Глава 3. помощь пожилым людям

Наиболее трудно человеку принять тот факт, что старение, как и всякий другой этап жизни, имеет не только отрицательные, но и положительные моменты. Излишняя концентрация на от­рицательных сторонах порой является результатом психического склада конкретной личности, а не отражением реального хода со­бытий. В этих случаях не следует забывать, что пожилой человек не одинок, а является частью большой когорты населения, полу­чившей название групп «третьего и четвертого возрастов». Эта группа имеет ряд преимуществ перед молодым поколением. Как отмечают американские исследователи, они отличаются от пост­индустриального поколения. Эти отличия заключаются во взгляде старшего поколения на труд как необходимое условие существо­вания и рассмотрение досуга как уклонение от занятий делом; в четких полоролевых разделениях в семье; в более уважительном отношении к женщине; в способности принять ответственность на себя; в стремлении к единению с природой и др.

Отношение к продолжительности жизни определяется об­щественной ситуацией. Общество может навязывать стереотип «ущербного старика». Надо уметь противостоять этому, при­учить себя находить позитивные моменты в любой ситуации, а отрицательный опыт относить к разряду незначимого.

Стремление увидеть позитивные моменты в каждом этапе жизни создает условия для сознательного управления процессом, увеличивает перспективу предстоящей жизни. Как отмечает из­вестный английский геронтолог А. Комфорт, две древние мечты человечества связаны с «поисками философского камня» и «элик­сира жизни». Первая из этих проблем — превращение элемен­тов — ушла далеко вперед по сравнению с проблемой борьбы со старением. Между тем поиски средств продления максимальной продолжительности жизни не прекращаются, и успехи генети­ки вселяют надежду на возможность регуляции этого процесса. Отметим, что удельный вес генетических факторов составляет только 40% среди факторов, определяющих продолжительность жизни человека. Видовая продолжительность жизни человека в известном для науки историческом диапазоне существенно не изменилась и находится в пределах 110±10 лет. Средняя продол­жительность жизни за это же время значительно увеличилась, что позволяет каждому человеку максимально использовать свои био­логические возможности, достойно и интересно прожить большой отрезок жизни после достижения пенсионного возраста.

Выдающийся отечественный ученый И,. И. Мечников, осно­ватель концепции «ортобиоза» — полного и счастливого цикла жизни, завершающегося спокойной естественной смертью, писал: «... если бы цикл жизни людской следовал своему идеальному, физиологическому ходу, то инстинкт естественной смерти по­являлся бы своевременно — после нормальной жизни и здоровой продолжительной старости...»

На протяжении всей истории развития государств отношение к старым людям колеблется от геронтофобии (боязни старости) до геронтократии (преобладания лиц старшего возраста в упра­влении государством). Не вызывает сомнения, что отношение к старшему поколению, а тем самым и к продолжительности жизни, существенно определяется культурно-историческими традициями, сложившимися в национальных объединениях людей, экономиче­ским и политическим статусом государств. В соответствии с этими особенностями преобладает то или иное ценностное от­ношение к жизни, а следовательно, и к старшему поколению. Как отмечает отечественный ученый Л. И. Анцыферова, социаль­ный стереотип старика, «бредущего по обочине жизни», может навязываться пожилому человеку обществом и усваиваться им.

В результате неспособности противостоять этому влиянию разви­вается «негативное изменение еще недавно активных и здоровых людей», сокращается продолжительность жизни. Наряду с та­ким типом людей, всегда существовала категория мужественных, активных людей, стремящихся преодолеть трудности.

Пожилой человек сталкивается с проблемами, связанными с. естественным ходом жизни любого человека на земле, и про­блемами, обусловленными ситуацией в стране. Происходящие сегодня быстрые и резкие изменения в экономическом, полити­ческом и социальном развитии России не имеют исторических аналогов. Сложившиеся условия поставили перед населением старшего возраста задачи, которые традиционны для молодого поколения. Пожилой человек взвалил на свои плечи груз биоло­гических и социально-экономических проблем. Ноша оказалась настолько тяжелой, что за последние пять лет резко уменьшилась средняя продолжительность жизни (женщин — на 3 года, муж­чин — на 5 лет). Тем не менее, как уже было отмечено, максимальная продолжительность жизни не изменилась.^ Доля населения, относимая по международной периодизации ВОЗ к долгожителям, остается в тех же количественных пределах. Это свидетельствует о неиспользованных жизненных ресурсах чело­века.

