Глава 3. помощь пожилым людям
Наиболее трудно человеку принять тот факт, что старение, как и всякий другой этап жизни, имеет не только отрицательные, но и положительные моменты. Излишняя концентрация на отрицательных сторонах порой является результатом психического склада конкретной личности, а не отражением реального хода событий. В этих случаях не следует забывать, что пожилой человек не одинок, а является частью большой когорты населения, получившей название групп «третьего и четвертого возрастов». Эта группа имеет ряд преимуществ перед молодым поколением. Как отмечают американские исследователи, они отличаются от постиндустриального поколения. Эти отличия заключаются во взгляде старшего поколения на труд как необходимое условие существования и рассмотрение досуга как уклонение от занятий делом; в четких полоролевых разделениях в семье; в более уважительном отношении к женщине; в способности принять ответственность на себя; в стремлении к единению с природой и др.
Отношение к продолжительности жизни определяется общественной ситуацией. Общество может навязывать стереотип «ущербного старика». Надо уметь противостоять этому, приучить себя находить позитивные моменты в любой ситуации, а отрицательный опыт относить к разряду незначимого.
Стремление увидеть позитивные моменты в каждом этапе жизни создает условия для сознательного управления процессом, увеличивает перспективу предстоящей жизни. Как отмечает известный английский геронтолог А. Комфорт, две древние мечты человечества связаны с «поисками философского камня» и «эликсира жизни». Первая из этих проблем — превращение элементов — ушла далеко вперед по сравнению с проблемой борьбы со старением. Между тем поиски средств продления максимальной продолжительности жизни не прекращаются, и успехи генетики вселяют надежду на возможность регуляции этого процесса. Отметим, что удельный вес генетических факторов составляет только 40% среди факторов, определяющих продолжительность жизни человека. Видовая продолжительность жизни человека в известном для науки историческом диапазоне существенно не изменилась и находится в пределах 110±10 лет. Средняя продолжительность жизни за это же время значительно увеличилась, что позволяет каждому человеку максимально использовать свои биологические возможности, достойно и интересно прожить большой отрезок жизни после достижения пенсионного возраста.
Выдающийся отечественный ученый И,. И. Мечников, основатель концепции «ортобиоза» — полного и счастливого цикла жизни, завершающегося спокойной естественной смертью, писал: «... если бы цикл жизни людской следовал своему идеальному, физиологическому ходу, то инстинкт естественной смерти появлялся бы своевременно — после нормальной жизни и здоровой продолжительной старости...»
На протяжении всей истории развития государств отношение к старым людям колеблется от геронтофобии (боязни старости) до геронтократии (преобладания лиц старшего возраста в управлении государством). Не вызывает сомнения, что отношение к старшему поколению, а тем самым и к продолжительности жизни, существенно определяется культурно-историческими традициями, сложившимися в национальных объединениях людей, экономическим и политическим статусом государств. В соответствии с этими особенностями преобладает то или иное ценностное отношение к жизни, а следовательно, и к старшему поколению. Как отмечает отечественный ученый Л. И. Анцыферова, социальный стереотип старика, «бредущего по обочине жизни», может навязываться пожилому человеку обществом и усваиваться им.
В результате неспособности противостоять этому влиянию развивается «негативное изменение еще недавно активных и здоровых людей», сокращается продолжительность жизни. Наряду с таким типом людей, всегда существовала категория мужественных, активных людей, стремящихся преодолеть трудности.
Пожилой человек сталкивается с проблемами, связанными с. естественным ходом жизни любого человека на земле, и проблемами, обусловленными ситуацией в стране. Происходящие сегодня быстрые и резкие изменения в экономическом, политическом и социальном развитии России не имеют исторических аналогов. Сложившиеся условия поставили перед населением старшего возраста задачи, которые традиционны для молодого поколения. Пожилой человек взвалил на свои плечи груз биологических и социально-экономических проблем. Ноша оказалась настолько тяжелой, что за последние пять лет резко уменьшилась средняя продолжительность жизни (женщин — на 3 года, мужчин — на 5 лет). Тем не менее, как уже было отмечено, максимальная продолжительность жизни не изменилась.^ Доля населения, относимая по международной периодизации ВОЗ к долгожителям, остается в тех же количественных пределах. Это свидетельствует о неиспользованных жизненных ресурсах человека.
