Принципы тренинга личностного роста с подростками
1. Мы различаем три модуса групповой работы психолога с подростками (детьми, взрослыми): групповой тренинг как обучение общим и специальным навыкам и способам общения, групповую работу как групповую психотерапию (врачебную или неврачебную) и групповой тренинг как создание условий для личностного роста и развития. Эти три модуса групповой работы различаются по процедуре отбора участников тренинга, целям, критериям успешности тренинга и т. д. [90]. Тренинг личностного роста с подростками не является тренингом-обучением, как и не является тренингом-терапией, хотя и включает в себя многие элементы этих двух подходов, — это скорее форма общеразвивающей и профилактической работы психолога с детьми, но без жесткого требования достижения результата — «развить во что бы то ни стало!». Последнее имеет своими следствиями ряд особенностей тренинга, о которых мы будем говорить далее.
2. Мы различаем проблемно-ориентированный тренинг с подростками и возрастно-ориентированный тренинг. Проблемно-ориентированный тренинг, будь то тренинг-обучение или тренинг-терапия, имеет дело с детьми с определенными индивидуальными проблемами или задачами. Это могут быть агрессивные или необщительные дети, замкнутые дети или дети с проблемами принятия своего тела и пр. Во всех этих случаях тренинг строится соответственно проблеме или задаче. Есть огромное количество разработок такого рода тренингов.
Тренинг личностного роста с подростками ориентирован не на индивидуально-психологические проблемы подростков, участников тренинга, а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи старших — 8, 9, 10, 11-е классы — подростков. Этовозрастно-специфический тренинг. По своим задачам и возможностям он адекватен именно проблемам подростков этого возраста. Приемлемый как для некоторых детей более младших возрастов, так и для более старших юношей и девушек, тренинг личностного роста оказывает наибольшее развивающее действие именно на детей старшего подросткового возраста!
Нормативные психологические задачи подростков этого возраста известны. Групповой тренинг личностного роста с подростками дает последним возможность опробовать, а частично и реализовать, способы удовлетворения всех этих возрастно-специфических потребностей.
Остановимся чуть более подробно на потребности в привязанности. Некоторые психологи слишком однозначно связывают эту потребность с феноменами подростковой любви, поиска нежности и взаимопонимания со стороны лиц противоположного пола. Однако другие психологи обращают внимание на более широкое понятие интимности. Исследования как отечественных, так и зарубежных возрастных психологов обнаружили у детей в момент перехода от подросткового к младшему юношескому возрасту интересную смену ориентиров: от свойственной более младшим подросткам ориентированности на преимущественное общение со сверстниками к не меньшей, а часто и большей потребности в доверительных, глубоких, диалогических, демократичных, т.е. очень похожих на интимные в широком смысле этого слова, контактах со взрослыми, причем как своего, так и противоположного пола.
Ряд американских авторов считает, что одной из возрастно-психологических задач детей этого возраста является задача формирования способности устанавливать за пределами семьи отношения того же типа, которые существуют в нормальной демократичной семье, т. е. — отношения доверия. Но отношения доверия между психологом и клиентом являются основанием для самой возможности плодотворной работы между ними. Группа личностного роста дает возможность подростку довериться взрослому, т. е. психологу, хотя и не обязательно именно руководителю тренинга (см. об этом далее).
Напомним, что в задачи этого возраста входит и формирование ^-концепции, самосознания — над ними тоже интенсивно работает группа личностного роста.
3. Возрастно-специфическая направленность группового тренинга личностного роста с подростками закреплена и в основной метафоре этого типа тренинга —понятии испытания, инициации. Группа личностного роста — это проверка, серия испытаний подростков, подготовка их к инициации! Поэтому мы предпочитаем говорить подросткам, что им будут предъявлены в тренинге не упражнения, задания или игры, а испытания. Мы сами тоже стараемся мыслить о тренинге на языке «испытаний», хотя и используем понятие игр или упражнений при методическом описании тренинга.