Каковы же природные ресурсы пожилого человека?

Интегративным отражением состояния жизненных сил лично­сти является биологический возраст, который может не соответ­ствовать календарному. Календарный возраст человека измеря­ется количеством вращений Земли вокруг Солнца. Его синони­мами являются паспортный, хронологический возраст. Биологи­ческий (функциональный) возраст выражается в биологических масштабах времени. За биологическую шкалу могут быть приня­ты процессы, характеризующие разные периоды жизни человека. Проблема биологического возраста тесно соотносится с понятием о физиологическом (нормальном) и патологическом (преждевре­менном) старении. Пожилой человек, концентрирующий свое внимание на негативных сторонах старения, оказывается в плену представлений, что старение неизбежно связано с монотонным снижением всех функций. В науке такая позиция получила назва­ние «обратного развития», а в быту употребляют понятие «впал в детство». В результате такого понимания развития человека он на склоне лет оказывается «обладателем» четырех «Д»: де-менции (снижения функций познавательного механизма), депрес­сии (с симптомами снижения энергетического тонуса, интереса к жизни, появления чувства вины и др.), делирия (нарушения функций сознания, уменьшения остроты понимания окружающей обстановки), делюзивного состояния (устойчивых идей бредо­вого характера, чаще всего бреда «ущерба»). Между тем, по статистическим данным, картина не столь удручающа. Так, по свидетельству доктора Джеральд Джогерст (кафедра семейной медицины университета штата Айова), только 5% пациентов в возрасте 65 лет и старше находятся в состоянии глубокой демен-ции, а 10% имеют только слабые симптомы интеллектуального угасания. Среди пожилого населения от 55 лет и старше лишь у 1,1% отмечается делирий, глубокая депрессия — у 1,5% муж­чин и 4% женщин. Таким образом, большая часть пожилых людей имеет веские основания без тревог встречать предстоящие десятилетия жизни. Источники такой уверенности скрываются в природных резервах человека, активизация которых приводит к отставанию биологического возраста от календарного, а сле­довательно, к снижению темпов старения. В соответствии с адаптивно-регуляторной концепцией, выдвинутой отечественным ученым В. В. Фролькисом, в возрастном развитии наряду со ста­рением, процессом разрушительным, возникает процесс витаукт (от лат. вита — жизнь, уктум — рост), направленный на ста­билизацию жизнеспособности, сохранение равновесия организма. Механизмы витаукта связаны с процессом старения и мобилизу­ются благодаря механизмам саморегуляции. Чем медленнее темп развития старения, тем в большей мере могут оптимизироваться процессы витаукта, сохраняется определенный уровень обменных процессов, замедляющих темп изменений биологического возра­ста. Кроме того, быстрые сдвиги метаболизма (например, при не­разумном сбрасывании веса в косметических целях) сами по себе вызывают более выраженные изменения функций. Биологический возраст выступает как мера возрастных изменений функциональ­ных возможностей организма, включающая прошлое, настоящее и будущее для организма в целом. При медленных темпах старения биологический возраст человека может быть меньше его кален­дарного возраста, жизнеспособность выше, и тогда увеличивается вероятность продолжительности жизни. Сознательное управление своими потенциалами — важная способность пожилого человека. Жизнеспособность выступает в качестве общей естественной основы потенциалов человека. Следует подчеркнуть, что уже на уровне жизнеспособности включаются психологические харак­теристики, которые выполняют различные функции и являются компонентами общей жизнеспособности человека. Исследова­ния Д. Е. Биррена (США) подтверждают, что в старости особенно проявляются индивидуально-типические различия в жизненном то-

нусе и умственной сохранности. Так, обнаружены отрицательные корелляционные зависимости между показателями мышления и систолическим давлением крови у испытуемых 40-79 лет, устано­влены определенные отношения между уровнем развития познава­тельных способностей и вероятностью выживания, низкие оценки по интеллектуальным системам оказались связанными с низкой жизнеспособностью. В связи с этим для пожилого человека психи­ческая и физическая тренировки оказываются взаимосвязанными, что позволяет регулировать его жизнеспособность. Французский геронтолог С. Пако обнаружила взаимосвязь между одаренностью и жизнеспособностью в показателях активного долголетия.

Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, в своих работах очень много внимания уделял со­матическому и интеллектуальному взаимодействию. В экспери­ментальных работах этого плана было обнаружено, что энергети­ческие траты организма, произведенные в состоянии умственной работы или в сложных ситуациях жизни, связанных с необходимо­стью принятия решения, являются своеобразными эквивалентами интеллектуального напряжения. Постоянное умственное напря­жение, сопровождающееся функциональной динамикой головного мозга, способствует поддержанию тонуса коры и повышает рабо­тоспособность мозга. В пожилом возрасте эти сложные взаимо­отношения обусловливают разные типы старения. Б. Г. Ананьев выделил конвергентный и дивергентный типы старения. Кон­вергентный тип старения характеризуется снижением жизнеспо­собности человека и ограничением его психической деятельности. Дивергентный тип старения сопровождается активизацией пси­хического потенциала на фоне умеренного изменения жизнеспо­собности. Такой человек имеет не только полную психическую сохранность, в ряде случаев у него отмечается повышение творче­ской продуктивности по отношению к предыдущим годам жизни. Психологические механизмы дивергентного типа старения заклю­чаются в парной работе больших полушарий мозга. По мнению Б. Г. Ананьева, их работа является резервным механизмом обес­печения энергией психических процессов. В настоящее время установлено, что доминирование правого или левого полуша­рий не только индивидуально-типическая, природная особенность мозга. Возможна активизация одного из полушарий в результате внешних воздействий. Целенаправленное использование возмож­ностей обеих мозговых систем является одним из путей активи­зации психического потенциала пожилого человека. Так, с этой целью в нейролингвистическом программировании Р. Бэндлера и Дж. Гриндера практикуется раскрытие сенсорных каналов, активи­зация неосознанных процессов мозга. Одной из задач программы «качество жизни», проводимой университетом Джорджии (США) в целях активизации духовных сил пожилых, является пробу­ждение у них желания узнавать новое, стимуляция воображения, любопытства. Все эти особенности связаны с деятельностью правого полушария. Двигательные упражнения, танцы, игры, упражнения на воображение, используются в качестве приемов активизации этой деятельности. Дальнейшие этапы программы строятся после успешного решения задач первого этапа. Учитывая особенности деятельности своего мозга, каждый пожилой человек может управлять своим состоянием самостоятельно, организуя соответствующим образом свою жизнь. Увеличение количества положительных впечатлений — главное направление регуля­ции. Слушание музыки, ежедневные прогулки, приятное чтение, интерес к природным явлениям — все это источники повышения тонуса мозга, а следовательно, работоспособности и настроения. Самое сильное тонизирующее влияние оказывают эмоции, полу­ченные от интеллектуальной работы. Ученые установили, что в мозге при этом выделяются вещества (эндорфины), оказываю­щие такое же сильное воздействие, как некоторые синтезируемые химические вещества. Однако уровень потребности в том или ином количестве впечатлений у каждого человека индивидуален. Дефицит в притоке ощущений, также как их избыток, приводит к отрицательным результатам.

В заключение приведем высказывание Чарлза Дарвина из книги «Автобиография»: «... если бы мне пришлось второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило читать поэтические произведения и слушать музыку хоть раз в неделю... Утрата этих вкусов представляет утрату известной доли счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее, на нравственном характере, так как ослабляет эмоциональную окраску нашей природы...».

Природа позаботилась о жизненных ресурсах организма и в воле человека выбрать тот или иной путь использования и восполнения этих ресурсов.

Могу, хочу, делаю. В этой краткой формуле отражена по­зиция, которую может и должен занимать пожилой человек по отношению к жизни. «Могу» — природные возможности лич­ности, «хочу» — мотивационная направленность, «делаю» — проявление активности личности. Зрелая личность отличается положительной связью всех трех компонентов. Однако в силу тех или иных особенностей в нормальном развитии личности эта интеграция может нарушиться и приобрести другие формы. Ва­рианты возможных позиций представлены ниже в схематическом виде.

