Агрессивность, конфликтность
Данная группа выпускников отличается высокой конфликтностью и трудностями в общении с окружающими, а также вспыльчивостью, раздражительностью, стремлением во что бы то ни стало настоять на своем. Они редко испытывают чувство вины, раскаяния. Иногда они могут производить впечатление людей раскованных и независимых, хотя на самом деле характеризуются высокой зависимостью от других и желанием самоутвердиться.
Невротизация
Последняя группа выпускников характеризуется искаженной системой отношений к себе и другим. Они легко теряются, расстраиваются по незначительному поводу, высокотревожны. Они не уверены в своих силах и возможностях, часто комплексуют, склонны к самообвинению. У таких школьников часто меняется настроение, имеется тенденция к пониженному настроению. Психофизически они склонны к переутомлению, раздражительности. У них низкая работоспособность, они чаще болеют. Иногда у них может возникнуть потребность компенсаторного поведения (алкоголизация, аддиктивное поведение, патологические хобби-реакции).
Анализ социально значимых свойств выпускников школ позволяет сделать вывод о том, что 49,9 % из них являются социально зрелыми и 16,4% – лидирующими личностями, что свидетельствует об успешной социализации личности. 15,9 % – конформные личности, которые в большей степени адаптируются к внешним обстоятельствам, при этом не меняя последние и самих себя. Их социальное развитие затруднено и находится в зависимости от обстоятельств. Наконец, 2,7 % выпускников имеют те или иные признаки невротической, незрелой психологически личности, что чревато внутренними конфликтами, социальной дезадаптацией и психосоматическими заболеваниями. Необходима дифференцированная работа по психологическому сопровождению различных групп
учащихся: создание психолого-педагогических условий для самовыражения, самореализации каждой группы выпускников.
3. Анализ эмоционального состояния выпускников.
Значительное число выпускников школ характеризуются низким уровнем эмоциональной устойчивости, высокими показателями личностной тревожности, повышенным уровнем нервного напряжения, переутомления, снижением работоспособности, находятся в стрессовом состоянии.
Администрации, педагогическим коллективам школ, школьным психологам необходимо выявить причины создавшегося неблагоприятного эмоционального фона и совместными усилиями провести работу по его нормализации. Эти причины могут лежать в области педагогического общения, межличностных отношений между детьми, детско-родительских отношений; они могут быть обусловлены трудностями личностного и профессионального самоопределения выпускников; необоснованным повышением учебной нагрузки; нарушениями режима работы и отдыха; неэффективностью педагогических технологий и т.д.
Практическая психодиагностика не является самоцелью. Она проводится для того, чтобы личностно ориентированно, дифференцированно осуществлять психологическую поддержку и психологическое сопровождение развития личности. Поэтому она должна быть экономичной и носить гуманный и стимулирующий характер.
Контрольные вопросы
1. Какова разница между психодиагностикой как теоретической, экспериментальной наукой и практической деятельностью?
2. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и деонтологического подходов к психодиагностике?
3. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?
4. Каким образом осуществляется построение и проверка диагностической гипотезы?
5. Каковы задачи психодиагностического обследования детей и подростков?
6. Что такое психологический мониторинг и какова его технология?
Темы семинарских занятий
1. Психодиагностика как область практической деятельности психолога.
2. Школьная психодиагностика и ее специфика.
3.Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте инструкцию клиенту в ситуации экспертизы и ситуации психологической помощи.
2. Разработайте памятку по благоприятной прогностической информации о развитии ребенка (подростка, старшеклассника).
3. Проанализируйте особенности восприятия ситуации психодиагностики клиентом после проведения тестирования.
Литература
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М., 1997.
2. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
3. Гуревич Г. М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.
5. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.
6. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.