II.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностики
Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен в терминах построения и проверки соответствующей гипотезы, получения определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Так, например, Ю.З. Гильбух следующим образом раскрывает структуру данного процесса:
констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка;
осознание возможных его причин;
анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине;
сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы;
проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и на ее место выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы.
Фиксация этого процесса может быть осуществлена в специальном документе – психодиагностограмме, где отражается путь выбора и проверки той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Другими словами, это процесс последовательного исключения других вероятных причин факта. Таким образом, психодиагностограмма представляет собой своеобразный алгоритм проверки гипотез.
ПРИМЕР ДИАГНОСТОГРАММЫ
Шаг 1.
Цель: проверка заключения учителя о наличии специфического отставания в изучении математики.
Предмет обследования: знания, умения и навыки отстающего ученика.
Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении.
Способ реализации: исключение альтернативы «а».
Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ребенком, наблюдение за работой на уроке, интервьюирование учителя.
Шаг 2.
Цель: определение специфического отставания в изучении математики.
Выводы: а) тип I; б) тип II.
Методы: наблюдение за характером работы ученика на уроках и в группе продленного дня, беседа с родителями о характере работы ученика над домашними заданиями, интервьюирование учителя.
Шаг 3.
Цель: выяснить причины отставания по типу I.
Возможные выводы: а) пониженный интерес к математике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности.
Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с родителями, наблюдение за учебной работой.
Подтверждение альтернативы «а» – переход к шагу 3-А.
Подтверждение альтернативы «б» – переход к шагу 3-Б.
Подтверждение альтернативы «в» – постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками.
Шаг 4.
Цель: выяснить причины отставания по типу II.
Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу.
Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетрадями по математике, классным журналом, наблюдение за работой ученика на уроках.
Подтверждение альтернативы «б» – постановка диагноза и переход к коррекционной работе.
Подтверждение альтернативы «а» – переход к шагу 4-А и т.д.
Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными о поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо дифференцировать норму от патологии.
Задачами психодиагностического обследования детей и подростковявляются:
1) изучение проявления отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования;
2) получение данных о динамике развития (продольные срезы), влиянии вида обучения, технологии, методов, микросоциального окружения на развитие и его перспективы;
3) исследование характера психического развития, его темпов;
4) исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Между ними существуют родственные связи. Например, основой психологических и дидактических тестов является анализ продуктов деятельности, многие из них предполагают проведение индивидуальной беседы и, конечно же, включают наблюдение за особенностями поведения испытуемых. Многие из указанных методов с успехом могут применяться в психодиагностической деятельности.
Обоснованный выбор методов,обеспечивающий эффективность психодиагностического исследования, предполагает:
а) учет поставленных задач;
б) выявление особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности;
в) соотношение различных взаимодополняющих друг друга методов;
г) валидность методик, т.е. точное соответствие инструмента исследуемому параметру;
д) получение дополнительной информации при нецелевом использовании других методов;
е) оптимальный подбор количества методов в соответствии с целью, возрастом и условиями;
ж) предъявление методик с учетом особенностей контакта и в возрастающей степени сложности.
Процедура психодиагностического исследованиявключает ряд этапов:
1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение.
2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.
3. Психодиагностический эксперимент:
Предъявление Наблюдение Анализ продуктов
инструкции психической деятельности
Выполнение Ведение Подготовка заключения,
экспериментальных протокола выводы
задач
Выводы психодиагностического исследованияиспользуются как в широком (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком плане (индивидуальная работа).
Работа психодиагноста требует в первую очередь знания методов и методик психологического исследования, хороших навыков их практического применения. Немаловажное значение имеют личностные особенности психолога и особенности его индивидуального профессионального стиля (Г.А. Абрамова).
Чтобы взаимодействие с клиентом было корректным, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми его участниками.
Практику-диагносту необходимо учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять последние с нормативами.
В отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, ему в каждой конкретной уникальной ситуации (даже если это ситуация массового обследования) надо решать этические и нравственные задачи взаимодействия с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации.