Организационно-техническое обеспечение школьной психодиагностики, компьютеризация

В этом разделе нам предстоит разобраться в том, как должна быть в идеале организована и оснащена школьная психодиагностика. Мы говорим «в идеале» потому, что в момент создания данного пособия такая систематическая организация фактически отсутствовала. Только в 1995 г. Министерством образования РФ впервые разработано и принято «Положение о службе практической психологии в Российской Федерации», закладывающей основы необходимой организации. Таким образом, в данной главе нашли отражение как общие тенденции развития психодиагностики в развитых странах, так и частные положения, принятые в указанном выше нормативном документе,

Возможности использования определенных методик напрямую находятся в зависимости от того, какое техническое оснащение имеют школа и школьный педагог-психолог, какими штатами укомплектована школьная психологическая служба. Та или иная организация взаимодействия специалистов и учреждений имеет принципиальное значение, так как она определяет траекторию движения информационных потоков, а это и есть основной материал для развития психодиагностики.

Сформулируем несколько организационных при-

Психодиагностика как научная технология

нципов, которым, по-видимому, с определенными вариациями так или иначе предстоит следовать как общефедеральным, так и региональным органам образования в области психодиагностики.

Организационные принципы

1) Принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений.

Настоящие эффективные психодиагностические методики являются трудоемкими и наукоемкими в разработке. Их под силу создать только научным учреждениям. Конечно, сейчас научное учреждение может перенести свою экспериментальную базу в конкретную школу, но это скорее исключение, чем правило. Вместе с тем существуют объективные предпосылки в том, чтобы научные организации были заинтересованы в расширении базы внедрения своих разработок. И не только из-за соображений конкуренции между ними за «рынок сбыта», но и из-за соображения расширения информационной базы для сбора банка данных по развиваемым методикам. Итак, кроме товарно-денежных отношений между научными учреждениями и школами должен существовать и расширяться взаимообмен «методика-данные». Этому должна способствовать разворачивающаяся служба практической психологии образования.

Практики, которые хотят оснастить свой психодиагностический портфель (кабинет, компьютер) разнообразным репертуаром методик, должны сами активно идти на заключение договоров, включающих как один из важнейших пункт о предоставлении организации разработчику копий протоколов в определенном количестве (весомый аргумент — сто и больше протоколов). Этот пункт должен обусловливаться значительными скидками в стоимости при-

Основы психодиагностики

обретаемых методик.

Предусмотренная в структуре службы практической психологии образования иерархия региональных, городских и районных центров указанной службы на первых порах в своем развитии будет испытывать неизбежный дефицит в квалифицированных научных кадрах для ведения психодиагностических разработок. Задача указанных центров на ближайшее время реалистически скорее может быть сформулирована как «содействие внедрению», чем разработка.

2) Принцип РАЗДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ между федеральными и региональными научно-методическими центрами.

Создание общефедеральных методических стандартов на определенные, самые универсальные методики не означает, что региональные научные центры остаются без работы. На их долю выпадает как минимум сбор региональных тестовых норм, имеющих региональное значение (для рекомендаций в рамках региона). В идеале федеральные центры должны сообщаться с местными школами вообще только через региональные и районные. Но, к сожалению, последние пока не обладают достаточными средствами, чтобы приобретать дорогие региональные лицензии на право распространения какой-то методики в целом регионе. Этому препятствует пока повсеместное нарушение прав интеллектуальной собственности — пиратское копирование методик. Все перечисленное не означает, однако, что идеальная система не должна быть в принципе иерархической, как минимум четырехуровневой: «федеральный центр — региональные центры — районные центры — школы».

Какие организации могут выступать в роли эффективных региональных центров? Это зависит от

Психодиагностика как научная технология

конкретной ситуации в регионе. Положение о службе практической психологии образования предусматривает создание сети из региональных, городских и районных центров службы. Подобные центры, при комплектации специалистами необходимой квалификации, и должны прежде всего выполнить указанную функцию местной координации работ по психодиагностике. Но на первых порах это может быть кафедра психологии областного педвуза, если ее заведующий обладает достаточной организационной хваткой для того, чтобы успевать наряду с основной деятельностью по обучению студентов организовать еще и хозрасчетную деятельность по накоплению банка методик, банка данных и интенсивным договорным отношениям в этой области. В третьем случае это может быть негосударственная научно-коммерческая фирма, если ей удалось получить аккредитацию в местных органах народного образования.