Однако сам тренинг не является инициацией: это не экзамен на зрелость и взрослость, и в нем нет оценок. Тренинг лишь создает условия для испытания, но созрел ли подросток для них — это решает он сам. В этом смысле необходимо подчеркнуть — тренинг личностного роста лишь создает условия для личностного роста его участников, но не гарантирует и тем более не инспирирует его. Было бы наивным говорить, что мы развиваем подростков — мы предпочитаем здесь более точную квалификацию: мы создаем условия для развития, а шаг в развитии ребенок делает сам.
С нашей точки зрения, психолог вообще не должен принимать участия в инициации подростков — это не его дело. Это делает общество в лице своих специальных представителей. Психолог занимается лишь подготовкой, ориентировкой подростка в уровне и характере инициальных задач.
4. Для тренинга личностного роста важным являетсяпринцип разновозрастности группы. Это не противоречит возрастно-специфическому характеру тренинга, означая лишь, что в тренинговой группе со старшими подростками могут и должны быть подростки самых разных возрастов, юноши и зрелые участники. Обоснование этого принципа мы находим в следующем.
Во-первых, старший подростковый возраст характеризуется большим разбросом темпов развития. Уровень психологической, социальной и половой зрелости детей этого возраста весьма различен, мы ничего не можем сказать о нем заранее, до наблюдения за подростком в тренинге. Мы как бы оставляем решение за самим подростком — он сам решит, «созрел» ли он для такого типа тренинга. Если «созрел» и готов — он останется в тренинговой группе, если нет — имеет все возможности покинуть ее или перейти в разряд активных или пассивных зрителей. Именно поэтому в тренинговых группах у нас можно встретить участников разного возраста — от детей седьмого и даже шестого (если они психологически защищены в группе), до десятого-одиннадцатого классов и старше.
Во-вторых, для групп такого типа весьма полезно иметь определенный градиент возрастно-специфических образцов поведения в ситуации испытания. Кроме подростков желательно иметь участников-студентов, психологически очень близких к подросткам, только что вышедших из этого возраста и хорошо понимающих его проблемы. Но очень желательно иметь и более старших участников, хотя бы одного-двух. Это и создает градиент возрастных образцов поведения с практически открытым верхним порогом. С другой стороны, более взрослые по отношению к подросткам участники группы создают хорошее поле предложений для удовлетворения потребности в установлении доверительных диалогических отношений подростков. Руководитель группы ни в коем случае не претендует на монополию в удовлетворении этой возрастно-специфической потребности подростков.
5. Минимальной целостностью, «клеточкой», своеобразным «кирпичиком» тренинга личностного роста с подростками является; искусственно сконструированная или подсмотренная руководителем естественная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершению своеобразного микропоступка, совершает его, а затем получает от друзей и дает им обратную связь — что он переживал и что они переживали, что они видели и чувствовали в этой ситуации микропоступка и испытания для одного из участников тренинга. Схематически эта клеточка выглядит так: «ситуация—принятие решения—действие в ситуации—рефлексия и обратная связь».
Однако важно подчеркнуть, что «клеточка» тренинга личностного роста включает в себя именно микропоступок, а не просто действие ее участника. Микропоступок (или просто поступок) — это далеко не всякое действие подростка. И тренинг отнюдь не состоит из сплошных микропоступков его участников. Понятие микропоступка для нас наиболее тесно связано с понятием личностного роста. Несмотря на богатство смыслов этого понятия, мы бы рискнули дать такое его рабочее определение:под личностным ростом мы понимаем результаты особой работы, особой деятельности личности, которая развертывается после того, как она совершает под влиянием внешних стимулов и/или внутренних побуждений нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы. Это нечто — выход за пределы наличной личности — и есть микропоступок личности. Выход за пределы наличной личности требует от личности особой работы по восстановлению этих пределов, по поддержанию целостности личности (на новом для нее уровне). Особая работа личности, совершающей акт личностного роста, для нее самой выступает как деятельность переживания, а для участников группы, побуждающих, сопровождающих или только наблюдающих этот акт, — как сопереживание.
Про характер деятельности переживания личности в эти моменты мы здесь ничего не хотели бы говорить специально. Заметим только, что нам представляется важным указание на модус оправдания, принятия себя личностью. С нашей точки зрения, момент принятия личностью себя новой, вышедшей за пределы прежней данности, совершившей микропоступок, обязательно связан с модусом оправдания — но не исчерпывается этим. Близка по смыслу к оправданию и работа по восстановлению безусловного позитивного самопринятия личности (по Роджерсу).