Позиции: не могу не хочу не делаю

могу — X X

хочу X — X

делаю X X —

Данная схема позволяет выделить не менее 8 альтернативных позиций. Крайний вариант — «не могу — не хочу — не де­лаю» — наименее благоприятен для пожилого человека. В такой ситуации требуется помощь специалиста. Все остальные вариан­ты указывают на ведущий симптом, а следовательно, инструмент, которым руководствуется человек в решении жизненных проблем. Рассмотрим, всегда ли «могу» определяет успешность решения проблем.

Как известно, к числу психических потенциалов человека от­носятся особенности темперамента. Многие исследователи отме­чают, что долгожители более уравновешены, спокойны, сдержан­ны. Люди меланхолического склада чаще всего имеют больший биологический возраст по отношению к календарному. Тем­перамент лежит в основе динамических характеристик психики человека. Он обусловливает скорость протекания процессов, их пластичность, уровень потребности в активности, степень вы­раженности стремления к разнообразию, новизне и др. Сами свойства темперамента формируются на основе природных обра­зований, поэтому их возрастные изменения подчиняются общим закономерностям развития. Одной из таких закономерностей является разнонаправленность. Так, у пожилых людей наблю­дается нарастание слабости нервной системы по возбуждению и снижение подвижности нервных процессов. Вместе с тем не­которые исследователи отмечают, что такая характеристика, как тревожность, остается стабильной на протяжении всей жизни.

Проявление отдельных свойств темперамента в ряде случаев может определяться деятельностью человека. Известна, напри­мер, природная медлительность и приобретенная в результате ограничений в деятельностной активности. Однако с возрастом, как было установлено профессором Е. А. Климовым, вырабатыва­ется сообразно природным данным стиль деятельности, т. е. при­емы и способы выполнения, которые дают возможность успешно выполнять любую работу. Просто человек может иначе орга­низовывать свою деятельность, в частности, например, выделяя главные, т. е. непосредственно ведущие к достижению определен­ной цели (результата) действия, и вспомогательные, влияющие на" протекание главных. Один человек долго готовится, пре­жде чем приступить к основной деятельности. Другой сразу же приступает к делу, а детали оставляет на потом. Это связано с динамикой процессов, выносливостью к нагрузкам. Функции вспомогательных действий заключаются в формировании условий для выполнения главных действий. Если человек быстро утомля­ется (а это нормально для пожилого человека), ему не следует делать множество мелких дел, а затем приступать к главному занятию (например, намеченному на сегодняшний день «походу» в магазин), так как в конечном итоге это приведет к повышению утомления, раздражительности, снижению настроения.

Если не прислушиваться к требованиям своих природных данных («могу») и навязывать себе чужой стиль, очень хороший для знакомых вам людей («хочу»), то можно потерпеть неудачу и потерять желание искать другие пути решения. Это состоя­ние получило название «выученной беспомощности». К. \Уагтег 8Ьа1е и ЗЬеггу Ь. \У1Шз (США) отмечают два типа беспомощно­сти пожилых людей: личностную и общую. В первом случае человек полагает, что другие могли бы разрешить эту ситуацию. Это может привести к депрессии и снижению самооценки. Во втором случае таких отрицательных последствий не наблюдается. Те, кто полагает, что их неудачи происходят от того, что ситу­ация им неподвластна, переживают общую беспомощность, в то время как те, кто связывает неудачи с собственными знаниями, переживают личностную беспомощность. Ощущение личностной беспомощности имеет много причин. Сюда относятся неудачный опыт, социальные причины, просто неблагоприятные обстоятель­ства. Чаще всего выученную беспомощность обнаруживают лица, живущие в доме престарелых. О ее приобретенном характере сви­детельствует возможность борьбы с нею. Вышеуказанные авторы приводят данные о двух исследованиях. В одной из программ пациентам домов престарелых была предоставлена возможность самим принимать решения, заботиться о себе, выбирать заня­тия. Это повысило их активность, улучшило психическое и физическое состояние. Хорошее состояние удерживалось и по­сле прекращения эксперимента (на протяжении 18 месяцев). Во втором исследовании важное значение придавалось посещению домов-интернатов студентами колледжа. Здесь также наблюда­лось улучшение состояния престарелых жителей, они перестали ощущать себя беспомощными. Однако после прекращения посе­щений они вернулись в исходное состояние. В обыденной жизни пожилой человек также встречается с подобной ситуацией.