Таким образом, когда в школе возникает потребность в психодиагностике, то прежде всего следует задаться вопросом, не существует ли уже в данном регионе специализированный научно-методический центр, и если это так, то следует обращаться именно туда.

3) Принцип квалифицированной персональной ответственности.

Этот принцип тесно связан с соответствующей профессионально-этической нормой (см. 1.5), но предстает в данном случае в конкретном организационном контексте.

Если в структуре школы нет штатной единицы педагога-психолога, которая по своей должностной инструкции обязана отвечать за количество и качество психодиагностических обследований, то, безусловно, школа должна привлечь специалистов из

Основы психодиагностики

других учреждении (из того же регионального центра, если они производят такие выездные обследования). В противном случае коллективная безответственность чревата неизбежными моральными издержками, а возможно, и юридическими проблемами. На любой судебный иск со стороны родителей (о нанесении морального ущерба или ущерба психическому здоровью ребенка) отвечать придется директору школы.

В настоящее время в номенклатуре специальностей Минтруда РФ учреждена специальность 020400 «Педагог-психолог». Именно психолог и является тем специалистом, который должен нести персональную ответственность за качество психодиагностической работы в школе. Но если дирекция школы зачисляет на эту должность человека без диплома психолога (диплома государственного образца), то опять же юридическую ответственность за такое нарушение придется нести дирекции. Следует учитывать, что в нашей стране специальность «психолог» является очень молодой, и специалисты из других областей иногда сами смело называют себя «психологами» (например, медики), даже не подозревая о том, что они не имеют необходимых психологу специальных знаний. Поэтому не следует доверять самозванцам на слово, и необходимо проверять документы об образовании.

К сожалению, некоторые государственные учебные заведения ныне выпускают не вполйе хорошо подготовленных психологов. Наилучший вариант — курсы переподготовки педагогов, из которых психологов готовят за один год на базе высшего педаго-

гического образования. Но в настоящее время открыто немало вузов, которые быстро «стряпают» психологов из журналистов, инженеров, бывших партработников, чиновников из упраздненных гос-

Психодиагностика как научная технология

структур и т. п. Поэтому даже наличие диплома не гарантирует необходимого уровня психодиагностической грамотности. Во-первых, важно выяснить, аттестовано ли выпустившее психолога учебное заведение Министерством образования. В противном случае надежный вариант — запросить у кандидата на должность психолога какие-то документы (хотя бы рекомендации), подтверждающие его отношение с региональным отделением Российского психологического общества. Как правило, эти отделения возглавляют опытные и авторитетные специалисты в ранге докторов психологических наук и профессоров, которые весьма дорожат своей репутацией в масштабах страны. Во многих отделениях идет или разворачивается работа по созданию специализированных курсов повышения квалификации и аттестационных комиссий, которые аттестуют практических психологов по реальному опыту их практической работы с методиками и детьми. Важнейшие документы, которые следует запросить, — ЛИЦЕНЗИИ (на право практической деятельности, на право пользования определенной методикой или группой методик).

4) Принцип сотрудничества и разделения компетенции педагогов и психологов.

Практически в каждом разделе настоящего пособия имеется специальное указание на то, к какому из 3 типов относится *fa или иная методика:

а) методику может самостоятельно проводить сам педагог и давать по ней заключение (это тесты знаний и учебных умений, методики экспертной оценки стиля учебной деятельности и личных качеств учеников и подобные им); - -

б) методику может проводить педагог, но давать заключение по ней должен психолог (это интеллектуальные и личностные тесты, стандартизированные

Основы психодиагностики

методики шкалирования, стандартизированное наблюдение, определенные аппаратурные, компьютерно-игровые методики и подобные им);

в) методику должен лично проводить психолог (педагог-психолог), и он же дает по ней заключение (проективные тесты, тест конструктов, каузометрия, социометрия, ролевая игра, беседа, поисковое наблюдение и т. п.),

Выступая заказчиками и инициаторами психодиагностического обследования, педагоги должны понимать, что реализация этого обследования — дело специалиста. Если даже педагог сам овладел какой-то методикой и она кажется ему простой и понятной, нет ничего зазорного в том, чтобы посоветоваться с психологом, к какому классу она относится и не требует ли она каких-то специальных знаний и опыта.