Каковы же природные ресурсы пожилого человека?
Интегративным отражением состояния жизненных сил личности является биологический возраст, который может не соответствовать календарному. Календарный возраст человека измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца. Его синонимами являются паспортный, хронологический возраст. Биологический (функциональный) возраст выражается в биологических масштабах времени. За биологическую шкалу могут быть приняты процессы, характеризующие разные периоды жизни человека. Проблема биологического возраста тесно соотносится с понятием о физиологическом (нормальном) и патологическом (преждевременном) старении. Пожилой человек, концентрирующий свое внимание на негативных сторонах старения, оказывается в плену представлений, что старение неизбежно связано с монотонным снижением всех функций. В науке такая позиция получила название «обратного развития», а в быту употребляют понятие «впал в детство». В результате такого понимания развития человека он на склоне лет оказывается «обладателем» четырех «Д»: де-менции (снижения функций познавательного механизма), депрессии (с симптомами снижения энергетического тонуса, интереса к жизни, появления чувства вины и др.), делирия (нарушения функций сознания, уменьшения остроты понимания окружающей обстановки), делюзивного состояния (устойчивых идей бредового характера, чаще всего бреда «ущерба»). Между тем, по статистическим данным, картина не столь удручающа. Так, по свидетельству доктора Джеральд Джогерст (кафедра семейной медицины университета штата Айова), только 5% пациентов в возрасте 65 лет и старше находятся в состоянии глубокой демен-ции, а 10% имеют только слабые симптомы интеллектуального угасания. Среди пожилого населения от 55 лет и старше лишь у 1,1% отмечается делирий, глубокая депрессия — у 1,5% мужчин и 4% женщин. Таким образом, большая часть пожилых людей имеет веские основания без тревог встречать предстоящие десятилетия жизни. Источники такой уверенности скрываются в природных резервах человека, активизация которых приводит к отставанию биологического возраста от календарного, а следовательно, к снижению темпов старения. В соответствии с адаптивно-регуляторной концепцией, выдвинутой отечественным ученым В. В. Фролькисом, в возрастном развитии наряду со старением, процессом разрушительным, возникает процесс витаукт (от лат. вита — жизнь, уктум — рост), направленный на стабилизацию жизнеспособности, сохранение равновесия организма. Механизмы витаукта связаны с процессом старения и мобилизуются благодаря механизмам саморегуляции. Чем медленнее темп развития старения, тем в большей мере могут оптимизироваться процессы витаукта, сохраняется определенный уровень обменных процессов, замедляющих темп изменений биологического возраста. Кроме того, быстрые сдвиги метаболизма (например, при неразумном сбрасывании веса в косметических целях) сами по себе вызывают более выраженные изменения функций. Биологический возраст выступает как мера возрастных изменений функциональных возможностей организма, включающая прошлое, настоящее и будущее для организма в целом. При медленных темпах старения биологический возраст человека может быть меньше его календарного возраста, жизнеспособность выше, и тогда увеличивается вероятность продолжительности жизни. Сознательное управление своими потенциалами — важная способность пожилого человека. Жизнеспособность выступает в качестве общей естественной основы потенциалов человека. Следует подчеркнуть, что уже на уровне жизнеспособности включаются психологические характеристики, которые выполняют различные функции и являются компонентами общей жизнеспособности человека. Исследования Д. Е. Биррена (США) подтверждают, что в старости особенно проявляются индивидуально-типические различия в жизненном то-
нусе и умственной сохранности. Так, обнаружены отрицательные корелляционные зависимости между показателями мышления и систолическим давлением крови у испытуемых 40-79 лет, установлены определенные отношения между уровнем развития познавательных способностей и вероятностью выживания, низкие оценки по интеллектуальным системам оказались связанными с низкой жизнеспособностью. В связи с этим для пожилого человека психическая и физическая тренировки оказываются взаимосвязанными, что позволяет регулировать его жизнеспособность. Французский геронтолог С. Пако обнаружила взаимосвязь между одаренностью и жизнеспособностью в показателях активного долголетия.
Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, в своих работах очень много внимания уделял соматическому и интеллектуальному взаимодействию. В экспериментальных работах этого плана было обнаружено, что энергетические траты организма, произведенные в состоянии умственной работы или в сложных ситуациях жизни, связанных с необходимостью принятия решения, являются своеобразными эквивалентами интеллектуального напряжения. Постоянное умственное напряжение, сопровождающееся функциональной динамикой головного мозга, способствует поддержанию тонуса коры и повышает работоспособность мозга. В пожилом возрасте эти сложные взаимоотношения обусловливают разные типы старения. Б. Г. Ананьев выделил конвергентный и дивергентный типы старения. Конвергентный тип старения характеризуется снижением жизнеспособности человека и ограничением его психической деятельности. Дивергентный тип старения сопровождается активизацией психического потенциала на фоне умеренного изменения жизнеспособности. Такой человек имеет не только полную психическую сохранность, в ряде случаев у него отмечается повышение творческой продуктивности по отношению к предыдущим годам жизни. Психологические механизмы дивергентного типа старения заключаются в парной работе больших полушарий мозга. По мнению Б. Г. Ананьева, их работа является резервным механизмом обеспечения энергией психических процессов. В настоящее время установлено, что доминирование правого или левого полушарий не только индивидуально-типическая, природная особенность мозга. Возможна активизация одного из полушарий в результате внешних воздействий. Целенаправленное использование возможностей обеих мозговых систем является одним из путей активизации психического потенциала пожилого человека. Так, с этой целью в нейролингвистическом программировании Р. Бэндлера и Дж. Гриндера практикуется раскрытие сенсорных каналов, активизация неосознанных процессов мозга. Одной из задач программы «качество жизни», проводимой университетом Джорджии (США) в целях активизации духовных сил пожилых, является пробуждение у них желания узнавать новое, стимуляция воображения, любопытства. Все эти особенности связаны с деятельностью правого полушария. Двигательные упражнения, танцы, игры, упражнения на воображение, используются в качестве приемов активизации этой деятельности. Дальнейшие этапы программы строятся после успешного решения задач первого этапа. Учитывая особенности деятельности своего мозга, каждый пожилой человек может управлять своим состоянием самостоятельно, организуя соответствующим образом свою жизнь. Увеличение количества положительных впечатлений — главное направление регуляции. Слушание музыки, ежедневные прогулки, приятное чтение, интерес к природным явлениям — все это источники повышения тонуса мозга, а следовательно, работоспособности и настроения. Самое сильное тонизирующее влияние оказывают эмоции, полученные от интеллектуальной работы. Ученые установили, что в мозге при этом выделяются вещества (эндорфины), оказывающие такое же сильное воздействие, как некоторые синтезируемые химические вещества. Однако уровень потребности в том или ином количестве впечатлений у каждого человека индивидуален. Дефицит в притоке ощущений, также как их избыток, приводит к отрицательным результатам.
В заключение приведем высказывание Чарлза Дарвина из книги «Автобиография»: «... если бы мне пришлось второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило читать поэтические произведения и слушать музыку хоть раз в неделю... Утрата этих вкусов представляет утрату известной доли счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее, на нравственном характере, так как ослабляет эмоциональную окраску нашей природы...».
Природа позаботилась о жизненных ресурсах организма и в воле человека выбрать тот или иной путь использования и восполнения этих ресурсов.
Могу, хочу, делаю. В этой краткой формуле отражена позиция, которую может и должен занимать пожилой человек по отношению к жизни. «Могу» — природные возможности личности, «хочу» — мотивационная направленность, «делаю» — проявление активности личности. Зрелая личность отличается положительной связью всех трех компонентов. Однако в силу тех или иных особенностей в нормальном развитии личности эта интеграция может нарушиться и приобрести другие формы. Варианты возможных позиций представлены ниже в схематическом виде.
