Индивидуальное консультирование клиентов, испытывающих стресс, связанный с потерей работы
Следующая причина обращения за психологической помощью – стресс, связанный с потерей работы.
Это одна из наиболее серьезных потерь, которые испытывает человек. Испытывает – и ломается, или испытывает – и выходит из этого более сильным. И даже преуспевающим. 3адача психолога – помочь клиенту пойти по второму сценарию.
Оставшись без работы, человек проходит через три стадии переживаний.
Первую можно охарактеризовать как оцепенение. Проявляется оно в нежелании признать очевидное. Срабатывает защитный механизм: человек вытесняет из сознания негативную информацию. Клиенту нужно помочь ускорить эту стадию. Дело в том, что чем дольше отрезок бездеятельности, тем сложнее потом входить в рабочий режим: человек теряет навыки, снижается уверенность в себе. Многие исследования показывают, что потерявших работу не оставляет мысль о том, что они неудачники. Хотя многое зависит от характера и темперамента. Оцепенение особенно неплодотворно, если оно наступает в период предупреждения об увольнении: человек просто надеется на чудо, которое спасет его. Это пустая трата времени, плодотворнее было бы в это время что-то искать, готовить резюме.
Вторую стадию, которую неизбежно проходит лишившийся работы человек, можно назвать стадией смешанных чувств. Это и злость, и печаль, и страх. Одно чувство сменяет другое. Этот период опасен тем, что у безработного может возникнуть тяга к алкоголю, а также возможны суицидальные мысли. Правда, проблема алкоголизма больше мужская, чем женская. Женщины склонны искать утешение в еде. Это прямой путь к булимии. Психолог в подобной ситуации может порекомендовать избавляться от негативных эмоций другими методами. Пусть это будет поход в спортивный зал, поездка с семьей за город, просмотр кинокомедий, творчество, хобби.
В процессе консультации психолог вместе с клиентом может проанализировать минусы и плюсы безработицы. Так, с утратой работы человек теряет:
· материальный источник существования;
· социальные связи и контакты;
· четко организованный режим жизни;
· социальный статус;
· прежний способ самореализации.
А теперь – о плюсах: у человека, временно не работающего, наконец-то появилась возможность самостоятельно организовывать свою жизнь, а не жить по расписанию учреждения, где работал; теперь можно освободиться от иерархической зависимости; поддерживать прежние контакты, не опасаясь, что что-либо повредит карьере, а также теперь есть возможность посвятить больше времени хобби, которое может дать и заработок.
И, наконец, третья стадия – принятие ситуации. Когда клиент осознает, что жизнь этим увольнением не заканчивается, а возможно, только начинается. Даже если сразу не удается устроиться на желаемую работу, то клиенту рекомендуется устроиться на временную работу, а это – какие бы то ни были, а все равно деньги. Также это поддержит самооценку, а кроме того, временная работа иногда становится постоянной.
Одним словом, цель психологического консультирования: помочь клиенту осознать, что потеря работы – это неприятное событие в жизни, но не конец света, бывают вещи и пострашней.
Индивидуальное консультирование лиц,
Страдающих фобиями
Слово "фобия" в переводе с греческого означает "страх, ужас". Фобия отличается от обыкновенного страха тем, что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия – это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие – реже.
Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобйя), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи.
Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако все они – результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа психолога – найти причину страха, проанализировать его, изучить.
Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.
Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства.
Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией.
Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна.
Арахнофобия (боязнь пауков) и герпетофобия (боязнь змей) – явления очень распространенные. Причины этих фобий надо искать в раннем детстве, когда ребенок слышит от родителей непривлекательные истории об этих существах. Следует отметить, что герпетофобию испытывают, в основном, женщины. Фрейд объяснял это, исходя из значения символа змеи. 3меи символизируют фаллос, а по мнению Фрейда, женщины испытывают страх перед половым органом мужчины.
Фобию также следует разграничивать с отвращением. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, наоборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия.
Предлагаем схему быстрого лечения фобий. Этот метод был разработан Ричардом Бэндлером:
1. Попросить рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх, психологическую травму. Делать это следует побыстрее, чтобы излишне не травмировать психику пациента.
2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, какой-то колющий или режущий предмет, которого пациент опасается. Сразу же можно выяснить, как пациент воспринимает предмет и защищается от него. После проведения консультации можно будет дополнительно проверить, исчезла ли эта боязнь.
3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится.
4. Попросить клиента мысленно перенестись в кинобудку и посмотреть на себя, сидящего в зале.
5. Дать инструкцию пациенту:
"На экране – будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим страх событием, само событие, а затем "счастливый" конец – ведь вы остались живы!).
Вы не должны смотреть на экран, ведь вы и так знаете, что там будет происходить!
Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т. д.).
Когда вы увидите по поведению сидящего в зале своего двойника, что фильм закончился, остановите последний кадр на экране".
6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стопкадр на экране. Он сразу станет цветным.
7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди будут двигаться в обратную сторону, спиной вперед). Фильм может сопровождаться музыкой. 3акончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления).
После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, перенесения в кинобудку и т. д. Повторение не помешает!
8. После этого можно снова представить себе фобийную ситуацию и определить свое отношение к ней. Подумайте о страхе ограбления. Изменилось ли что-то в вашем состоянии? Если страх исчез – все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что пациент не понял, что неправильно сделал.
9. Можно дополнительно проверить лечебный эффект на ситуации с колюще-режущим предметом в комнате. Страх должен исчезнуть или значительно уменьшиться.
Очень силен в человеке так называемый ночной страх. Первые, кто приходит на ум при беседе об этой фобии – это дети. Хотя не всегда эта детская болезнь проходит.