В зависимости от природных особенностей состояние бес­помощности могут вызывать разные ситуации. Так, психологи сравнивают два типа людей, различающихся по степени актив­ности, скорости реакций, стремлению к разнообразию, желанию делать больше, чем могут. Тип А, отличающийся выраженностью этих качеств, относят к группе риска сердечно-сосудистыми забо- леваниями. По данным Петры Неттер, у людей типа А происходят более сильные функциональные изменения в ситуациях невольно­го бездействия, у людей типа В — в ситуациях тяжелого умствен­ного напряжения. В обоих случаях речь идет о предпочтении в качестве комфортной той или иной ситуации. В повседневной жизни имеет значение не только качественный характер нагрузки, но и степень ее интенсивности. Слишком высокая для пожилого человека нагрузка также может вызвать состояние беспомощно­сти. Желание выполнить несколько дел одновременно приводит к состоянию «не могу, но делаю» и «делаю плохо», что создает благоприятную почву для развития состояния беспомощности.

Может быть, следует пересмотреть перечень своих дел, раз­делить их по степени важности, а также по временным затратам. Это избавит от спешки и сэкономит силы. В случае утомления лучше «не пересиливать» себя, а немного отдохнуть, и только затем продолжить занятие. Как показали исследования, силы в этом случае восстанавливаются быстрее, чем при переутомлении, в особенности это относится к пенсионерам, увлеченным работой на приусадебных участках. К быстрому утомлению и снижению результативности приводят различного рода помехи. При выпол­нении любой деятельности следует постараться не реагировать на них и по возможности ослабить их действие, либо выпол­няя деятельность, которая позволяет отвлекаться, либо регулируя действие помех. Рекомендуется, например, не отвечать сразу, бросив занятие, на телефонные звонки, а несколько удлинить па­узу, конечно, предупредив заранее своих знакомых. Это даст возможность приостановить занятие без ненужного беспокойства.

Иногда состояние беспомощности является следствием непра­вильного восприятия ситуации. Так обычно бывает в состояниях, связанных с отрицательными эмоциями, депрессией, тревогой, вызванных как объективными причинами (потерей близкого чело­века, ссорой, экономическими неурядицами, обстановкой в стране и множеством других), так и чисто личными (чувством одино­чества, пессимистическим взглядом на будущее, опасениями). Ученые показали, что в этих состояниях человек неадекватен в своих действиях, так как нарушается мыслительный процесс и чаще принимается неоптимальное решение. Последствия непра­вильного решения создают неблагоприятные обстоятельства как для повседневной жизни пожилого человека, так и для его вну­треннего мира. В этом состоянии пожилому человеку не следует спешить с принятием решений. Лучше отложить их на некоторое время и вернуться к проблеме, находясь в другом состоянии. Это тем более важно, что стиль контроля за событиями (или потеря контроля) преобразуется в устойчивую характеристику личности, получившую название интерналъности-экстерналъности по степени ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способно­стями, чертами личности, обладают внутренним (интервальным) контролем. Личности, склонные приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т.п.) имеют внешний (экстернальный) контроль.

Люди, различающиеся по степени экстернальности-интер-нальности, имеют ряд особенностей личности. Так, интерналы менее склонны подчиняться мнению других людей, сильнее реаги­руют на ограничение свободы, активнее ищут информацию, более уверены в себе и т. д. Маг§1е Е. ЬасЬтап, Раи! Ва1(:е8 и др. (США) исследовали большую группу лиц от 60 до 89 лет и обнаружи­ли положительную взаимосвязь между уровнем интернальности и уровнем общего и приобретенного интеллекта, объемом па­мяти, скоростью восприятия и др. Эти и другие исследования позволяют утверждать, что такая личностная характеристика, как ответственность, самостоятельность в принятии решений, включа­ется в интеллектуальный потенциал человека и является важным фактором его развития в старости, т. е. позволяет активизировать и восполнять интеллектуальный потенциал. В качестве приме­ра можно привести способ борьбы с «забыванием намерений» (того, что намечается сделать). Забывание намерений вызывает огорчение и досаду, а иногда может привести к трагическим по­следствиям. Здесь возможны два пути. Один путь направлен на повышение важности и значительности того, что вы не должны забыть (повышение вашей интернальности). Другой путь — за­ставлять себя как можно чаще повторять «не забыть, не забыть, не забыть». Какой из них эффективнее, решайте сами.