Позиции: не могу не хочу не делаю
могу — X X
хочу X — X
делаю X X —
Данная схема позволяет выделить не менее 8 альтернативных позиций. Крайний вариант — «не могу — не хочу — не делаю» — наименее благоприятен для пожилого человека. В такой ситуации требуется помощь специалиста. Все остальные варианты указывают на ведущий симптом, а следовательно, инструмент, которым руководствуется человек в решении жизненных проблем. Рассмотрим, всегда ли «могу» определяет успешность решения проблем.
Как известно, к числу психических потенциалов человека относятся особенности темперамента. Многие исследователи отмечают, что долгожители более уравновешены, спокойны, сдержанны. Люди меланхолического склада чаще всего имеют больший биологический возраст по отношению к календарному. Темперамент лежит в основе динамических характеристик психики человека. Он обусловливает скорость протекания процессов, их пластичность, уровень потребности в активности, степень выраженности стремления к разнообразию, новизне и др. Сами свойства темперамента формируются на основе природных образований, поэтому их возрастные изменения подчиняются общим закономерностям развития. Одной из таких закономерностей является разнонаправленность. Так, у пожилых людей наблюдается нарастание слабости нервной системы по возбуждению и снижение подвижности нервных процессов. Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что такая характеристика, как тревожность, остается стабильной на протяжении всей жизни.
Проявление отдельных свойств темперамента в ряде случаев может определяться деятельностью человека. Известна, например, природная медлительность и приобретенная в результате ограничений в деятельностной активности. Однако с возрастом, как было установлено профессором Е. А. Климовым, вырабатывается сообразно природным данным стиль деятельности, т. е. приемы и способы выполнения, которые дают возможность успешно выполнять любую работу. Просто человек может иначе организовывать свою деятельность, в частности, например, выделяя главные, т. е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (результата) действия, и вспомогательные, влияющие на" протекание главных. Один человек долго готовится, прежде чем приступить к основной деятельности. Другой сразу же приступает к делу, а детали оставляет на потом. Это связано с динамикой процессов, выносливостью к нагрузкам. Функции вспомогательных действий заключаются в формировании условий для выполнения главных действий. Если человек быстро утомляется (а это нормально для пожилого человека), ему не следует делать множество мелких дел, а затем приступать к главному занятию (например, намеченному на сегодняшний день «походу» в магазин), так как в конечном итоге это приведет к повышению утомления, раздражительности, снижению настроения.
Если не прислушиваться к требованиям своих природных данных («могу») и навязывать себе чужой стиль, очень хороший для знакомых вам людей («хочу»), то можно потерпеть неудачу и потерять желание искать другие пути решения. Это состояние получило название «выученной беспомощности». К. \Уагтег 8Ьа1е и ЗЬеггу Ь. \У1Шз (США) отмечают два типа беспомощности пожилых людей: личностную и общую. В первом случае человек полагает, что другие могли бы разрешить эту ситуацию. Это может привести к депрессии и снижению самооценки. Во втором случае таких отрицательных последствий не наблюдается. Те, кто полагает, что их неудачи происходят от того, что ситуация им неподвластна, переживают общую беспомощность, в то время как те, кто связывает неудачи с собственными знаниями, переживают личностную беспомощность. Ощущение личностной беспомощности имеет много причин. Сюда относятся неудачный опыт, социальные причины, просто неблагоприятные обстоятельства. Чаще всего выученную беспомощность обнаруживают лица, живущие в доме престарелых. О ее приобретенном характере свидетельствует возможность борьбы с нею. Вышеуказанные авторы приводят данные о двух исследованиях. В одной из программ пациентам домов престарелых была предоставлена возможность самим принимать решения, заботиться о себе, выбирать занятия. Это повысило их активность, улучшило психическое и физическое состояние. Хорошее состояние удерживалось и после прекращения эксперимента (на протяжении 18 месяцев). Во втором исследовании важное значение придавалось посещению домов-интернатов студентами колледжа. Здесь также наблюдалось улучшение состояния престарелых жителей, они перестали ощущать себя беспомощными. Однако после прекращения посещений они вернулись в исходное состояние. В обыденной жизни пожилой человек также встречается с подобной ситуацией.
