На материале уроков по развитию речи и уроков чтения

1. Материал: серия из 2 (3, 4, 5, 6) сюжетных картинок. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и письменно (устно) составь по ним

рассказ».

2. Материал: рассказ, сказка, стихотворение. Инструкция: «Прочитай самостоятельно рассказ (сказку...). Представь себя режиссером кинокартины (художником-иллюстратором) и изобрази этот рассказ (сказку...) в картинках». Вариант: предложить составить диафильм.

3. Материал: рассказ, сказка, стихотворение, басня. Инструкция: «Послушай рассказ (читает учитель или ученик) и изобрази содержание в одной картинке (двух, трех)».

На материале уроков русского языка

1. Материал: предложение (в зависимости от степени сложности). Инструкция: «Прочитай предложение и составь его схему».

2. Материал: схема предложения. Инструкция: «Посмотри внимательно на схему и составь по ней предложение». Вариант: дать тему, на которую необходимо составить предложение.

3. Материал: предложение. Инструкция: «Разбери предложение по членам предложения».

4. Материал: слово. Инструкция: «Разбери слово по составу».

5. Материал: схема слова. Инструкция: «Подбери (придумай) слово по данной схеме». -

На материале уроков математики

1. Материал: задача: «Две девочки измеряли длину дорожки с двух концов, идя навстречу друг другу. Одна прошла до встречи 24 м, а другая – на 11 м больше. Какова длина дорожки?» Инструкция: «Прочитай задачу и изобрази ее условие при помощи чертежа».

2. Материал: чертеж к задаче:

На материале уроков по развитию речи и уроков чтения - student2.ru

Инструкция: «Составь по чертежу задачу и реши ее».

Примечание: тексты задач, чертежи можно изменять по степени сложности; вместо чертежа можно предложить составить задачу по таблице, например:

Скорость Время Расстояние
60 км/ч
60 км/ч 120 км
? 120 км

Для развития интеллектуального компонента на уровне переноса необходимо помнить о том, что здесь особое значение имеет круг объектов переноса (правила, определения, способы действий), а также возможности использования внешнего сходства.

На материале уроков математики

1. После изучения особенностей решения задач, где прослеживается зависимость цены, количества и стоимости, предложить без всяких пояснений решить задачу «на движение» (скорость, время, расстояние).

2. Сначала объяснить детям, как решаются задачи «на движение», а затем предложить задачу на зависимость цены, количества, стоимости. Можно дать несколько вариантов, меняя последовательно известное и неизвестное, например:

«Туристы шли со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они пройдут за 3 ч?» «Ручка стоит 3000 руб. Сколько стоят 6 таких ручек?» «С какой скоростью бежал лыжник, если известно, что, проходя в каждый час одинаковое расстояние, он за 4 ч пробежал 72 км?» «За 5 кг картофеля заплатили 5000 руб. Какова цена 1 кг?» «Катер прошел расстояние 96 км со скоростью 24 км/ч. За сколько часов он преодолел это расстояние?»

«1 кг сахара стоит 4000 руб. Сколько килограммов сахара можно купить на 2000 руб.?»

3. После изучения задач «на движение» предложить детям придумать похожую задачу, но чтобы речь шла о покупках.

4. Материал: запись следующих примеров

5 + 3 = 8; 21 + 13 = 34; 400 + 500 = 900; 3 + 5 = 8; 13 + 21 = ...; 500 + 400 = ... .

Инструкция: «Посмотри на эти примеры и скажи: как ты думаешь, какой ответ будет в пятом (шестом) примере? Почему ты так решил? Когда мы используем переместительное свойство сложения?»

5. Материал: равенства:

5 км = ... м; 3 кг = ... г; 1 ч 10 мин = ... мин; 4 м 3 дм = ... см; 6 т 9 ц = ... кг;

9 сут = ... ч; 8 м 2 дм = ... мм; 8000 г = ... кг; 180 с = ... ч.

Инструкция: «Заполни пропуски так, чтобы равенства были верными».

На материале уроков русского языка

1. Материал: предложения:

На лугу паслись лошади. – На лугу паслась лошадь. В берлоге спят медведи. – .... На дорогу вышли лоси. – ....

Инструкция: «Измени второе и третье предложения так же, как первое, и запиши их».

Для формирования интеллектуального компонента на уровне прогнозирования целесообразно варьировать условия, например знакомые и незнакомые темы сочинений, задач. Кроме того, здесь следует варьировать полноту и достаточность содержащейся в задании информации, возможности для выявления и установления причинно-следственных связей, степень перспективности прогнозирования. В этом случае предлагались такие задания.

Наши рекомендации