |
альтруистичность | |
высоко ценит самоорганизацию другого человека | |
отвержение стереотипов | |
эмоциональная устойчивость | |
прогностичность по отношению к поведению другого человека | |
коммуникабельность | |
высоко ценит саморазвитие другого человека | |
развитое профессиональное самосознание | |
уравновешенность | |
коммуникативные способности | |
наблюдательность при взаимодействии с другим человеком | |
высоко ценит успешность в активности другого человека | |
действенная мотивация трудовой деятельности по приобретенной профессии | |
сила нервной системы | |
аккуратность | |
отношение к другому человеку как ценности, а не как к средству достижения своих целей | |
высоко ценит индивидуальные особенности другого человека | |
переживание (восприятие) профессиональной деятельности как образа жизни | |
высокий темп реакций |
БЛАНК
Список умений "Идеального школьного психолога"
Проранжируйте список умений, учитывая, что самое важное, по Вашему мнению, умение получает ранг 1, а самое не важное - 20.
умение диагностировать нормальное психическое развитие | |
умение определять этапы решения задачи | |
умение организовать деятельность отдельного человека и группы людей | |
умение установления доверительных отношений | |
умение диагностировать психические особенности и состояния человека | |
умение выбора методов и стратегии действий | |
умение проведения тренинговых упражнений | |
умение эффективного восприятия логической и эмоциональной информации (события и переживания) | |
умение диагностировать нарушения психического развития | |
умение соотносить формы поведения и психические особенности человека | |
умение проведения танцевальных действий | |
умение логичного изложения фактов | |
умение эффективно использовать диагностические инструменты и, в том числе, диалогическую диагностику | |
умение поиска ресурсов решения проблемы | |
умение организовывать условия для осуществления необходимого психологического явления | |
умение непосредственного информационного (вербального и невербального) воздействия на сознание и бессознательное другого человека или группы людей | |
умение диагностировать свойства темперамента | |
умение предвидеть изменения поведения и состояний другого человека в зависимости от его действий | |
умение проведения игры | |
умение установления контакта с другим человеком |
ТЕСТ
«Введение в психолого-педагогическую деятельность»
Вариант 1.
1. В методологической схеме анализа человеческих взаимодействий имеется:
1) 5 элементов (1-субъект воздействующий, 2-субъект, подвергающийся воздействию, 3-средства воздействия, 4-предмет воздействия, 5-цель-активность-результат) и связи между ними;
2) 2 элемента (1-субъекты и 2-объекты) и связи между ними;
3) 3 элемента (1-объект, 2-субъект, 3-цель) и связи между ними.
2. Субъект труда (субъект управляющий, оказывающий воздействие) – это:
1) человек как профессионал, который является источником своей профессиональной активности;
2) любой механизм, оказывающий воздействие на предметы материального мира;
3) любой человек, совершающий активные действия.
3. Предмет труда – это:
1) то, что использует профессионал для осуществления трудовой деятельности;
2) то, чем владеет профессионал,
3) то, на что воздействует, чем хочет управлять, чему обучать и что воспитывать, что хочет развивать субъект управления.
4. Субъектные характеристики в профессии – это:
1) те характеристики профессионального субъекта, которые он имеет от природы;
2) те характеристики профессионального субъекта (управляющего, оказывающего воздействие), которые соотносят его с объектом управления;
3) те характеристики профессионального субъекта, которые он мечтает иметь как активная и самостоятельная личность.
5. Основные разделы профессиограммы у А.К.Марковой:
1) Описание профессии и Профессиональные задачи;
2) Трудограмма и Психограмма;
3) Профессиональные знания, Профессиональные умения и Профессиональные навыки.
6. Цель деятельности педагога-психолога – это:
1) нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях;
2) регуляция психических состояний учащихся и учителей;
3) психологическая диагностика особенностей развития школьника в процессе обучения.