После выхода на пенсию человек теряет ответственность за свою работу, а следовательно, и тот стимул, который побуждал его к развитию, поддержанию должной формы. В этом случае чрезвычайно важно сохранить ответственность за себя, свой вну­тренний мир, свои поступки, действия, остаться самостоятельной личностью, как это было ранее, а в некоторых случаях и больше. Первым шагом к этому является приобретение, по возможности, большей независимости от окружающих (речь не идет об отказе от социальной помощи). Пожилые люди очень часто так вклю­чаются в проблемы своих детей, внуков, друзей, знакомых, что отождествляют их внутренний мир со своим, теряя таким образом свое лицо. Профессор Н. В. Панина назвала это явление духов­ным иждивенчеством. Сохранение своего внутреннего мира и расширение диапазона сфер интересов поможет в решении этой проблемы. Жизнь не ограничивается домашними проблемами: сферы интересов могут быть настолько же разнообразными, как и неожиданными (от коллекционирования древесных грибов до занятий подводным плаваньем или зимним купанием).

Движущей силой во всех случаях является надежда на успех, желание достичь намеченной цели (в науке это получило на­звание мотивации достижения). Некоторое время назад ученые предполагали, что для основной части пожилого населения глав­ной мотивацией является «боязнь неудачи», которая приводит в конечном итоге к пассивности и нежеланию изменять суще­ствующее положение. Однако исследования последних лет, в частности, сравнение 70-80-летних людей с высшим образовани­ем и 20-летних студентов колледжей показывают, что мотивация достижения у них одинакова. Различия заключаются в направлен­ности мотивации. Молодые более ориентированы на внешнюю сторону деятельности, а пожилые — на содержательную. В цити­руемых исследованиях также была установлена связь мотивации достижения с уровнем интеллектуальной сохранности пожилого человека. Постоянное желание узнать новое, стремление к встре­чам, беседам, общению с окружающими, интерес к овладению новыми видами деятельности — далеко не все пути, которые де­лают жизнь интересной и позволяют достойно встретить предсто­ящие десятилетия. Наличие желания и вера в его осуществление являются необходимыми условиями реализации задуманного. Не надо ставить сверхзадачи, даже скромный результат окрыляет и дает силы для новых исканий. Усиливает реализацию потенциала человека выполнение третьего условия — действовать. Человек находит тысячу оправданий собственного бездействия. Главными, помимо отмеченного, являются ссылки на здоровье. Однако не всегда жалобы на здоровье оправданы. Все зависит от критерия, по которому оценивают свое здоровье. Конечно, если вспомнить, каким оно было 40-50 лет назад, тогда сравнение не в вашу пользу. Если же точкой отсчета будет состояние здоровья лю­дей вашей возрастной когорты в среднем, то окажется, что ваши результаты не так плохи, так как всегда есть категория людей, которые имеют худшее здоровье. Кроме того, может оказаться, что вы никогда не отличались особым здоровьем, но старались не обращать на это особого внимания и совершенствовались в своей деятельности, преодолевая недуг и развивая свои способности.

Некоторые пожилые люди по тем или иным причинам выну­ждены большую часть времени находиться дома. В этой ситуации мир впечатлений не так велик и возникает опасность развития состояния, получившего в медицине название «госпитализма». Если не противостоять этому, то можно стать «обладателем че-

тырех Д», о которых говорилось выше. Чтобы избежать такого состояния, необходимо постоянно управлять собой. Ученые уста­новили, что зрелая личность обладает развитым самосознанием, которое интегрирует ее, делает более целостной и способной управлять своим потенциалом. Зарубежные исследователи упо­требляют термин «концепции я», в которой выделяют единство «я познавательного», «я эмоционального», «я поведенческого». В «я познавательное» включается представление человека о сво­ем облике.