Педагоги-предметники могут быть, естественно вполне самостоятельными в области собственно педагогического тестирования, особенно в том учебном предмете, который они преподают. Но в области тестирования личности учеников во всех случаях лучше полагаться на компетенцию психолога.

5) Принцип использования сертифицированных методик.

Качество психодиагностической работы равным

образом зависит как от квалификации исполнителя, так и от качества методик. Психодиагностическая библиотечка школьных методик должна состоять из СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ методик и находиться «под ключом» у специалиста. Это методики, прошедшие освидетельствование в федеральных или региональных научно-методических центрах или в соответствующих комиссиях Российского психологического общества. Во всех случаях такие материалы имеют гриф ДСП. Ограничение доступа к сертифицирование

Психодиагностика как научная технология

ным методикам — нормальное условие работы специалиста-психолога и условие успешной эксплуатации данных методик. Так как их психодиагностический потенциал во многом зависит от соблюдения профессиональной тайны.

Нередко это могут быть методики, находящиеся в личной профессиональной собственности данного специалиста. Именно специалист владеет техническим паспортом (лицензионным паспортом, или ЛИЦЕНЗИЕЙ на использование) к сертифицированным методикам. Подобно тому, как технический паспорт на транспортное средство находится у водителя автомобиля. В будущем, по-видимому, будет складываться тенденция, когда психолог будет приходить в школу с личным портативным компьютером, в который и будут заложены большинство методик. В этом случае переход на работу в другую организацию означает, что психолог, конечно, уносит с собой свои профессиональные инструменты.

Если же методики приобретаются на деньги школы, то складывается ситуация, при которой психолог за время работы в данной школе владеет и пользуется, но не распоряжается методиками, то есть он не может продать их или забрать с собой, когда уходит из данной организации.

Перечисленные выше 5 принципов следует считать минимальными организационными ориентирами, по которым должна строиться психодиагностическая работа в школе.

Техническое обеспечение

<

Современная технология сбора и анализа психодиагностических данных, как и любая информационная технология, предусматривает использование в

Основы психодиагностики

той или иной степени традиционных «бумажных» и новейших компьютерно-электронных средств.

При этом можно выделить 4 варианта по соотношению этих средств. Эти варианты схематически представлены в виде таблицы 2. "

*

Таблица 2

Вариант Сбор данных Обработка Хранение и доступ
бумажный бумажная бумажное
бумажный бумажная компьютерное
бумажный компьютерная компьютерное
компьютерный компьютерная компьютерное

Поясним, что под сбором данных в таблице имеется в виду сам процесс тестирования; под обработкой — стандартизация ответов (необходимый этап в методиках со свободным ответом), подсчет баллов по ключам и интерпретация по нормам; хранение и доступ — размещение информации в систематизированном виде, облегчающем доступ для ее повторного использования.

Понятно, первый вариант является самым архаическим, так как накопленный опыт показывает, что бумажное (по существу архивное) хранение затрудняет повторный доступ к накопленным психодиагностическим данным, не позволяет быстро найти данные по нужному школьнику, проанализировать динамику изменения каких-то показателей в течение нескольких лет обучения.

Другое дело — использование компьютерных баз данных. Для этого достаточно единственного персонального компьютера и любой системы (ОБОЛОЧКИ) для создания и оперирования простейшими табличными БАЗАМИ ДАННЫХ типа «объект-при-