6. Своеобразным движущим противоречием групп личностного роста для подростков является противоречие между максимально возможной по ситуации демократичностью руководителя тренинга и его чрезвычайно выраженной директивностью. Руководитель тренинга личностного роста для подростков не фасилитатор, не режиссер, не просто один из участников тренинга, он «мотор», своеобразный «толкатель», «локомотив» группы. Как, например, футболист за время матча, так и руководитель тренинговой группы теряет в весе за два-три часа тренинга (обычная длительность одного занятия). И все же оба эти момента — демократичность и директивность — одинаково важны для понимания особенностей этого тренинга.
Директивность позиции тренера в группах личностного роста во многом связана с организационными особенностями этих групп.
Во-первых, эти группы открытые, а во-вторых, — как следствие, большие. Обычное количество участников групп личностного роста — 15—18—22 человека. Практически только рубеж в 28—30 человек в группе заставляет ее руководителя искать формы деления группы на две части — тех, кто на сцене, и тех, кто вокруг нее. Обе эти подгруппы подростков просто время от времени меняются местами. Открыта же группа:
а) для новых участников-подростков, которые могут прийти сразу на пятое или на шестое занятие и получить от группы часто больше, чем некоторые ее «старожилы»;
б) для родителей подростков, правда, только с разрешения их детей. Со стороны руководителя группы запретов на посещение группы родителям?! в качестве зрителя нет. Наоборот, очень важно, чтобы родители знали и чувствовали, что происходит на группах личностного роста, с чем связаны те изменения в их детях, которые быстро становятся очевидными для них в условиях хорошо идущей группы;
в) для учителей и воспитателей из школ и других учебных и воспитательных учреждениях, откуда дети пришли в группу. Обычно основной костяк группы формируется из тех подростков, которые получили рекомендацию для участия в ней своих школьных психологов. Большую часть рекламы для групп личностного роста делают школьные психологи, которые прошли такие группы или были зрителями на них. Если они сами не ведут группы, то рекомендуют своих подопечных в нашу авторскую группу. Школьные психологи, как и учителя, завучи и директора школ, часто с интересом посещают занятия группы, а нередко и сами становятся ее постоянными или временными участниками;
г) и наконец, группы личностного роста открыты для профессиональных психологов.
К сожалению, существует такое одностороннее мнение о групповом тренинге, что он обязательно должен проходить в малой (12—15 человек) закрытой группе и за закрытыми дверями. Тренинг личностного роста с подростками — принципиально другая форма группового тренинга. Он принципиально открыт как для психологов, так и для родителей, подростков и учителей, потому что, во-первых, абсолютно экологически чист и экологически валиден, а во-вторых, — не исключает, а как раз предполагает зрителей вокруг работающей группы. Зрители (а большинство из них обычно взрослые и психологи) — это глаза и дополнительные чувства и переживания для группы, это чуткий барометр настроения, это, в конце концов, источник дополнительного материала для упражнений группы и благодатный зритель для того действа, которое развертывается во время тренинга. Тренинг личностного роста с подростками — это всегда немного театральный спектакль (сравните с методикой «Арена» Добровича!). Что касается экологической чистоты тренинга, личностного роста, то это означает, что большинство, если не все упражнения-испытания для этого тренинга взяты, подсмотрены, заимствованы у самих подростков. Их нет смысла «скрывать» от других психологов или родителей и педагогов, они в тренинге лишь «сгущены», утрированы, структурированы и аранжированы, но взяты напрокат у самих подростков, из натуральной подростковой субкультуры. Тренинг личностного роста с подростками — это, по сути дела, один из каналов трансляции натуральной подростковой субкультуры. Упражнения-испытания из тренинга как бы «возвращаются» к подросткам; своеобразным символом этого является нередкая ситуация, когда подростки на следующий день после группы в своей школе устраивают ее продолжение, предлагая повтор ее упражнений-испытаний для своих одноклассников, не участвовавших в тренинге. Разве это не является показателем экологической чистоты и эффективности тренинга!
