Социально-педагогической запущенности детей
Системный характер социально-педагогической запущенности детей предполагает необходимость ее комплексной и системной диагностики, профилактики и коррекции. Для реализации указанных выше подходов требуется методологическое обоснование. Нужно установить как общие (для целостного процесса), так и частные (для отдельных его направлений) принципы, обусловливающие способы организации диагностики, профилактики и коррекции, т.е. их методы, выбор и построение последних и организацию работы в соответствующих аспектах на основе единого концептуального подхода.
Начнем с определения сущности процессов, методологию которых нам следует обосновать.
Все рассматриваемые нами методы входят в структуру педагогического процесса и только в таком понимании имеют смысл и эффективность. Поэтому вполне оправданно, формируя их методологические основания, исходить из общепедагогических принципов.
В педагогике принципы рассматриваются как система важнейших требований-ориентиров, соблюдение которых обеспечивает эффективность и качество функционирования педагогического процесса. С одной стороны, принципы отражают познанную и обоснованную закономерность, с другой - предписывают, как правильно строить педагогический процесс. В психологии принципы – это методологические установки, характеризующие закономерности развития психики.
В качестве общих принципов диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей мы рассматриваем следующие:
1) комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
2) учет возрастных, индивидуально-типологических особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации его развития;
3) профессиональная компетентность и разделение функций в процессе диагностики;
4) опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;
5) единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Указанные принципы носят характер педагогических закономерностей и обусловливают эффективность и качество диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей как единого процесса. Однако каждый вид деятельности педагогов и психологов несёт свою специфику, обусловленную ее предметом. Исходя из понимания сущности диагностики, профилактики и коррекции и общих принципов, можно определить частные принципы.
Принципы построения методов эффективной психолого-педагогической диагностики: объективность, предупреждение предвзятости, выявление доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности; единство изучения ребенка и социальной микросреды; необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком; его изучение в процессе деятельности и общения.
Принципы построения методов психолого-педагогической профилактики касаются общих, неспециальных мер, предусматривающих общую гуманизацию целостного педагогического процесса. Они соединяют психологический и педагогические подходы и могут быть приняты в качестве основополагающих: целостное и гармоничное развитие личности в процессе обучения и воспитания; единство требовательности и уважения к детям; сотрудничество и активность детей и взрослых в целостном педагогическом процессе; познание ребенком себя как человека и истинно человеческого в педагогическом процессе; очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе; предоставление ребенку необходимого общественного простора для наилучшего проявления индивидуальности; недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных провоцировать ребенка на асоциальные проявления; определение качеств формирующейся личности ребенка, ее образованности в зависимости от качества педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачев).
Принципы, обусловливающие построение и эффективность применения методов психолого-педагогической коррекции: гуманизм и педагогический оптимизм; учет нормативности возрастного развития; учет зоны актуального и ближайшего развития; учет системности развития и интеграции психики; деятельностная коррекция; параллельность коррекционных воздействий на ребенка и его социальную микросреду; принятие ребенком коррекционных воздействий, его включенность в коррекционные мероприятия; рефлексивный подход к процессу и результатам коррекции; сравнение собственных результатов продвижения ребенка в коррекционном процессе в динамике.
Критериальными основаниями для выбора или формулировки общих и частных принципов послужили законы диалектики, логики, кибернетики, цели и задачи, а также специфика предмета обусловливаемой деятельности.
В соответствии с установленными особенностями, отражающими определенные психолого-педагогические закономерности, цели, задачи, объект, предмет и субъект деятельности, были систематизированы и построены методы диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей.
По мнению исследователей, теоретическая модель метода, идеальное представление о нем заключаются в психолого-педагогической целесообразности, функциональной определенности; направленности метода на организацию деятельности воспитателя и воспитанников; соответствии метода возможностям специалиста; соотнесенности методов с характером и содержанием рассматриваемого материала; соотнесенности методов с этапами обучения и познания и их формой; соответствии методов своеобразию ситуации; во взаимосвязи и взаимодополняемости между собой, в соотнесенности с целью деятельности (Б.Т. Лихачев).
Приняв в качестве ориентира идеальные модели методов, общие и частные принципы их построения, мы продвинулись в понимании их специфики.