Психодиагностика как научная технология

знак» (в данном случае «испытуемый — психическое свойство»). Простейший вариант такой системы, очень удобный для начинающих пользователей, включен, например, в многоцелевой пакет офисной информатики MS Works (существуют русифицированные версии этого пакета как для операционной системы DOS, так и для Windows). Можно воспользоваться также такими известными, но более сложными оболочками, как Paradox, DBase, Fox-Base. Все задачи хранения и информационного поиска можно решить и в таких мощных электронных таблицах, как MS Excel или Lotus 1-2-3. Если в администра-тивнохозяйственных целях в школе уже используется какая-то база данных, то наверняка в ней можно создать специальные файлы (для отдельных классов) для хранения психодиагностической информации, Против чего следует предостеречь — так это против того, чтобы поддаваться на уговоры разработчиков-программистов, предлагающих свои услуги по созданию специализированных баз данных. На это уйдет наверняка много времени и денежных средств, а продукт будет намного менее надежным и удобным, чем уже существующие. Следует также предупредить о том, что, к сожалению, отечественное программное обеспечение для «учета кадров», в принципе пригодное для хранения главной биографической информации о всем контингенте учащихся школы, пока олабо приспособлено для хранения психодиагностической информации. Дело в том, что в этих специализированных оболочках, как правило, задан фиксированный набор информационных полей (соответствующий принятому стандарту в учете кадров), и вы не можете добавить свои собственные поля (для записи психодиагностических показателей).

Таким образом, даже используя совершенно неформализованную методику сбора и обработки дан-

Основы психодиагностики_________________________

ных, ее результаты все равно можно и нужно вводить в компьютер, иначе они будут просто пылиться в бумажных архивах.

До сих пор самым распространенным во всем мире следует считать третий вариант: бумажный сбор и последующая компьютерная обработка и хранение. Несмотря на пришествие эры компьютеров для многих классов психодиагностических методик традиционная «бумажная» технология сохраняет свое значение. Более того, на сверхкомпьютеризированном Западе бумажным буклетам и бланкам до сих пор отдается предпочтение на этапе сбора данных. Но после сбора данных вся собранная психодиагностическая информация обязательно вводится и хранится в компьютерных базах данных. Казалось бы, почему же не перейти сразу к варианту 4 и не автоматизировать сам сбор данных, то есть производить его в режиме диалога с компьютером, ведь в каждой западной школе уже сегодня так много компьютеров?

Здесь сказываются как минимум три обстоятельства. Во-первых, работа с текстовым БУКЛЕТОМ (сборником заданий в виде картинок, текстов и чисел), с карандашом и опять же с бумажным БЛАНКОМ (ответным листом) все же гораздо более привычное занятие для большинства учащихся. {Примечание о карандаше. Профессиональная организация БЛАНКОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ предусматривает выделение каждому испытуемому именно карандаша с ластиком, а не ручки: испытуемому разрешается в случае чего стирать свои ответы ластиком, так как это обеспечивает затем более однозначную интерпретируемость исправлений, что не дают всевозможные варианты зачеркивания пересмотренных выборов ручкой].

Во-вторых, это дешевле, так как экономится 190

Психодиагностика как научная технология

компьютерное время в компьютерных классах. Но правда, надо оговориться, что это дешевле только в том случае, если последующий ввод данных в компьютер для обработки производится не вручную, как это зачастую бывает у нас, а с помощью специального считывающего устройства (фотоввод, или скан-нер), который автоматически считывает заштрихованные кружочки на особых строго стандартных ответных листах, и, кроме того, есть доступная производительная множительная техника, которая позволяет множить такие ответные листы по мере возникновения потребности с достаточной точностью (для того, чтобы сканирующее устройство потом безошибочно вводило информацию). В отсутствие таких СКАНИРУЮЩИХ устройств труд операторов по вводу данных в компьютер оказывается довольно долгим и дорогим, кроме того операторы привносят в данные неизбежные ошибки «от себя» и их надо обязательно проверять (хотя бы выборочно).

Третье обстоятельство — западные специалисты-практики предпочитают пользоваться классическими методиками, которые отрабатывались именно в «бумажной» форме, и они строго следуют методическим требованиям даже тогда, когда имеют дело с вполне формализованным тестом, который очень быстро и легко может быть переведен на компьютер.

В условиях нашей российской школы существует ряд обстоятельств, которые делают более перспективным использование везде, где это возможно, не варианта 3, а сразу варианта 4. Это следующие обстоятельства:

а) В России работа по созданию и психометрической отладке психодиагностических методик в нашу компьютерную эпоху только разворачивается, поэтому она часто сразу же осуществляется в компьютеризированной форме. Часто в научно-методических

Основы психодиагностики

центрах используется сбор данных именно в РЕЖИМЕ ДИАЛОГА с компьютером, так что нормы по тестам накапливаются именно для варианта 4.

