III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению

Методика оргдиалога, разработанная А.Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения (В. К. Дьяченко). Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов и их качественное усвоение студентами. Эта технология и ее современная модификация превращают обучаемого из пассивного слушателя в субъект учения, который высказывает свое мнение, реферирует текст, мыслит и обучает других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим (1–3 страницы) и которые объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелым и скучным занятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.

Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и содержит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3 – 4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим, слушать и понимать другого, коллективно работать; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого. Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления.

АЛГОРИТМ ОРГДИАЛОГА

I этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Формулирование правил общения по тексту.

II этап. Обмен информацией и взаимообучение в микрогруппах. Обсуждение правил общения.

III этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения.

IV этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, предложенных группой, с авторским вариантом.

V этап. Запись правил в личных дневниках.

Контрольные вопросы

1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога?

2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста?

3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой парадигме профессиональной консультации?

Темы для семинарских занятий

1. Старшеклассник как объект психологической помощи.

2. Методика психологической помощи старшеклассникам.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи.

2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.

3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1996.

2. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «лидерство» в школе. – Архангельск, 1995.

3. Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. – М., 1997.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.

5. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М., 1990.

6. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.

7. Пряжников И. С. Подростковая профконсультация: В поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. – 1996. – № 1.

8. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.

9. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1995.

Наши рекомендации