В зависимости от природных особенностей состояние беспомощности могут вызывать разные ситуации. Так, психологи сравнивают два типа людей, различающихся по степени активности, скорости реакций, стремлению к разнообразию, желанию делать больше, чем могут. Тип А, отличающийся выраженностью этих качеств, относят к группе риска сердечно-сосудистыми забо- леваниями. По данным Петры Неттер, у людей типа А происходят более сильные функциональные изменения в ситуациях невольного бездействия, у людей типа В — в ситуациях тяжелого умственного напряжения. В обоих случаях речь идет о предпочтении в качестве комфортной той или иной ситуации. В повседневной жизни имеет значение не только качественный характер нагрузки, но и степень ее интенсивности. Слишком высокая для пожилого человека нагрузка также может вызвать состояние беспомощности. Желание выполнить несколько дел одновременно приводит к состоянию «не могу, но делаю» и «делаю плохо», что создает благоприятную почву для развития состояния беспомощности.
Может быть, следует пересмотреть перечень своих дел, разделить их по степени важности, а также по временным затратам. Это избавит от спешки и сэкономит силы. В случае утомления лучше «не пересиливать» себя, а немного отдохнуть, и только затем продолжить занятие. Как показали исследования, силы в этом случае восстанавливаются быстрее, чем при переутомлении, в особенности это относится к пенсионерам, увлеченным работой на приусадебных участках. К быстрому утомлению и снижению результативности приводят различного рода помехи. При выполнении любой деятельности следует постараться не реагировать на них и по возможности ослабить их действие, либо выполняя деятельность, которая позволяет отвлекаться, либо регулируя действие помех. Рекомендуется, например, не отвечать сразу, бросив занятие, на телефонные звонки, а несколько удлинить паузу, конечно, предупредив заранее своих знакомых. Это даст возможность приостановить занятие без ненужного беспокойства.
Иногда состояние беспомощности является следствием неправильного восприятия ситуации. Так обычно бывает в состояниях, связанных с отрицательными эмоциями, депрессией, тревогой, вызванных как объективными причинами (потерей близкого человека, ссорой, экономическими неурядицами, обстановкой в стране и множеством других), так и чисто личными (чувством одиночества, пессимистическим взглядом на будущее, опасениями). Ученые показали, что в этих состояниях человек неадекватен в своих действиях, так как нарушается мыслительный процесс и чаще принимается неоптимальное решение. Последствия неправильного решения создают неблагоприятные обстоятельства как для повседневной жизни пожилого человека, так и для его внутреннего мира. В этом состоянии пожилому человеку не следует спешить с принятием решений. Лучше отложить их на некоторое время и вернуться к проблеме, находясь в другом состоянии. Это тем более важно, что стиль контроля за событиями (или потеря контроля) преобразуется в устойчивую характеристику личности, получившую название интерналъности-экстерналъности по степени ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интервальным) контролем. Личности, склонные приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т.п.) имеют внешний (экстернальный) контроль.
Люди, различающиеся по степени экстернальности-интер-нальности, имеют ряд особенностей личности. Так, интерналы менее склонны подчиняться мнению других людей, сильнее реагируют на ограничение свободы, активнее ищут информацию, более уверены в себе и т. д. Маг§1е Е. ЬасЬтап, Раи! Ва1(:е8 и др. (США) исследовали большую группу лиц от 60 до 89 лет и обнаружили положительную взаимосвязь между уровнем интернальности и уровнем общего и приобретенного интеллекта, объемом памяти, скоростью восприятия и др. Эти и другие исследования позволяют утверждать, что такая личностная характеристика, как ответственность, самостоятельность в принятии решений, включается в интеллектуальный потенциал человека и является важным фактором его развития в старости, т. е. позволяет активизировать и восполнять интеллектуальный потенциал. В качестве примера можно привести способ борьбы с «забыванием намерений» (того, что намечается сделать). Забывание намерений вызывает огорчение и досаду, а иногда может привести к трагическим последствиям. Здесь возможны два пути. Один путь направлен на повышение важности и значительности того, что вы не должны забыть (повышение вашей интернальности). Другой путь — заставлять себя как можно чаще повторять «не забыть, не забыть, не забыть». Какой из них эффективнее, решайте сами.