б) Многие российские школы уже сейчас лучше оснащены компьютерной, чем множительной техникой, так что нередко оказывается более дешевым вариантом загрузить после уроков компьютерный класс психодиагностическими обследованиями (иначе он будет занят любителями компьютерных игр), чем заказывать дорогостоящие множительные работы по подготовке бланков и буклетов, или вести эту подготовку кустарным способом.

в) Современный уровень развития специализированного программного обеспечения позволяет решать в единой программной системе для автоматизации ТЕСТОВОГО ДИАЛОГА и задачи стандартизированной психодиагностики и педагогической диагностики (контроля знаний учащихся). Например, система ТЕСТАН (распространяется фирмой «Гуманитарные технологии* в МГУ) позволяет любому пользователю, умеющему только печатать на компьютере тексты, реализовать без всякого программирования любой текст с выбором из заданного варианта ответа. Понятно, что это может быть и личностный опросник, и интеллектуальный тест, и тест для контроля знаний (см. 3.6).

В принципе стандартный компьютерный класс, оборудованный учительским компьютером-сервером (оснащенным дисковым запоминающим устройством для хранения программ и данных) и ученическими компьютерами, связанными в сеть, — это вполне пригодная база проведения психодиагностических обследований в режиме многопользовательского диалога (т. е. в режиме группового тестирования). Однако при эксплуатации компьютерного класса с СЕТЕВОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ следует приобретать

Психодиагностика как научная технология

особое программное обеспечение: необходимо выяснить, приспособлен ли тот или иной компьютерный тест (или универсальная оболочка для тестового диалога) для работы в условиях сети.

Использование компьютерного класса, естественно, создает для школы производные кадрово-органи-зационные проблемы. Большинство школьных психологов не получают пока необходимой компьютерной подготовки и нуждаются в помощи либо операторов, обслуживающих класс, либо учителей информатики, которые отвечают за работу этого класса. Иногда эти проблемы бывает проще решить, если привлечь в помощники школьному психологу кого-либо из старшеклассников. Не секрет, что многие старшеклассники сегодня разбираются в компьютерной технике гораздо лучше, чем взрослые. Надо только надлежащим образом официально оформить их трудовые отношения со школой. Пусть это будет определенная форма производственной практики. Небольшая, даже чисто символическая оплата этого труда — отличный педагогический стимул, подкрепляющий первые трудовые усилия молодых и способных людей. Тем более, что без такого серьезного и заинтересованного отношения к порученному делу никак не решить важную проблему информационной безопасности (риск «утечки» психодиагностической информации, к которой получают доступ безответственные люди, всегда существует). Конечно, следует не забыть продумать организацию дела так, чтобы старшеклассники имели доступ только к результатам учеников более младших классов, но не оказывались перед соблазном изучать психодиагностическое «досье» своих одноклассников.

Все перечисленные здесь организационно-технические проблемы делают понятным, почему в некоторых ситуациях наилучшим вариантом их разре-

7. Основы психодиагностики

Основы психодиагностики

шения оказывается создание (возможно, на базе какой-то одной школы) районного психодиагностического центра, хорошо укомплектованного как программно-методическими средствами, так и в кадровом отношении. Именно туда направляются по определенному заранее согласованному графику ученики из всех окрестных школ. Банки данных, накопленные в таком центре, должны рассматриваться как собственность той школы, чьи ученики проходили обследования. При компьютерной организации хранения данных эти собранные данные легко скопировать на дискету и перенести на местный компьютер школы-собственника. Но чтобы вся эта система работала без сбоев, все заинтересованные школы должны вносить какой-то денежный или материально-технический вклад в функционирование районного психодиагностического центра, объединив свои усилия на основе многостороннего кооперативного договора.

Кадровое обеспечение такого центра должно предусматривать как минимум три ставки: школьного психолога-методиста с полноценным высшим психологическим образованием (он же руководитель центра), лаборанта-психолога (с укороченным психологическим образованием), техника-программиста для компьютерного обеспечения работы центра.

