II.3.4. Методика индивидуального консультирования
Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, предмет и методы психологического консультирования. Если оно направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педагогическое назначение, то основным методом индивидуального консультирования является интервью.Психолог исходит из заказа клиента. Предметом взаимодействия психолога и клиента становится внутренний мир клиента, а темой взаимодействия – модальности его внутреннего мира. Цель интервью – изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.
Тема задается клиентом, а ход интервью определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы – основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:
1) структурирование, достижение взаимопонимания;
2) сбор информации о клиенте;
3) определение темы, выход на желаемый результат;
4) выработка альтернативных решений, условий для их выбора;
5) усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни.
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования(по Г. С. Абрамовой)
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | |||||
Консультируемый | Консультант | |||||
Подготовка | Фиксация затруднения, попытки его разрешения (самостоятельно или с помощью других) Решение обратиться к психологу | Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов) Выбор времени, подготовка места | ||||
Установление контакта и построение доверительного диалога | Возникновение доверия Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы | Достижение согласованной позиции Распределение ролей Поддержание доверительного диалога | ||||
Исследование ситуации | Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения | Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) Выделение и анализ предмета работы Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики Выделение «плацдарма» основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения | ||||
Постановка цели | Формулирование желаемого результата, его уточнение и обоснование | Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели | ||||
Поиск решений | Выработка (усвоение) новых позиций, отношений способов, их оценка с точки зрения реалистичности и приемлемости | Помощь в организации поиска решения Активизация консультируемого, влияние на его позицию | ||||
Подведение итогов | Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов | Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов Выход из контакта | ||||
Первый шаг – психолог вступает в контакт, устанавливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы.
Второй шаг - происходит сбор информации о клиенте, определяется суть его проблемы, психолог выдвигает предположение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, он ориентируется на высказывания клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза. Каждая гипотеза – попытка консультанта понять ситуацию клиента. Она основывается на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента.
Третий шаг (осознание желаемого результата) связан с инсайтом клиента. Психолог опирается на потенциальные возможности консультируемого; тогда переживаемые клиентом ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.
Четвертый шаг (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск путей преодоления ригидности поведения и создание условий для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.
Вид директивы | Содержание директивы | ||
Конкретные желания Парадоксальная инструкция Фантазии Ролевое указание Гештальтметод «горячего кресла» Гештальтневербальное поведение Свободные ассоциации Переоценка (концентрация Гендлина) Релаксация Систематическое снятие напряжения | Я предлагаю вам следующее... Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд. Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу. . . А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей. Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле... Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорите другой. Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства. Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой. Закройте глаза и плывите... Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией. | ||
Языковые замены Принятие чувств, эмоциональный «потоп» Медитация Гипнотический транс Дневник Письмо психолога к клиенту Личный кодекс поведения Введение юридических норм отношений Обсуждение ролевых ограничений | Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно». Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним. Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за... Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление. В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи... Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия текста на жизнь клиента. Составьте для себя жизненные правила и следуйте им. Ваша ответственность регламентируется... Ваше право состоит в... Как учитель, вы...; как отец, вы...; как мать, вы... | ||
Пятый шаг– обобщение результатов взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С. Абрамова):
1) варианты решения (появились направления развития клиента и у вас, и у клиента);
2) творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения);
3) целенаправленное воздействие на клиента (вы результативно влияете на клиента);
4) индивидуальная и культурная эмпатия (вы прониклись эмпатией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента);
5) навыки наблюдения за клиентом (вы понимали его вербальный и невербальный язык);
6) взаимодействие «среда – личность» (вы помогли клиенту осознать и перестроить отношения в этой системе);
7) интеграция мотивов (вы логично, системно и эффективно использовали разнообразные методы интервью; ваш клиент заявляет: «Я стал другим»).
Многие психологи используют методику четырехфазной консультативной беседы (Ю.Е. Алешина).
На первой фазе психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает контакт и осуществляет самопредставление, раскрывает свои возможности, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию (если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах и т.д.).
На второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает услышанное. На этой фазе уточняются гипотезы психолога – через конкретные вопросы, анализ гипотетических ситуаций. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся.
На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом, приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур.
Четвертая фаза подводит итоги консультационной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с клиентом.
Технология беседы как основного метода психологического консультирования базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом (Ю. Е. Алешина):
1. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации, по возможности краткие и редкие).
2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов).
3. Краткость и точность высказываний консультанта.
4. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа):
а) логический (для понимания мотивов);
б) эмоциональный (для понимания чувств).
Известна также методика восьмифазного психологического интервью,включающего 1) психологическую настройку психолога, 2) взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, 3) заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа, 4) исповедь клиента, 5) расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации, 6) совместную интерпретацию психологических проблем клиента, 7) формирование новой модели поведения, 8) оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает возможные меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Контрольные вопросы
1. Что такое психологическое консультирование как вид практической деятельности психолога?
2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?
3. На каком этапе консультирования у психолога может возникнуть следующее рефлексивное переживание:
– Что он пытается сказать?
- Надо проверить, правильно ли я понял.
- Такое в моей практике уже встречалось.
- Как же его остановить?
- Неужели я ему еще не надоел?
Темы семинарских занятий
1. Методологические основания психологического консультирования.
2. Возрастная периодизация развития – основа возрастно-психологического консультирования.
3. Методика индивидуального психологического консультирования.
Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры высказываний клиента, определяющие задачи взаимодействия с психологом.
2. Составьте банк определений профессии психолога, характеризующих его отношение к другому человеку.
3. Выбрав отрывок из психологической (художественной) литературы, перескажите его смысл для передачи другому человеку.
4. Составьте инструкцию по организации пространства консультативной беседы.
5. Напишите письмо психолога подростку 15 лет, который ненавидит людей.
Литература
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М., 1997.
2. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -М., 1996.
3. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 1993.
4. Бурменская Г. В., Карабанова О.А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. -М., 1990.
5. Мэй Р. Искусство психологической консультации / Пер. с англ. - М., 1994.
6. Психологическое консультирование в школе: Хрестоматия / Сост. Н.В. Коптева. - Пермь, 1993.
7. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1989.
Глава 4. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Сущность и принципы психологической коррекции. – Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками. – Специфика и особенности психокоррекционного процесса. – Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.