Индивидуальное консультирование клиентов, испытывающих стресс, связанный с потерей работы

Следующая причина обращения за психологической помощью – стресс, связанный с потерей работы.

Это одна из наиболее серьезных потерь, которые ис­пытывает человек. Испытывает – и ломается, или ис­пытывает – и выходит из этого более сильным. И даже преуспевающим. 3адача психолога – помочь клиенту пойти по второму сценарию.

Оставшись без работы, человек проходит через три стадии переживаний.

Первую можно охарактеризовать как оцепенение. Проявляется оно в нежелании признать очевидное. Сра­батывает защитный механизм: человек вытесняет из сознания негативную информацию. Клиенту нужно по­мочь ускорить эту стадию. Дело в том, что чем дольше отрезок бездеятельности, тем сложнее потом входить в рабочий режим: человек теряет навыки, снижается уве­ренность в себе. Многие исследования показывают, что потерявших работу не оставляет мысль о том, что они неудачники. Хотя многое зависит от характера и темпе­рамента. Оцепенение особенно неплодотворно, если оно наступает в период предупреждения об увольнении: че­ловек просто надеется на чудо, которое спасет его. Это пустая трата времени, плодотворнее было бы в это вре­мя что-то искать, готовить резюме.

Вторую стадию, которую неизбежно проходит лишив­шийся работы человек, можно назвать стадией смешан­ных чувств. Это и злость, и печаль, и страх. Одно чувство сменяет другое. Этот период опасен тем, что у безработного может возникнуть тяга к алкоголю, а также воз­можны суицидальные мысли. Правда, проблема алкого­лизма больше мужская, чем женская. Женщины склон­ны искать утешение в еде. Это прямой путь к булимии. Психолог в подобной ситуации может порекомендовать избавляться от негативных эмоций другими методами. Пусть это будет поход в спортивный зал, поездка с семьей за город, просмотр кинокомедий, творчество, хобби.

В процессе консультации психолог вместе с клиен­том может проанализировать минусы и плюсы безрабо­тицы. Так, с утратой работы человек теряет:

· материальный источник существования;

· социальные связи и контакты;

· четко организованный режим жизни;

· социальный статус;

· прежний способ самореализации.

А теперь – о плюсах: у человека, временно не рабо­тающего, наконец-то появилась возможность самостоя­тельно организовывать свою жизнь, а не жить по распи­санию учреждения, где работал; теперь можно освобо­диться от иерархической зависимости; поддерживать прежние контакты, не опасаясь, что что-либо повредит карьере, а также теперь есть возможность посвятить боль­ше времени хобби, которое может дать и заработок.

И, наконец, третья стадия – принятие ситуации. Ког­да клиент осознает, что жизнь этим увольнением не за­канчивается, а возможно, только начинается. Даже если сразу не удается устроиться на желаемую работу, то клиенту рекомендуется устроиться на временную рабо­ту, а это – какие бы то ни были, а все равно деньги. Также это поддержит самооценку, а кроме того, времен­ная работа иногда становится постоянной.

Одним словом, цель психологического консультиро­вания: помочь клиенту осознать, что потеря работы – это неприятное событие в жизни, но не конец света, бы­вают вещи и пострашней.

Индивидуальное консультирование лиц,

Страдающих фобиями

Слово "фобия" в переводе с греческого означает "страх, ужас". Фобия отличается от обыкновенного страха тем, что в его основе лежит адекватная реакция на реаль­ную опасность, а фобия – это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается непри­язнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие – реже.

Существует боязнь острых предметов (аймофобия), бо­язнь высоты (гипсофобйя), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафо­бия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи.

Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако все они – результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа психолога – найти причину страха, проанализировать его, изучить.

Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от со­путствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.

Фобии возникают у человека с повышенным внимани­ем к собственной персоне, сосредоточенном на измене­ниях, происходящих в его душе и в физическом состоя­нии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблю­дается сердечная аритмия, повышается давление, уча­щается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства.

Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испы­тывают боязнь замкнутых пространств. Человек начи­нает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией.

Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из откры­того окна.

Арахнофобия (боязнь пауков) и герпетофобия (бо­язнь змей) – явления очень распространенные. Причи­ны этих фобий надо искать в раннем детстве, когда ре­бенок слышит от родителей непривлекательные исто­рии об этих существах. Следует отметить, что герпето­фобию испытывают, в основном, женщины. Фрейд объяс­нял это, исходя из значения символа змеи. 3меи символизируют фаллос, а по мнению Фрейда, женщины испы­тывают страх перед половым органом мужчины.