Метод есть совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогического явления или решение разнообразных педагогических задач. В практической психологии метод рассматривается как способ организации практической деятельности или совокупность приемов, процедур и операций познания психологической реальности или изменения ее дискретных характеристик психологическими средствами (Г.С. Абрамова). В педагогике рассматриваются методы обучения, воспитания и педагогического воздействия; в психологии чаще всего речь идет о методах психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии и психологического сопровождения (по сути – профилактики).
На наш взгляд, методы профилактики как неспецифические могут быть систематизированы исходя из описания и классификации методов обучения и воспитания, но с учетом специфики предмета деятельности.
Классификация методов психодиагностики опирается на три направления исследования личности: как индивидуальности, как субъекта межличностного общения и как идеальной представленности в другом человеке (А. В. Петровский).
Мы полагаем, что для реального педагогического процесса характерно взаимопроникновение психологического и педагогического подходов. Однако на практике отраслевая разобщенность преодолевается лишь путем нарушения принципа профессиональной компетентности и разделения функций. Путь к решению объективно существующей проблемы видится в теоретическом обосновании сущности психолого-педагогической диагностики, профилактики и коррекции и разграничений методов не только по объекту, предмету, но и субъекту, т.е. в определении полномочий педагогов и практических психологов в целостном процессе.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей ведется в трех направлениях: запущенный ребенок, его семья, его детский сад (школа). Ребенок рассматривается как индивидуальность, субъект общения, деятельности и самосознания.
С учетом возраста детей назовем четыре основные группы методов педагогической профилактики:
1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательных игр, создания ситуаций эмоционального переживания, ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности;
2) методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: личностной и групповой перспективы, коллективной игры, коллективно-единых требований, коллективного соревнования, коллективного самообслуживания;
3) методы общения и взаимодействия в различных ситуациях: уважение, педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации;
4) методы психолого-педагогического воздействия и стимулирования активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.
Весь этот арсенал методов находится на вооружении воспитателей детского сада и учителей начальных классов и может быть доведен до родителей запущенных детей. Умелое использование этих методов способствовало бы ранней профилактике социально-педагогической запущенности, решающая роль в которой принадлежит педагогам.
Самая сложная группа методов – методы психолого-педагогической коррекции. Они различаются по направленности (методы коррекции эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сфер личности); по цели и содержанию (методы коррекции дисгармонии индивидуально-психологического развития; нарушений развития свойств субъекта деятельности, общения и самосознания; коррекции отношения к детям, родительской и профессиональной компетентности).
Проанализируем сначала методы коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения. Такими методами являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей запущенных детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий веру ребенка в свои возможности.
Такие педагогические методы, как доверие к личности запущенного ребенка, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога в отношении к нему и другим детям, дальнейшее позитивное влияние авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность этих детей, способствуют развитию социальной рефлексии, помогают преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения принадлежит таким педагогическим методам, как позитивное стимулирование, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка, парциальная оценка его результатов в деятельности (игровой, учебной).
Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, творческое самовыражение ребенка в игре, обогащение предметной среды.
Учет типологических особенностей запущенных младших школьников указывает на необходимость таких коррекционных методов в арсенале педагога, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование запущенных детей по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.
Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание запущенного ребенка на признание, комплекс его неполноценности, могут сглаживаться при помощи методов безусловного принятия ребенка, выборочного игнорирования его негативных поступков, эмоционального поглаживания. Решающая роль на фоне вышеперечисленных методов принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.
Однако предпринимаемые меры педагогической коррекции должны распространяться и на социальную микросреду. Работая с группой (классом) и используя вышеперечисленные методы, педагог осуществляет и групповую педагогическую коррекцию. Для корригирующего педагогического влияния на семью запущенного ребенка педагоги используют специальные методы. Среди них – родительские дискуссии на темы воспитания, групповой анализ семейных коммуникаций, анализ характеристик «идеального родителя и ребенка», методы семейного портрета, семейного совета и семейной академии.
Педагоги, работающие с запущенными детьми и занимающиеся самодиагностикой своей деятельности, могут использовать и методы самокоррекции: самоанализ, самокритика, самоочищение, самовоспитание, самообучение, самообладание, самопрограммирование, самоограничение, самоконтроль и самостимулирование. Эти же методы самокоррекции доступны и родителям запущенных детей, если их этому обучат.