После выхода на пенсию человек теряет ответственность за свою работу, а следовательно, и тот стимул, который побуждал его к развитию, поддержанию должной формы. В этом случае чрезвычайно важно сохранить ответственность за себя, свой внутренний мир, свои поступки, действия, остаться самостоятельной личностью, как это было ранее, а в некоторых случаях и больше. Первым шагом к этому является приобретение, по возможности, большей независимости от окружающих (речь не идет об отказе от социальной помощи). Пожилые люди очень часто так включаются в проблемы своих детей, внуков, друзей, знакомых, что отождествляют их внутренний мир со своим, теряя таким образом свое лицо. Профессор Н. В. Панина назвала это явление духовным иждивенчеством. Сохранение своего внутреннего мира и расширение диапазона сфер интересов поможет в решении этой проблемы. Жизнь не ограничивается домашними проблемами: сферы интересов могут быть настолько же разнообразными, как и неожиданными (от коллекционирования древесных грибов до занятий подводным плаваньем или зимним купанием).
Движущей силой во всех случаях является надежда на успех, желание достичь намеченной цели (в науке это получило название мотивации достижения). Некоторое время назад ученые предполагали, что для основной части пожилого населения главной мотивацией является «боязнь неудачи», которая приводит в конечном итоге к пассивности и нежеланию изменять существующее положение. Однако исследования последних лет, в частности, сравнение 70-80-летних людей с высшим образованием и 20-летних студентов колледжей показывают, что мотивация достижения у них одинакова. Различия заключаются в направленности мотивации. Молодые более ориентированы на внешнюю сторону деятельности, а пожилые — на содержательную. В цитируемых исследованиях также была установлена связь мотивации достижения с уровнем интеллектуальной сохранности пожилого человека. Постоянное желание узнать новое, стремление к встречам, беседам, общению с окружающими, интерес к овладению новыми видами деятельности — далеко не все пути, которые делают жизнь интересной и позволяют достойно встретить предстоящие десятилетия. Наличие желания и вера в его осуществление являются необходимыми условиями реализации задуманного. Не надо ставить сверхзадачи, даже скромный результат окрыляет и дает силы для новых исканий. Усиливает реализацию потенциала человека выполнение третьего условия — действовать. Человек находит тысячу оправданий собственного бездействия. Главными, помимо отмеченного, являются ссылки на здоровье. Однако не всегда жалобы на здоровье оправданы. Все зависит от критерия, по которому оценивают свое здоровье. Конечно, если вспомнить, каким оно было 40-50 лет назад, тогда сравнение не в вашу пользу. Если же точкой отсчета будет состояние здоровья людей вашей возрастной когорты в среднем, то окажется, что ваши результаты не так плохи, так как всегда есть категория людей, которые имеют худшее здоровье. Кроме того, может оказаться, что вы никогда не отличались особым здоровьем, но старались не обращать на это особого внимания и совершенствовались в своей деятельности, преодолевая недуг и развивая свои способности.
Некоторые пожилые люди по тем или иным причинам вынуждены большую часть времени находиться дома. В этой ситуации мир впечатлений не так велик и возникает опасность развития состояния, получившего в медицине название «госпитализма». Если не противостоять этому, то можно стать «обладателем че-
тырех Д», о которых говорилось выше. Чтобы избежать такого состояния, необходимо постоянно управлять собой. Ученые установили, что зрелая личность обладает развитым самосознанием, которое интегрирует ее, делает более целостной и способной управлять своим потенциалом. Зарубежные исследователи употребляют термин «концепции я», в которой выделяют единство «я познавательного», «я эмоционального», «я поведенческого». В «я познавательное» включается представление человека о своем облике.