В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистенциальной терапии, НЛП.
Наиболее известной методикой работы с фобическими реакциями является НЛП, техника диссоциации. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых способов поведения.
Предлагаем пример коррекции фобии темноты у подростка. (Пример взят из статьи Барабаш П. И. "Методика работы с фобией у детей".)
Женщина обратилась с просьбой помочь мальчику 10 лет, по ее рассказу, мальчик боялся темноты с 4-х лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Работа психолога с мальчиком проходила в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице было уже темно. Далее приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями, включая элементы установления раппорта.
- Привет! Как тебя зовут?
- Петя.
- Петя, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит?
- Я боюсь.
- Петя, а чего ты боишься?
- Темноты.
Психолог прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх.
- А что бы ты хотел ощущать, когда выходишь на улицу?
- Не бояться.
Это – цель, но она сформулирована через отрицание, поэтому необходимо уточнить.
- Не бояться чего?
- Темноты.
- 3ачем тебе это надо?
- Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку, рыбачить рано утром.
Цель сформулирована позитивно, можно идти далее. Теперь имеет смысл поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится.
- Петя, а как ты знаешь, что ты боишься?
- Просто знаю.
- А где ты испытываешь страх? Может быть, в пятке, или в животе?
- Не знаю.
- Где прячется твой страх?
- Не знаю.
- А хотелось бы тебе узнать?
-Да!
- Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке.
Петя выходит на улицу и быстро возвращается. У него наблюдается напряжение во всем теле, асимметричная поза, цвет лица бледный, губы слегка дрожат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиология подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте.
- Мой страх находится здесь, – говорит он, показывая на грудь.
- Ладно, садись. На какие отметки ты учишься в школе?
- На "4" и "5".
- А что у тебя по рисованию?
- Пять.
- Это самая высокая оценка?
-Да.
- А на сколько баллов ты оценишь свой страх?
- Я не знаю.
- Ну, тогда выйди на улицу, узнай.
- На все пять баллов, – отвечает он, вернувшись.
- Точно?
- Сейчас схожу, еще раз проверю.
- Точно на пять, – подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра.
- Хорошо, садись вот сюда. Удобно? Расслабься и усаживайся поудобнее. Петя, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом, чтобы он позволил тебе ходить по темноте на речку?
- Хотел бы.
- Петя, спроси Страх, хочет он с тобой поговорить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонечко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе "да". 3акрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет "да"; или станет слабее, когда будет говорить "нет". И кивни мне, когда он скажет "да".
В данном случае психолог договаривается о сигналах доступа.
- Да, – кивает головой.
- Хорошо, Петя. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить.
Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил.
- Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страх, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим?
- Он хочет, чтобы я спотыкался, падал, больно ударялся.
Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы.
- Ой, как интересно. Поблагодари Страх за честный ответ и спроси его – а зачем ему это нужно, чтобы ты падал?
- Тогда я не буду нравиться девочкам.
- Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится и спроси его, а зачем ему нужно, чтобы ты не нравился девочкам?
- Тогда я не уйду из семьи (фобия сформировалась, скорее всего, из-за неудачного объяснения мальчику причины ухода отца из семьи).
- Скажи ему спасибо. Спроси Страх, а если ты не уйдешь из семьи, то что будет?
- Я буду хорошим человеком.
Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться.
- А, так Страх хочет, чтобы ты был хорошим человеком. Это же здорово. Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему: "Спасибо тебе за то, что ты обо мне заботишься". Он настоящий друг. И спроси его, – он хотел бы, чтобы ты называл его теперь другом? Да или нет?
- Да, он хочет, чтобы я называл его Другом.
- Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться темноты. И спроси, хотел бы Друг научиться помогать тебе еще и другим способом быть хорошим человеком.
Часть готова к изменениям, готова обучиться новым способам поведения, осталось ее научить.
- Да, хотел бы научиться.
- Конечно, он же настоящий Друг. У тебя много хороших друзей. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь?
- Хотел бы.
- Скажи ему спасибо. Как ты будешь его называть?
- Его зовут Учитель.
Теперь мы идентифицировали еще одну часть личности. И мы можем организовать между двумя частями вполне определенную и полезную коммуникацию, целью которой будет обучить Друга с помощью Учителя.
- Петя, попроси теперь друга сообщить Учителю, что он хочет, чтобы ты был хорошим человеком. И пусть Учитель начнет сообщать Другу множество всевозможных способов, как ты можешь стать хорошим человеком. Может быть, еще лучше, чем прежде. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе "да", и ты будешь мне легонечко кивать головой.
Кивает через некоторые промежутки три раза.
- Поблагодари учителя, он хорошо справился со своей работой. И спроси друга: "Друг, тебе нравятся эти новые способы поведения, да или нет?".
Кивает головой.
- Спроси Друга: "Друг, ты согласен приступить к новым способам поведения уже прямо сейчас?"
Кивает головой.
- Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому.
Кивает головой.
- А теперь сходи на улицу и принеси мне ночную фиалку. Я хочу показать очень интересный фокус. И мне нужен этот цветок.
Петя вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Он вернулся через 9-10 минут и принес целый букетик цветов. Цвет кожи лица у него был розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела – симметричная.
- Петя, насколько баллов теперь ты боялся?
- Ну, наверное, на полбалла.
Такой ответ вполне устраивает, т. к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность. Консультирование заняло не более 40 минут по времени. В следующие дни мальчик ходил с ребятами на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные истории.
Возможной причиной фобии этого мальчика было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником", как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи и продолжалась почти четыре года.