Наконец, нужны и специальные методы коррекции личностно-профессиональных недостатков педагогов, которые они могут осуществлять в групповой и индивидуальной форме: педагогический анализ деятельности и отношений с детьми, педагогические этюды, педагогическая импровизация, педагогическое прогнозирование, анализ конфликтных ситуаций. Важную роль в педагогической коррекции негативных профессиональных установок и позиций может сыграть психолого-педагогический консилиум и следующий за специальным обучением анализ психолого-педагогической информации по исследуемой проблеме.
Таким образом, не претендуя на методы психокоррекции, используя доступные профессионально оправданные педагогические методы коррекции, учителя начальных классов и воспитатели детских садов могут внести весомый вклад в диагностику, профилактику и коррекцию социально-педагогической запущенности детей.
Покажем специфику психологических методов коррекции (психокоррекции) социально-педагогической запущенности детей. Они классифицируются по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать, представляя эти методы.
К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта, методы систематической десенсибилизации и методы терапии средствами искусства. Такое построение методов обусловлено выявленными в ходе исследования особенностями детей.
Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позиционных ролей и статусного перемещения детей.
Психокоррекция нарушения игровой деятельности запущенных дошкольников и соответствующих им недостатков в развитии свойств субъекта деятельности имеет общие с коррекцией свойств субъекта общения методы. Это связано прежде всего с тем, что детская игра носит спонтанный характер, а игровые и реальные отношения детей тесно переплетены.
К специфическим методам психокоррекции можно лишь условно отнести метод замещения реального партнера сказочным, воображаемым с приданием ему различного статуса, методы коллективного сюжетосложения, демонстрации групповой поддержки, предвосхищения ребенком школьной жизни.
В числе методов психологической коррекции нарушений учебной деятельности, связанных с социально-педагогической запущенностью, восстановлением ребенка как субъекта учебной деятельности, можно рассматривать метод снижения значимости учителя в ситуации урока, метод снижения силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы десенсибилизации к оцениванию, формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.
Нарушения развития самосознания запущенного ребенка, безусловно, требуют психологической коррекции, методы которой были разработаны В.С. Мухиной и ее сотрудниками. Мы полагаем, что многие из них приемлемы и в случае социально-педагогической запущенности: психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Мы дополнили эту группу методом самовнушения ребенка, подкрепляемого персонификацией «я хочу», «я могу», «я буду».
Важную роль методы психологической коррекции играют в общении психолога с родителями социально и педагогически запущенных детей и их педагогами.
Принцип параллельного психокоррекционного воздействия требует точного представления о сферах применения и предмете коррекции, когда речь идет о воспитательном микросоциуме запущенного ребенка.
В отношении той и другой групп воспитателей (родителей и педагогов) могут быть использованы методы релаксации, эмоциональной децентрации, интроспекции, идентификации с ребенком, расширения средств самовыражения, эмпатического слушания, социальной рефлексии, моделирования поведения, позитивного восприятия детей. Названные методы помогут снять чувство вины, личностную тревожность педагогов и родителей, будут способствовать преодолению их эмоциональной холодности, авторитарности, принятию запущенного ребенка.
Такие специальные психологические методы коррекции, как пробы на совместную деятельность с детьми, обучающий эксперимент, анализ детско-родительских проблем, вербализация чувств ребенка по его поступку, семейная хроника, семейные воспоминания, семейная скульптура, повысят родительскую состоятельность, уровень их социального развития, повлияют на отношение к ребенку.
Наконец, для психокоррекционной работы с проблемами самих педагогов следует использовать методы стимулирования личностного роста в условиях тренинга, тренировки коммуникативных умений и навыков, рефлексивного поведения. Полезными будут методы обучения «Я»-высказываниям в педагогических ситуациях, ограничивающие обвинительные позиции педагога. Эмоциональная холодность, низкая эмпатия к детям могут преодолеваться с помощью метода эмоционального погружения средствами искусства и тренировки сензитивности.
Таким образом, основными принципами построения методов диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей следует признать принципы индивидуально-личностного, комплексного, системного и целостного подходов, принципы динамизма и деятельностного подхода, учета системного развития и интеграции психики, учета зоны актуального и ближайшего развития ребенка, которые обусловливают единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов и гуманизм их применения по отношению к запущенному ребенку.