Второй полюс движущего противоречия группового тренинга личностного роста с подростками — это полюс демократичности. Символами-составляющими демократичности являются:
а) принцип обращения на «ты» в ходе тренинга для всех его участников;
б) полная свобода подростков во время тренинга: только сам подросток принимает решение, участвовать или не участвовать ему в следующем упражнении-испытании или вообще в сессии тренинга. Вполне возможна ситуация, когда подросток отказывается от испытаний, не уходит, оставаясь внутри тренингового круга или за его пределами, но чувствами, переживаниями он — в группе;
в) делегирование подросткам права на принятие некоторых групповых решений. Например, сами подростки решают вопрос о длительности дня тренинга, иногда выбирают упражнения для следующего сегмента тренинга, сами принимают решение о необходимости «добора» участников группы из зрителей и осуществляют такой добор и т.д. Свобода участников тренинга ограничена по сути дела только свободой руководителя тренинга побуждать их участвовать в испытаниях, создавая благоприятную атмосферу и рельефный, психологически выгодный фон для этого.
7. Чисто организационно группы личностного роста для подростков обычно состоят из десяти-двенадцати занятий по два-три часа каждое. Наиболее часто занятия проходят один раз в неделю. Допустимы два-три занятия в неделю, но не чаще. Неприемлем вариант с занятиями каждый день и вариант с занятиями реже, чем раз в неделю. Вряд ли необходимо тренеру вести одновременно две или три группы: опыт показывает, что это создает для него чрезмерную эмоциональную нагрузку.
За указанное время группа, как правило, выполняет свои задачи. Дать точные рекомендации по критериям необходимости окончания группы трудно, если вообще возможно. По крайней мере сами подростки, как правило, готовы работать в группе значительно дольше (и реализуют эту свою потребность, приходя на следующие группы тренинга в качестве факультативных участников или зрителей).
8. Наконец, еще одним важным организационным и содержательным принципом проведения групп личностного роста с подростками является своеобразная трехслойность его отдельного занятия. Каждый день занятия имеет отчетливые три слоя. Первый слой составляет собственно тренинговая работа, когда группа располагается на стульях в кружок. Эта работа длится обычно два-два с половиной часа. Второй слой — чаепитие. Мы утверждаем, что чаепитие не является просто символом гостеприимства хозяев, хотя и этот момент важен: подростки, как правило, приезжают на тренинг из другого района города, после занятий, не пообедав, да и тренинг длится два-три часа. Стыдно было бы отправить их после этого домой, не напоив чаем с печеньем или бутербродами.
Но второй, содержательный момент чаепития заключается в том, что, в соответствии с перефразированным общеизвестным выражением, «чай развязывает язык»! Наш опыт показал, что чай является своеобразным продолжением тренинга. Именно за чаем можно ввести такие формы упражнений тренинга, как интеллектуальные задачи, задачи-головоломки, можно получить или дать обратную связь отдельным участникам тренинга. Наконец, именно за чаем, после очередного занятия обычно начинаются личностные разговоры по поводу событий последнего дня тренинга. Важно, что ситуация чаепития еще больше демократизирует группу, окончательно уравнивая позицию руководителя и участников (все пьют чай и разговаривают), которая в ходе работы в круге была демократично-директивна. Чаепитие позволяет более логично подключаться к локальным разговорам и зрителям. Таким образом, чаепитие — это неотъемлемая составная часть тренинга личностного роста.
Третий слой дня тренинга составляет время после чая. Это — «клубное время». Если подростки не просят руководителя продолжить тренинг (что является в некоторых случаях приемлемым), они обычно идут всей группой или подгруппами гулять. При этом руководитель тренинга не должен уклоняться от участия в таких прогулках. Может быть, подростки после чая предложат некоторую другую программу — это их право. Главное, что в этом третьем слое дня тренинга инициатива по его наполнению и реализации переходит к самим подросткам. Руководитель своим присутствием только подчеркивает и приветствует это. Вообще, мы бы хотели подчеркнуть, что психологическая работа с подростковой группой не может быть «почасовой» работой. Это скорее кусочек жизни, который в эти дни руководитель тренинга проводит вместе с подростками.