I.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
Общее представление о совместной деятельности.Деятельность группы рассматривается в науке как продукт взаимодействия, как конечный результат столкновений множества отдельных воль, как равнодействующая бесконечного количества «перекрещивающихся сил». В процессе этой деятельности преобразуется не только ее предмет, но и сама группа, индивиды, которые стремятся «реализовать, осуществить себя», «духовно творят друг друга».
В зависимости от того, какое объединение индивидов является субъектом деятельности, различают ее формы:
совокупная деятельность, субъект которой – статистическая совокупность людей;
действия людей в ходе группового контакта, субъект – любые случайные скопления;
собственно групповая деятельность, которая возникает в ходе объединения людей, испытывающих потребность в совместной, взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности и общении друг с другом.
Высшим уровнем развития групповой деятельности является коллективная деятельность, субъектом которой выступает коллектив. Таким образом, совместная деятельность для группы (коллектива) – одновременно и потребность, и фактор ее развития.
Выделяются следующие формы организации совместной деятельности:совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая (Л.И. Уманский) или непосредственно-коллективная, индивидуально-коллективная (А. А. Русалинова).
Совместная деятельность имеет структуру, аналогичную индивидуальной. Однако по своему психологическому содержанию она богаче, каждый ее участник вносит свой вклад в совместный опыт. В результате образуется «общий фонд информации», которым пользуется каждый (Б.Ф. Ломов).
В любой совместной деятельности обязательно есть взаимодействие между ее участниками. Поэтому в самом общем виде она может быть охарактеризована как субъект-объект-субъективное взаимодействие, где восприятие субъекта – участника деятельности – оказывается опосредованным его «местом» в осуществлении совместной деятельности, т.е. позицией по отношению к объекту деятельности.
Основные признаки совместной деятельности.А.Л. Журавлев рассматривает следующие признаки совместной деятельности (СД):
1) наличие общих целей для различных включенных в деятельность участников. СД, как и любая форма кооперации, вызывается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны или доступны лишь частично отдельному человеку. Как и всякая человеческая деятельность, СД становится целесообразной в том случае, когда заранее ставятся осознаваемые цели, а сам процесс СД подчинен их достижению;
2) участники СД кроме индивидуальных мотивов должны иметь побуждение работать вместе, т.е. должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать надындивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта);
3) необходимое разделение единого процесса достижения определенной общей цели деятельности на некоторые составляющие, т.е. на отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций (частей деятельности), и их распределение между участниками этого процесса. Такое распределение приводит к формированию функциональной- структуры. Оно не должно быть чисто случайным, характеризуется взаимным дополнением и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников СД;
4) объединением (или совмещением) индивидуальных деятельностей, понимаемым как образование целостности СД и приводящим к возникновению определяемых деятельностью взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками СД, порождается феномен совместности как особое качество деятельности группы;
5) согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников СД предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т.д.;
6) необходимость в управлении – потребность, внутренне присущая СД, – неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью которой является непосредственная направленность на участников СД, а через них – опосредованное воздействие на предмет совместного труда;
7) наличие единого конечного результата, общего для участников СД, которая и возникает для того, чтобы был достигнут этот результат (совокупный продукт) или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно. Соотнесение единого конечного результата с общими целями СД позволяет определять ее целенаправленность, с общими затратами – ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами -индивидуальные вклады участников в СД;
8) единое пространство временного функционирования участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых условий осуществления СД.