В ряде наблюдений обнаружено, что мужчины и женщины старшего возраста по-разному представляют себя: мужчины — деловыми, дисциплинированными, исполнительными и др.; женщины — отзывчивыми, доброжелательными, приятными в общении и т.д. Такой внутренний образ часто расходится с восприятием пожилых людей окружающими. Например, часть женщин старшего возраста полностью теряет интерес к своему «физическому я», к его внешнему выражению. Такие женщины перестают выполнять ежедневные правила гигиены, не уделяют внимания своей домашней одежде, обуви, общему состоянию жилища (речь не идет об экономической стороне). Возникает замкнутый круг. Внешний облик не располагает к действию, а без действия не изменяется внешний облик. Этот круг может разорвать только Сам человек, регулярно работая со своим «физическим я».
Не лучше обстоит дело с другой особенностью пожилого человека. Известно, что с возрастом развиваются вербальные способности. Человек старшего возраста обладает большим словарным запасом, это иногда проявляется в многословии, излишне обстоятельном изложении своих мыслей. Если не регулировать этот процесс в общении, то можно выглядеть чрезвычайно болтливым, ворчливым, несдержанным в выражениях. Все это не лучшим образом отражается на отношениях с окружающими. Задача пожилого человека — постоянно регулировать себя и не переносить вовне внутренний монолог. Это позволит и собеседнику «вставить слово». В целом самооценка пожилого человека находится в среднем диапазоне, но по ряду характеристик — даже выше (у женщин в оценках своего характера, отношения к людям и др., а у мужчин — в труде, духовных запросах и т. п.). Особенность заключается в том, что человек переключается на мир прошлого и дает оценку не «я настоящему», а «я прошлому». Такая позиция опасна, так как делает человека неадекватным, лишает перспективы роста, а значит, лишает будущего. Поэтому так низки оценки счастья у мужчин и женщин пожилого возраста. Л. Д. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития», т. е. перспективы развития. При сравнении престарелых
из домов-интернатов с живущими дома было обнаружено, что жители домов-интернатов не имеют в концепции «я» перспектив. Одной из причин этого является снижение активности личности в планировании своего будущего. Личность, у которой нет перспективы будущего (оно пустое, не заполнено планами, интересами, позитивными ожиданиями), становится психологически старой. А. А. Кроник ввел понятие «психологического возраста», измеряемого событийной насыщенностью прошлого, настоящего и будущего. Увлеченность прошлым или чрезмерная драматизация будущего приводят к одинаковому результату — личность стареет психологически, что отражается на ее биологическом возрасте. Обязательное планирование будущего — условие счастливого настоящего. Однако витание в облаках, отсутствие реальных действий также является примером потери контроля над своей жизнью.
Б.Г.Ананьев выделял в развитии любой психической функции (памяти, внимания, мышления) две фазы: первая совпадает с ее возрастным становлением, а вторая связана с развитием этой функции в деятельности. Вторая фаза наступает только при достижении оптимума в первой фазе, и тогда пик функции наблюдается в более поздние периоды зрелости. Общение, познание и труд — основные виды деятельности, которые могут поддержать функциональный уровень психических процессов пожилых людей. Когда личность теряет возможность реализовать свои профессиональные способности, возникает ощущение потери смысла существования, наступает депрессия, снижается интерес к окружающему — все это носит название «пенсионной болезни». Вместо того, чтобы действовать, человек погружается в созерцание своего нового положения, чем усугубляет свое состояние. Чаще всего такое состояние возникает, когда человек внезапно прерывает профессиональную деятельность, и у него не успевает сформироваться готовность к овладению новой ролью. Чтобы избежать «внезапности» выхода на пенсию, готовьтесь к этому заранее.
Составьте список ваших дел.
Распределите их по приоритетам. Например, навестить знакомых, сходить посмотреть место, где прошло детство, разобрать залежи книг и т. п.
Просмотрите все «за» и «против» в реализации задуманного, записав это на бумаге.
Составьте план на неделю, месяц, год, десятилетие и т. д. Не стройте грандиозных планов. Пусть они будут скромными, но выполнимыми.
Обязательно до деталей продумайте занятость в первый пенсионный день.
Ваша задача — строго выполнять намеченное.