В ряде наблюдений обнаружено, что мужчины и женщины старшего возраста по-разному представляют себя: мужчины — деловыми, дисциплинированными, исполнительными и др.; жен­щины — отзывчивыми, доброжелательными, приятными в обще­нии и т.д. Такой внутренний образ часто расходится с воспри­ятием пожилых людей окружающими. Например, часть женщин старшего возраста полностью теряет интерес к своему «физиче­скому я», к его внешнему выражению. Такие женщины перестают выполнять ежедневные правила гигиены, не уделяют внимания своей домашней одежде, обуви, общему состоянию жилища (речь не идет об экономической стороне). Возникает замкнутый круг. Внешний облик не располагает к действию, а без действия не изменяется внешний облик. Этот круг может разорвать только Сам человек, регулярно работая со своим «физическим я».

Не лучше обстоит дело с другой особенностью пожилого человека. Известно, что с возрастом развиваются вербальные способности. Человек старшего возраста обладает большим сло­варным запасом, это иногда проявляется в многословии, излишне обстоятельном изложении своих мыслей. Если не регулировать этот процесс в общении, то можно выглядеть чрезвычайно болт­ливым, ворчливым, несдержанным в выражениях. Все это не лучшим образом отражается на отношениях с окружающими. За­дача пожилого человека — постоянно регулировать себя и не переносить вовне внутренний монолог. Это позволит и собесед­нику «вставить слово». В целом самооценка пожилого человека находится в среднем диапазоне, но по ряду характеристик — даже выше (у женщин в оценках своего характера, отношения к людям и др., а у мужчин — в труде, духовных запросах и т. п.). Особенность заключается в том, что человек переключа­ется на мир прошлого и дает оценку не «я настоящему», а «я прошлому». Такая позиция опасна, так как делает человека неаде­кватным, лишает перспективы роста, а значит, лишает будущего. Поэтому так низки оценки счастья у мужчин и женщин пожилого возраста. Л. Д. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего раз­вития», т. е. перспективы развития. При сравнении престарелых

из домов-интернатов с живущими дома было обнаружено, что жители домов-интернатов не имеют в концепции «я» перспектив. Одной из причин этого является снижение активности лично­сти в планировании своего будущего. Личность, у которой нет перспективы будущего (оно пустое, не заполнено планами, ин­тересами, позитивными ожиданиями), становится психологически старой. А. А. Кроник ввел понятие «психологического возраста», измеряемого событийной насыщенностью прошлого, настоящего и будущего. Увлеченность прошлым или чрезмерная драматиза­ция будущего приводят к одинаковому результату — личность стареет психологически, что отражается на ее биологическом воз­расте. Обязательное планирование будущего — условие счастли­вого настоящего. Однако витание в облаках, отсутствие реальных действий также является примером потери контроля над своей жизнью.

Б.Г.Ананьев выделял в развитии любой психической функ­ции (памяти, внимания, мышления) две фазы: первая совпадает с ее возрастным становлением, а вторая связана с развитием этой функции в деятельности. Вторая фаза наступает только при дости­жении оптимума в первой фазе, и тогда пик функции наблюдается в более поздние периоды зрелости. Общение, познание и труд — основные виды деятельности, которые могут поддержать функци­ональный уровень психических процессов пожилых людей. Когда личность теряет возможность реализовать свои профессиональные способности, возникает ощущение потери смысла существования, наступает депрессия, снижается интерес к окружающему — все это носит название «пенсионной болезни». Вместо того, что­бы действовать, человек погружается в созерцание своего нового положения, чем усугубляет свое состояние. Чаще всего такое состояние возникает, когда человек внезапно прерывает профес­сиональную деятельность, и у него не успевает сформироваться готовность к овладению новой ролью. Чтобы избежать «внезап­ности» выхода на пенсию, готовьтесь к этому заранее.

Составьте список ваших дел.

Распределите их по приоритетам. Например, навестить зна­комых, сходить посмотреть место, где прошло детство, разобрать залежи книг и т. п.

Просмотрите все «за» и «против» в реализации задуманного, записав это на бумаге.

Составьте план на неделю, месяц, год, десятилетие и т. д. Не стройте грандиозных планов. Пусть они будут скромными, но выполнимыми.

Обязательно до деталей продумайте занятость в первый пен­сионный день.

