III. 1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками
Игровая коррекция поведения является формой групповой психотерапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии (А.И. Захаров). Как самостоятельный метод она выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые тесно связаны между собой и реализуются как в спонтанной, так и направленной игре. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, детской тревожности, страхах, нарушениях общения, неврозах, аутизме у детей.
Основная цель игровой психокоррекции – создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, перестройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции общего хода развития и воссоздания полноценных обновленных контактов ребенка с миром.
В процессе игровой психокоррекции решаются следующие конкретные задачи:
актуализация у ребенка новых форм переживаний;
воспитание позитивных чувств по отношению к окружающим;
формирование адекватного отношения к самому себе и другим;
развитие самосознания, повышение уверенности в себе;
обогащение приемов общения;
отработка новых видов игровой и других видов деятельности.
Основные принципы игровой психокоррекции:
специфичность обстановки. Ребенок попадает в несколько необычную для него обстановку: все, что окружает ребенка, поступает в его полное распоряжение. Он может играть любыми игрушками или не играть вообще, брать любые заинтересовавшие его вещи, не испытывая никаких ограничений. Нормативы, ограничивающие выбор ребенка, отсутствуют. Инициатива принадлежит ребенку;
специфичность контакта. Чтобы включить в действие механизм перестройки поведения ребенка, следует изменить условия, т. е. вывести его из той среды, в которой у него появились нежелательные формы поведения. Это разрушает старые стереотипы поведения и ставит ребенка перед необходимостью поиска новых способов реагирования. Ребенок попадает в ситуацию, где не действуют старые нормы жизни. Он получает свободу вести себя так, как он хочет;
безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «выплеснуть» наружу свои внутренние, глубоко личные проблемы. Ему необходимы эмоциональное тепло и поддержка, которые являются условиями успешной работы. Этому служат различные средства невербальной коммуникации: улыбка, поглаживание, физический контакт, постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка;
минимальное количество ограничений. Ребенку предоставляется максимальная свобода действий. Ограничений крайне мало: строго регламентированное время продолжения игрового занятия, запрещение покидать пределы игровой комнаты до конца занятия, запрещение физических воздействий в тяжелой форме. Кроме того, не разрешается уносить с собой какие-либо игрушки из игровой комнаты. Необходимо также воздерживаться от нормативной оценки ребенка, как положительной, так и негативной;
активность самого ребенка. Одного лишь изменения условий недостаточно для получения ожидаемого эффекта: важен психотерапевтический контакт. Недопустимы навязчивое оказание помощи и принуждение. Нужно побуждать внутренние силы ребенка, подчеркивать его самостоятельность, умение самому справляться со стоящими перед ним проблемами. Не следует торопить ребенка, но необходимо поощрять всякое проявление его активности. Опора на все сильное и позитивное в личности ребенка -важнейшее условие эффективности психотерапии.
Процесс и этапы психокоррекции.Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий, или фаз (А. С. Спиваковская). Для детской группы характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:
диагностическая – выявляются особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции;
создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными.
Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, разрешаются многие внутренние конфликты, которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм – протест, направленный против психолога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и к партнерам по игре.
На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.
I этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы:
невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.
II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога становится более активной. Приемы:
интерпретация; отражение;
демонстрация более адекватных способов поведения; внушение;
создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия;
использование специальных игр.
III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.
Структура психокоррекционного занятия.Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Главный акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей психолога и заинтересованности детей.
I этап. Разминка.
Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этих задач выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.
II этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др.), связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
III эта п. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Задача – выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
IV этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения заданного образа. Задачи – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
V этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Задачи - снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.