Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка
Обращение к особенностям эмоциональной стороны взаимодействия с родителями очень часто встречается в исследованиях причин отклонений в личностном развитии ребенка. Нарушение эмоционального контакта с родителем, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка [23; 62; 65; 134].
Лишенные родительской привязанности дети неизменно испытывают на себе неприязнь, враждебность, а вследствие этого — непоследовательность воспитательных воздействий, жестокость наказаний. В ситуации эмоционального дефицита воспитательные воздействия, воспринимаемые родителями как нормальные, переживаются ребенком как насилие. Ежедневная малая война между родителями и детьми в ходе каждодневных обид, унижений и разочарований замыкает сознание в кругу этих переживаний. В конце концов дети теряют надежду на любовь без насилия [23]. Это способствует развитию агрессии, возникновению асоциального поведения.
Особенности детско-родительского взаимодействия часто являются причиной возникновения другого искажения в развитии личности ребенка — застенчивости [65]. В данном случае акцент делается на существующей у некоторых родителей зависимости отношения к ребенку от уровня его возможностей и достижений. Ребенку в таких семьях не дарована безусловная любовь. Чтобы быть любимым, ценным, желанным, он должен демонстрировать требуемые достижения. Родительская ориентация на личные достижения порождает неуверенность ребенка в себе, представления о собственной неспособности, неполноценности, склонность к самоунижению. Сами же родители часто поддерживают сложившиеся представления, подчеркивая несовершенства ребенка или «навешивая на него ярлык застенчивого». В сочетании с повышенным чувством опасности, развивающимся у таких детей, неуверенность в себе перерастает в болезненное состояние, при котором возникает непреодолимый барьер между ребенком и окружающими его людьми.
Недостаток искренних, доверительных, теплых эмоциональных отношений является одной из причин возникновения у детей неврозов. В ряде случаев ощущаемый ребенком недостаток родительской любви, так же как и в предыдущем случае, является отражением особого отношения, характеризующегося условным его принятием. Имея образ идеального ребенка, который никогда не плачет, беззаветно любит родителей и обладает сильным характером, родители не принимают никаких отклонений и оценивают любое проявление индивидуальности как недостаток. Взаимодействие с ребенком в этом случае окрашено негативными эмоциями, что составляет негативный эмоциональный фон взаимодействия. Как же любить ребенка, если он постоянно вызывает раздражение, если он не согласен с родителями и не идет к ним навстречу, если его не удается поставить на место, сделать так, чтобы сразу замолчал и безропотно выполнил все, что находят нужным взрослые [62].
В других случаях родители избегают демонстрировать свою любовь к ребенку под влиянием ошибочных воспитательных установок, полагая, что уверенность ребенка в родительской любви делает его избалованным, эгоистичным, себялюбивым. Руководствуясь представлениями о необходимости исполнить свой родительский долг воспитания, они неизменно ориентируются на социальные требования, принося в жертву актуальные потребности самого ребенка, очень часто, поступая формально правильно, лишают его взаимности, отзывчивости и сострадания.
В любом случае ребенок остро переживает отсутствие безусловной родительский любви, что определяет невротический путь его развития [27; 62; 153].
Значимость эмоциональной стороны детско-родительских отношений не уменьшается с возрастом ребенка. Особенности семейных отношений являются также источником психогений у подростков [85; 94; 182]. Возникновение их, по мнению авторов, связано с фрустрацией потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии.
Подчеркивается губительность для психического здоровья подростка таких особенностей отношения к нему родителей, как безнадзорность, характеризующаяся отсутствием внимания, заинтересованности условиями его жизни; чрезмерная опека, свидетельствующая о недоверии к его возможностям; повышенная моральная ответственность, при которой ориентация родителей на высокие достижения подростка свидетельствует об условности его принятия; эмоциональное отвержение — крайний случай, когда родители тяготятся подростком. Все это провоцирует не только развитие патохарактерологических черт личности, но и психогенных заболеваний.
Подводя итог проведенному анализу, напомним, что мы ограничили свою задачу выделением тех характеристик, которые привлекаются для описания эмоциональной стороны детско-родительского взаимодейставия. Мы видим, что различными авторами широко используются такие характеристики, как чувствительность, эмоциональный контакт, эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка, чувства во взаимодействии, эмоциональный фон взаимодействия, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Объем этого перечня свидетельствует о неоднородности и многогранности описываемой психологической реальности.