Ваша задача — строго выполнять намеченное.

За рубежом существуют целые программы по подготовке к выходу на пенсию, разные по содержанию и продолжительности. Их объединяет стремление помочь пожилому человеку найти новые сферы деятельности. Так, образованы бесплатные уни­верситеты «третьего и четвертого возрастов», которые дают воз­можность развивать познавательные интересы; существуют также многочисленные клубы и объединения по интересам. В последнее время в нашей стране возобновляются различные объединения пожилых людей: кратковременные (встречи по поводу какой-либо юбилейной даты) и более стабильные (советы ветеранов). Хотя организаторы и пытаются решить проблему объединения пожи­лых, но инициатива должна исходить от самого человека. При этом следует обратить внимание, что функция, которая не во­влечена в деятельность, очень быстро снижается, и потребуется больше усилий для ее восстановления, чем для поддержания в рабочем состоянии. Кроме того, все потенциалы человека пред­ставляют единое целое, и поэтому сохраняя, например, общую трудоспособность (выполняя элементарные функции самообслу­живания), мы увеличиваем жизнеспособность, а следовательно, жизнеобеспечение интеллектуальной деятельности. Продолжая читать, интересоваться многими сторонами жизни, заниматься самообразованием, человек открывает себе путь к долголетию.

Особое место в жизни пожилого человека занимает обще­ние. Оно активизирует коммуникативный потенциал, который является необходимым условием развития интеллекта человека. Инициатива, активность, интерес к собеседнику, стремление по­нять его проблемы, отзывчивость — все это необходимые условия не только общения, но и развития потенциалов человека. Сохра­нение этих потенциалов и постоянная активизация должны стать главной задачей пожилого человека.

Тест «Перспектива продолжительности жизни»

Р.Аллена, Ш.Линди

Все родители ваших родителей дожи- + 6лет

ли до 80 лет

Кто-либо из ваших родителей скончал- — 4 года

ся от инфаркта или инсульта в возра­сте до 50 лет

Кто-либо из родителей, братьев или — 3 года

сестер страдает от болезней сердца, рака или диабета

Вы живете в городе свыше 2 млн. человек – 2 года

Вы живете в населенном пункте, где не + 2 года

более 10 тыс. жителей

У вас высшее образование + 1 год

У вас ученая степень + 2 года

Вы в пенсионном возрасте, но продолжаете + 3 года

работать

Вы женаты (замужем) + 5 лет

Вы холосты — 1 год за

каждые 10 лет

холостяцкой жизни

(после 25 лет)

У вас сидячая работа — 3 года

Ваша работа требует постоянных и значи­-

тельных физических усилий + 3 года

Не менее 30 минут в день вы занимаетесь + 5 лет

бегом, плаванием, теннисом и т. п.: + 3 года

5 раз в неделю + 4 года

2-3 раза в неделю + 2 года

Вы спите больше 10 часов в сутки — 4 года

Вы легко возбудимы, раздражительны — 3 года

Вы спокойны, дружелюбны, веселы + 3 года

Вы считаете себя счастливым человеком + 1 год

Вы считает себя неудачником — 2 года

Вы в спешке нарушаете правила уличного движения - 1 год

Вы выкуриваете в день: 2 пачки сигарет — 8 лет

1,5 пачки — 6 лет

0,5-1 пачка — 3 года

Вы выпиваете в день до 50 грамм алкоголя — 1 год

Ваш вес превышает норму: на 20 кг и более — 8 лет

на 10 кг и более — 4 года

на 5 кг и более — 2 года

Раз в год проходите диспансеризацию + 2 года

Ваш возраст 30-40 лет + 2 года

40-50 лет + 3 года

50-70 лет + 4 года

Свыше 70 лет + 5 лет

Чтобы проверить свои перспективы, надо к исходным цифрам (70 для мужчин и 72 для женщин) прибавить (или вычесть) соответ­ствующую сумму лет.

Рекомендуемая литература

I. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

3. Александрова М.Д. Проблема социальной психологии и герон­тологии. Л., 1974.

5. Лапп Д. Улучшение памяти в любом возрасте. М., 1993.

7. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.

9. Фролъкис В. В. Старен<

Наши рекомендации