7. Предмет труда школьного психолога – это:
1) нормы и способы регуляции активности у школьника в социуме;
2) сознание личности;
3) психические особенности школьника.
8. Нормы регуляции активности – это:
1) определенные законом права и обязанности человека;
2) исторически сложившиеся формы взаимозависимости и зависимости людей и властных отношений в процессе жизнедеятельности общества и общественном производстве;
3) неписанные правила поведения человека в различных бытовых и общественных ситуациях межличностного взаимодействия.
9. Способы регуляции активности – это:
1) характеристика условий, в которых человек осуществляет определенные формы активности;
2) динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата;
3) описание последовательности действий человека, которые необходимо выполнить для получения потребляемого продукта его активности.
10. Средства труда школьного психолога – это:
1) компьютер и видеокамера;
2) советы и другие формы устных рекомендаций клиенту;
3) способы коммуникации и организации деятельности.
11. Средства воздействия школьного психолога на клиента - это:
1) советы, пожелания, рекомендации, обещания, примеры, нотации, указания;
2) шантаж, угроза, подкуп, деньги, женщины, вино;
3) коммуникация, организация деятельности, тесты и опросники, компьютерные программы.
12. Наиболее разнообразное и широко применяемое средство воздействия школьного психолога на другого человека, которое почти всегда используется совместно с другими средствами:
1) коммуникация; 2) манипуляция; 3) интерпретация.
13. Выполнение клиентом и/или группой заданных психологом действий и деятельностей предполагает в итоге изменения:
1) в профессиональном, семейном, социальном, экономическом, политическом, региональном и геополитическом статусе клиента и/или группы;
2) финансового благосостояния психолога в положительную сторону;
3) в психических особенностях и характеристиках действующего человека и/или группы, корректирующих и/или развивающих данные особенности.
14. Наиболее важными личностными качествами для профессионального психолога являются:
1) коммуникабельность, организационная способность, прогностичность, социабельность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, сензитивность, наблюдательность, гибкость мышления;
2) настойчивость, логичность, пунктуальность, аккуратность, альтруистичность, беглость речи, высокий темп активности, инертность, ригидность, возбудимость, пролонгированность;
3) психастеничность, невротичность, эмоциональная лабильность, низкая сензитивность, доминантность, агрессивность, депрессивность, ипохондричность, беглость ума.
15. Ценностное отношение к другому человеку как самоисточнику активности, проявляющееся в общей системе организации и регуляции активности психолога – это:
1) самоидентичность; 2) субъектная позиция; 3) умение.
16. В субъективном компоненте профессиограммы педагога-психолога, или в психограмме, можно выделить несколько уровней, организующих связи между отдельными элементами на каждом уровне и между уровнями:
1) 3 уровня - высший, средний, нижний;
2) 4 уровня – два личностных и два индивидных;
3) 5 уровней – первый, второй, третий, четвертый, пятый.
17. Высший уровень субъективных характеристик педагога-психолога – это:
1) уровень субъекта деятельности; 2) уровень личности; 3) уровень индивида.
18. Средний уровень субъективных характеристик педагога-психолога – это:
1) уровень субъекта деятельности; 2) уровень личности; 3) уровень индивида.
19. Характеристика отношения реального человека и конкретной профессии, то есть, определенное соотношение личностных особенностей человека и всей системы требований, предъявляемых профессией к человеку, называется:
1) деятельный субъект; 2) субъективная деятельность; 3) субъектная позиция.
20. Готовность педагога-психолога к профессиональной деятельности выражена:
1) в наличии диплома государственного образца по специальности «Педагогика и психология»;
2) в приобретении формы педагога-психолога и оформлении соответствующего удостоверения;
3) в наличии действенной мотивации трудовой деятельности по приобретенной профессии, профессионального самосознания, субъектных технологий.
21. Личностный уровень профессиограммы школьного психолога характеризует:
1) личные знания, умения и навыки профессионала;
2) личностные отношения чел