Консультирование руководителя
Психологический климат, текучесть кадров, производительность труда, достижения коллектива напрямую зависят от деловых качеств руководителя. Поэтому психолог на производстве должен направить все силы на то, чтобы передать руководителю нужные ему психологические знания и сделать все возможное, чтобы эти знания стали действенным инструментом в работе руководителя. С этой целью и проводится консультирование руководителей разных уровней.
Работы М. Е. Литвака будут весьма полезны в качестве одного из возможных источников тех психологических знаний, которые необходимы каждому руководителю. (Последующая информация, приводимая в главе «Консультирование руководителя», взята из книг М. Е. Литвака «Командовать или подчиняться», «Секс в семье и на работе»).
Так, первое, что должен знать руководитель, это то, что человек идет в любую рабочую группу не для того, чтобы укрепить могущество фирмы, а для удовлетворения своих биологических и социальных потребностей. Человек должен удовлетворять четыре потребности: пищевую, оборонительную, сексуальную, чувство собственной значимости. Группа, в которой не удовлетворяются потребности ее членов, бессмысленна. В случае, когда работник осознает, что укрепление фирмы приведет к более полному удовлетворению его потребностей, он будет делать все возможное для укрепления фирмы. Призывать к энтузиазму нет никакого смысла, а в случае необходимости, например во сверхурочной работе, следует пообещать отгул или другой вид компенсации.
Любая рабочая группа (магазин, рекламное агентство, отделение больницы и т. д.) обычно разделена на более мелкие подгруппы. Официально рабочая группа делится на подгруппы: отделы, посты, параллели. Но в любом коллективе обязательно есть и неформальные группы. Их обычно три. Первая – карьеристская, вторая – культурно-развлекательная, третья – алкогольная.
В состав первой группы входят люди, которым необходим профессиональный рост и продвижение по службе. Члены этой группы хорошо работают, постоянно повышают свою квалификацию. Руководителю с ними и просто и сложно: просто такому руководителю, который сам профессионально и личностно растет, трудно тому, кто остановился в росте.
В культурно-развлекательную группу входят лица, остановившиеся в профессиональном росте. Они имеют основные интересы на стороне (домашнее хозяйство, спорт, хобби и т. д.). Свои обязанности они выполняют, но, как говорится, на работе не горят, поскольку вся энергия расходуется на увлечения и хобби, а не на производство. Члены этой группы на производстве занимаются распространением сплетен.
В алкогольную группу входят сотрудники, интересы которых сосредоточены на употреблении спиртных напитков.
Руководителю, имеющему представление о том, к какой группе относится сотрудник, будет легче определить способ воздействия на него. Наиболее нежелательны сотрудники, относящиеся к третьей группе. Позиция в работе с подобными людьми должна быть жесткой: договор, исключающий возможность пребывания в коллективе в случае появления на работе в нетрезвом состоянии. Отношения между руководителем и членом алкогольной группы должно идти по линии Взрослый – Взрослый. В случае же, когда сотрудник просит прощение, дает слово, что пьянство больше не повторится, его прощают – все это повторяется вновь и вновь. И это закономерно, так как общение идет по линии Родитель - Дитя. Выходом может стать только непримиримая позиция руководства и выведение отношений на уровень общения Взрослый – Взрослый.
И еще один важный для руководителя момент: хвалить подчиненного следует при всех, а ругать – один на один. Когда начальник при всех ругает сотрудника, тем самым он настраивает коллектив против себя, т.к. в данном случае действует прием идентификации.
Пример:
- Вы почему сегодня опоздали? - при всех грозно спрашивает руководитель.
- Транспорт плохо ходил,- следует ответ подчиненного.
«Хорошо ему на персональной машине», - думает коллектив.
Этот же прием идентификации поможет сплотить коллектив в случае принародной похвалы руководителем одного из членов коллектива.
Основная задача практического психолога в работе с руководителем - это помощь в осознании того, что все реформы на производстве нужно начинать с самого себя. Это единственный способ работать лучше и результативнее.
В заключении обратимся к некоторым рекомендациям руководителю по созданию условий творческой работы коллектива (информация взята из работы Юджина Р. Сто один путь по повышению творческого потенциала ваших работников. М., 1991).
1. Возьмите на себя ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись творчество и инициатива.
2. Будьте изобретательны. Постоянно ищите новые формы организации труда.
3. Постарайтесь выявить и избавиться от тех норм и правил, которые душат и ограничивают инициативу подчиненных.
4. Формулируйте новые задачи четко, понятно, наглядно.
5. Не занимайтесь мелочной опекой работников, дайте им самостоятельности в их собственной работе.
6. Помните, что творческая атмосфера не появляется сама собой, ее необходимо взращивать.
Конфликты в коллективе
С точки зрения психолога конфликтная ситуация возникает из-за страстного желания каждого человека (осознаваемого или неосознаваемого) управлять другими людьми, тем более что человек пытается это делать из благих намерений. Однако это желание сталкиваётся с аналогичным со стороны другого человека. Так возникает конфликт.
Конфликт опасен для жизнедеятельности производственного коллектива, т. к. он нарушает общность связывающих коллектив целей, согласованность действий.
В соответствии с классификацией Л. Кроузера, конфликты могут быть предметными и беспредметными.
Предметные или реалистические конфликты имеют своей целью достижение определенного результата, вызваны они неудовлетворенностью требований участников конфликта или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические или беспредметные конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, недовольства, т. е. конфликт становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Основные типы конфликтов
Внутриличностный конфликт
Участниками конфликта являются не люди, а различные составляющие внутреннего мира личности (Родитель, Взрослый, Ребенок).
Межличностный конфликт
В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба людей за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, рабочую силу и т. д. Конфликты могут возникнуть между руководителем и подчиненным при несовпадении интересов или отсутствии понимания требований одного к другому.