На вооружении такого центра должен быть как минимум один автономный микрокомпьютер, находящийся в безраздельной собственности центра, а также как минимум одно копировально-множительное устройство. В конфигурацию компьютера должны входить: память на жестком диске от 500 мегабайт, устройство архивации данных на ленте (стриммер) и специальное сканирующее устройство для ввода данных с бланков. По программному обеспечению компьютер должен быть прежде всего совместим с компь-

Психодиагностика как научная технология

ютерамй, установленными в компьютерных классах районных школ. В большинстве случаев это компьютеры в стандарте IBM с операционной системой, разработанной Microsoft (MS DOS или MS Windows). Крайне желательно оснащение компьютера МОДЕМОМ (устройство межкомпьютерной связи по телефонным линиям) и обеспечение выхода в какую-либо из доступных в данном регионе сетей электронной почты (речь идет о платном абонировании «почтового ящика» в такой сети).

Кроме того, этот центр должен использовать (лучше всего на формализованных арендных основаниях) компьютерный класс (или еще лучше классы) тех школ, которые он обслуживает. Если объединившиеся школы имеют типовые компьютерные классы, то квалифицированному технику-программисту не составит труда в течение одного-двух часов развернуть программное обеспечение для тестирования в новом компьютерном классе.

Понятно, что такой центр должен быть размещен в небольшом специализированном помещении, где и должны храниться все собранные данные. Доступ в это помещение должен контролировать руководитель центра.

Заманчивые перспективы для быстрого скачка в подъеме уровня школьной психодиагностики в России создает широкое внедрение СЕТЕЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ (электронной компьютерной почты). В этом случае не надо тратить время и средства на дорогостоящие визиты и медленную обычную почту: обмен «методика-данные» между всеми участниками психодиагностической работы (включая и федеральные центры) может быть реализован по линиям телефонной связи, к которой подключаются компьютеры, оснащенные модемами. Это создает перспективы многократного ускорения как процесса распростране-

Основы психодиагностики

ния по стране наилучших и наиболее отработанных тестов, отвечающих самым взыскательным требованиям, так и процесса сбора региональных и федеральных тестовых норм по этим тестам. Так называемое «дистанционное» (новое название для заочного) обучение с использованием электронной почты также облегчит задачу подготовки кадров. Возможно и оперативное получение еще неопытными специалистами необходимых им консультаций на начальных этапах работы и в особо сложных случаях. Для этого достаточно выслать по компьютерной сети введенный в компьютер сырой протокол и можно получить из центра наиболее точную интерпретацию этого протокола.

Именно активная информатизация общества позволяет с оптимизмом смотреть на будущее российской образовательной психодиагностики.

Ключевые слова: разделение компетенции, лицензия, сертифицированные методики, буклеты, бланки, бланковое тестирование, тестирование в режиме диалога, компьютерное сканирование данных» оболочки тестового диалога, оболочка баз данных, сетевая конфигурация, модем, сети телекоммуникации, электронная почта.

ЧАСТЬ 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

3 ПСИХОДИАГНОСТИКА • И ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Задача данного параграфа — дать студентам общую ориентировку в том, по какой логике можно выделять и классифицировать отдельные задачи, наиболее типичные для школьной

психологической службы.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические. В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан

Основы психодиагностики

с обслуживанием образовательной функции школы, и он освещается в главе 3.

Задачи второго типа — собственно психологические, которые преимущественно и приходится решать школьному психологу. В нашей книге они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы, и нашли отражение в главе 4. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения — чисто психологические (консультативная помощь, коррекция личности, психологический тренинг, индивидуальная и семейная психотерапия, психологические рекомендации и т. д.). Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, осуществляющего психологическое воздействие. Не меньшее значение имеет фактор «заказчика». Запрос психологу может поступать от педагога, от родителей, от самого школьника. Кроме того, сам психолог может поставить перед собой эту задачу.

Хотя содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не зависит от того, кто сформировал запрос, но на этапе интерпретации результатов возникает проблема перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык ее пользователя. Кроме того, перед психологом встают этические проблемы, поскольку он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка (см. 1.5).

Весьма условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы— функции образования и функции воспитания. Различение этих функций, безусловно, следует считать сугубо ориентировочным. Оно полезно потому, что помогает как-то структурировать изложение и ориентировку в материале. Все дело в том, что

Практические задачи школьной психодиагностики

образовательная и воспитательная функция в любом детском учреждении тесно переплетены (яркий пример — дошкольное учреждение, в работе которого вообще трудно отделить учебные занятия от развивающих, воспитательных по своему смыслу игр и других занятий (см. 3.9).

К предмету ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школы следует отнести (опять же с определенной долей условности в этом разделении) формирование следующих психических свойств и функций ребенка как будущего профессионала и гражданина:

— познавательные способности (достигшие уровня развитых осознанных умений по самообучению),

— знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам,

— систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.

Соответственно этому психодиагностика, обслуживающая задачи образования, должна быть прежде всего направлена на указанные выше психиче-ские свойства и явления.

К предмету ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школы следует отнести формирование следующих психических свойств:

— стойкого и одновременно гибкого характера, позволяющего сочетать волю и целеустремленность в достижении целей с гибкостью в учете и приспособлении к меняющимся условиям;

— формирование личности с социально-созидательной структурой мотивации и ценностной ориентацией, обусловливающей законопослушное правосознание, человеколюбивую мораль, готовность к качественному и добросовестному труду в любой сфере деятельности, включая сферу профессионального

труда, а также сферу семьи и быта;

— подготовку юношей и девушек к осознанному

Основы психодиагностики

выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

Огрубленно можно сказать, что образовательная функция обращена на ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, а воспитательная — на ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ психической жизни ребенка.

В связи с этим задачи, относящиеся к образовательной функции школы, в большей мере решаются с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты общих и специальных способностей, тесты достижений, в меньшей мере — методики шкалирования). А задачи, относящиеся к воспитательной функции школы, решаются в большей мере с использованием личностной психодиагностики (тест-опросников, проективных методик, а также метода экспертной оценки в его различных разновидностях).

И в ходе образования, и в ходе воспитания школа явно или неявно выполняет третью функцию — функцию «социально-профессиональной селекции» (см. Ольшанский, 1994, гл. 1). При этом учащиеся тем или иным образом группируются как по уровню развития у них определенных способностей (от вспомогательных школ для умственно отсталых до спецшкол для особо одаренных) и склонностей (гимназии, лицеи, колледжи, училища с гуманитарным, математическим, производственно-техническим или естественно-научным уклонами), так и по уровню их личностно-социальной зрелости (исправительно-трудовые колонии для малолетних правонарушителей). То, каким образом происходит подобная селекция, основывается ли она на произволе отдельных лиц (учителей, родителей, директоров школ) или на строго объективных и научно обоснованных методах, зависит от уровня постановки психодиагностической работы в школе и других детских образовательных учреждениях.

Практические задачи школьной психодиагностики

Изложенные в главе 2 сведения о методах позволяют легко увидеть следующую общую закономерность: методы, относящиеся к образовательной функции школы, являются явно более объективными и стандартизированными. В их применении возможна более активная роль учителя: от проведения тестов общих способностей под общим руководством школьного психолога — до самостоятельной разработки определенных тестов предметных знаний.

С другой стороны, большинство методов личностной психодиагностики следует считать прерогати- { вой школьного психолога. И если тест-опросники могут быть проведены учителями под его общим руководством (для этого достаточно раздать буклеты с вопросами и бланки для ответов или включить соответствующую компьютерную программу), то большинство специальных методов наблюдения и тем более интерактивные методы (психологическая беседа и ролевая игра) должны быть реализованы школьным психологом в непосредственном контакте со школьниками. Такова общая идея разделения труда между педагогом и психологом в области диагностики. Но, чем более тесное сотрудничество между ними удается организовать, тем лучше.

Рассмотрим, как реализуются возможные подходы к ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ — обучению с учетом индивидуальных особенностей

учащихся.

В первом случае индивидуально-психологические особенности ребенка, отличающие его от условного «среднего» или «идеального» ученика, рассматриваются скорее как препятствие при обучении, ведь программа обучения является единообразной и стандартной, стандартными являются также условия

обучения.

Здесь возникает задача не просто выявить психологические особенности личности ученика, но и

Основы психодиагностики

определить, являются ли эти особенности (способности, мотивы, личностные черты и пр.) причиной затруднений в обучении. Понятно, что здесь важно обеспечить непосредственную включенность в эту работу психолога. Психолог должен дать рекомендации по «индивидуальному подходу» к ученику. Цель этих рекомендаций — добиться такого положения, чтобы у ученика, его родителей, учителей не было проблем с адаптацией школьника к требованиям учебного процесса, к учит

Наши рекомендации