Лекция 5. СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЛОГА

5.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК, СВЯЗАННЫХ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Практический психолог помогает клиенту самора­скрыться, решить жизненные проблемы, приобрести ком­муникативные навыки, необходимые в повседневной жизни. Есть еще одна область, в которой работает прак­тический психолог - помощь в преодолении психоэмо­циональных нагрузок. Причем проблема психоэмоцио­нальных нагрузок одинаково значима как для клиента, так и для самого психолога.

В этой главе мы попытаемся проанализировать при­чины возникновения психоэмоциональных перегрузок как следствия профессиональной деятельности практи­ческого психолога и способы их снятия.

Основная причина, по которой возникают негативные психические состояния у психолога в результате его работы, на наш взгляд, - низкий профессионализм. На­чинать профессиональное совершенство психологу не­обходимо с личностного роста.

В самом деле, трудно представить себе, как «профес­сионал в области душевного здоровья», коим по праву считается психолог, может помогать другим людям ре­шать их проблемы, если сам он полон тех же проблем. Каким бы множеством методик и приемов ни владел психолог, он должен прежде всего выступать примером психологического здоровья и зрелости для своих кли­ентов. В противном случае все его рекомендации будут выглядеть сомнительно, что может дискредитировать в глазах клиента не только самого психолога, но и психо­логию в целом. К тому же, психолог, не проработавший данную проблему у себя, не в состоянии работать над той же проблемой у клиента.

Поэтому личностный рост психолога является зало­гом его психологического, этического и духовного здо­ровья.

Начинать работу над собой нужно с самодиагности­ки. Думается, что выявить негативные черты своего ха­рактера не составит труда для психолога. А вот уже бороться с ними психологу будет так же сложно, как и человеку любой другой профессии, потому что психолог тоже человек. А для любого человека какие-либо изме­нения всегда болезненны. Поэтому ситуация дискомфор­та неизбежна в процессе личностного роста.

Если вы наконец-то решили, что вам пора «взрослеть», становиться более самостоятельным человеком, ощути­ли, необходимость стать самим собой, разрешить себе многое из того, что внутренне себе не дозволяли, этот ком­плекс психологических упражнений поможет вам.

Упражнение «Нет»

Если вам трудно говорить «нет», вы не хотите огор­чить, разочаровать, разозлить собеседника, вы должны научиться это делать. Вы имеете право на это. Говорите «Нет» спокойно и решительно, поверьте, что это воспри­нимается нормально.

Упражнение «Не-улыбка»

Улыбка - это прекрасно, но вас часто ловят на улыб­ку: улыбнулись, значит, сказали «да». Вам не всегда этого хочется.

Чтобы стать более свободным человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам.

Упражнение «Нестандартные поступки»

Вы слишком зависимы от мнения окружающих и живете не по уму, а по правилам. Разрешите себе разум­ные, но нестандартные поступки. Например, на автобус­ной остановке, если вам холодно, попрыгайте или сде­лайте зарядку. Поверьте, что никто не станет вас сты­дить, а может быть, даже никто и не обратит внимания на вас.

Упражнение «Губы»

Неодобрительные взгляды вы выдерживаете с трудом. Поэтому нужно тренировать свою психическую устой­чивость. На улице и в транспорте немного приподними­те верхнюю губу, обнажая десны и зубы. Разрешите себе быть неприятным.

Упражнение «Свобода отрицательных эмоций»

Вы боитесь огорчить окружающих, боитесь проявлять свои эмоции, особенно отрицательные, позвольте себе это сделать, вы имеете на это право.

Упражнение «Свобода голоса и мнений»

Говорите громко и отчетливо; чаще высказывайтесь уверенно.

Если вы скептик, боящийся новых связей и пережи­ваний, развивайте в себе смелость идти на новые кон­такты, быть более открытым. В этом помогут упраж­нения:

Упражнение «3апоминание лиц»

Выработайте в себе привычку запоминать лица окру­жающих людей. Посмотрели на человека, закрыли гла­за и представили его.

Не получилось - посмотрите на него снова и повто­рите «воспоминание» его лица.

Упражнение «Сопереживание»

В разговоре с собеседником постарайтесь не только внутренне слушать, но и внешне демонстрировать свою заинтересованность: не перехватывать инициативу, со­переживать, фразами реагировать на сказанное.

Наши рекомендации