За рубежом существуют целые программы по подготовке к выходу на пенсию, разные по содержанию и продолжительности. Их объединяет стремление помочь пожилому человеку найти новые сферы деятельности. Так, образованы бесплатные университеты «третьего и четвертого возрастов», которые дают возможность развивать познавательные интересы; существуют также многочисленные клубы и объединения по интересам. В последнее время в нашей стране возобновляются различные объединения пожилых людей: кратковременные (встречи по поводу какой-либо юбилейной даты) и более стабильные (советы ветеранов). Хотя организаторы и пытаются решить проблему объединения пожилых, но инициатива должна исходить от самого человека. При этом следует обратить внимание, что функция, которая не вовлечена в деятельность, очень быстро снижается, и потребуется больше усилий для ее восстановления, чем для поддержания в рабочем состоянии. Кроме того, все потенциалы человека представляют единое целое, и поэтому сохраняя, например, общую трудоспособность (выполняя элементарные функции самообслуживания), мы увеличиваем жизнеспособность, а следовательно, жизнеобеспечение интеллектуальной деятельности. Продолжая читать, интересоваться многими сторонами жизни, заниматься самообразованием, человек открывает себе путь к долголетию.
Особое место в жизни пожилого человека занимает общение. Оно активизирует коммуникативный потенциал, который является необходимым условием развития интеллекта человека. Инициатива, активность, интерес к собеседнику, стремление понять его проблемы, отзывчивость — все это необходимые условия не только общения, но и развития потенциалов человека. Сохранение этих потенциалов и постоянная активизация должны стать главной задачей пожилого человека.
Тест «Перспектива продолжительности жизни»
Р.Аллена, Ш.Линди
Все родители ваших родителей дожи- + 6лет
ли до 80 лет
Кто-либо из ваших родителей скончал- — 4 года
ся от инфаркта или инсульта в возрасте до 50 лет
Кто-либо из родителей, братьев или — 3 года
сестер страдает от болезней сердца, рака или диабета
Вы живете в городе свыше 2 млн. человек – 2 года
Вы живете в населенном пункте, где не + 2 года
более 10 тыс. жителей
У вас высшее образование + 1 год
У вас ученая степень + 2 года
Вы в пенсионном возрасте, но продолжаете + 3 года
работать
Вы женаты (замужем) + 5 лет
Вы холосты — 1 год за
каждые 10 лет
холостяцкой жизни
(после 25 лет)
У вас сидячая работа — 3 года
Ваша работа требует постоянных и значи-
тельных физических усилий + 3 года
Не менее 30 минут в день вы занимаетесь + 5 лет
бегом, плаванием, теннисом и т. п.: + 3 года
5 раз в неделю + 4 года
2-3 раза в неделю + 2 года
Вы спите больше 10 часов в сутки — 4 года
Вы легко возбудимы, раздражительны — 3 года
Вы спокойны, дружелюбны, веселы + 3 года
Вы считаете себя счастливым человеком + 1 год
Вы считает себя неудачником — 2 года
Вы в спешке нарушаете правила уличного движения - 1 год
Вы выкуриваете в день: 2 пачки сигарет — 8 лет
1,5 пачки — 6 лет
0,5-1 пачка — 3 года
Вы выпиваете в день до 50 грамм алкоголя — 1 год
Ваш вес превышает норму: на 20 кг и более — 8 лет
на 10 кг и более — 4 года
на 5 кг и более — 2 года
Раз в год проходите диспансеризацию + 2 года
Ваш возраст 30-40 лет + 2 года
40-50 лет + 3 года
50-70 лет + 4 года
Свыше 70 лет + 5 лет
Чтобы проверить свои перспективы, надо к исходным цифрам (70 для мужчин и 72 для женщин) прибавить (или вычесть) соответствующую сумму лет.
Рекомендуемая литература
I. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
3. Александрова М.Д. Проблема социальной психологии и геронтологии. Л., 1974.
5. Лапп Д. Улучшение памяти в любом возрасте. М., 1993.
7. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
9. Фролъкис В. В. Старен<