Фобию также следует разграничивать с отвращени­ем. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, на­оборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия.

Предлагаем схему быстрого лечения фобий. Этот метод был разработан Ричардом Бэндлером:

1. Попросить рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх, психологи­ческую травму. Делать это следует побыстрее, чтобы излишне не травмировать психику пациента.

2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, ка­кой-то колющий или режущий предмет, которого паци­ент опасается. Сразу же можно выяснить, как пациент воспринимает предмет и защищается от него. После проведения консультации можно будет дополнительно проверить, исчезла ли эта боязнь.

3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится.

4. Попросить клиента мысленно перенестись в кино­будку и посмотреть на себя, сидящего в зале.

5. Дать инструкцию пациенту:

"На экране – будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим страх событием, само событие, а затем "счастливый" конец – ведь вы остались живы!).

Вы не должны смотреть на экран, ведь вы и так зна­ете, что там будет происходить!

Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т. д.).

Когда вы увидите по поведению сидящего в зале сво­его двойника, что фильм закончился, остановите послед­ний кадр на экране".

6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стоп­кадр на экране. Он сразу станет цветным.

7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди бу­дут двигаться в обратную сторону, спиной вперед). Фильм может сопровождаться музыкой. 3акончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления).

После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, пере­несения в кинобудку и т. д. Повторение не помешает!

8. После этого можно снова представить себе фобий­ную ситуацию и определить свое отношение к ней. По­думайте о страхе ограбления. Изменилось ли что-то в вашем состоянии? Если страх исчез – все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что пациент не понял, что неправильно сделал.

9. Можно дополнительно проверить лечебный эф­фект на ситуации с колюще-режущим предметом в ком­нате. Страх должен исчезнуть или значительно умень­шиться.

Очень силен в человеке так называемый ночной страх. Первые, кто приходит на ум при беседе об этой фобии – это дети. Хотя не всегда эта детская болезнь проходит.

В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистен­циальной терапии, НЛП.

Наиболее известной методикой работы с фобически­ми реакциями является НЛП, техника диссоциации. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых спо­собов поведения.

Предлагаем пример коррекции фобии темноты у подростка. (Пример взят из статьи Барабаш П. И. "Методика работы с фобией у детей".)

Женщина обратилась с просьбой помочь мальчику 10 лет, по ее рассказу, мальчик боялся темноты с 4-х лет, спать мог только при включенном свете. До это­го женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Работа психолога с мальчиком проходила в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице было уже темно. Далее приводится последовательность действий, с небольшими сокраще­ниями, включая элементы установления раппорта.

- Привет! Как тебя зовут?

- Петя.

- Петя, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью, то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит?

- Я боюсь.

- Петя, а чего ты боишься?

- Темноты.

Психолог прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх.

- А что бы ты хотел ощущать, когда выходишь на улицу?

- Не бояться.

Это – цель, но она сформулирована через отрица­ние, поэтому необходимо уточнить.

- Не бояться чего?

- Темноты.

- 3ачем тебе это надо?

- Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку, рыбачить рано утром.

Цель сформулирована позитивно, можно идти да­лее. Теперь имеет смысл поговорить о способнос­тях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится.

- Петя, а как ты знаешь, что ты боишься?

- Просто знаю.

- А где ты испытываешь страх? Может быть, в пятке, или в животе?

- Не знаю.

- Где прячется твой страх?

- Не знаю.

- А хотелось бы тебе узнать?

-Да!

- Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке.

Петя выходит на улицу и быстро возвращается. У него наблюдается напряжение во всем теле, асим­метричная поза, цвет лица бледный, губы слегка дро­жат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиоло­гия подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте.

- Мой страх находится здесь, – говорит он, пока­зывая на грудь.

- Ладно, садись. На какие отметки ты учишься в школе?

- На "4" и "5".

- А что у тебя по рисованию?

- Пять.

- Это самая высокая оценка?

-Да.

- А на сколько баллов ты оценишь свой страх?

- Я не знаю.

- Ну, тогда выйди на улицу, узнай.

- На все пять баллов, – отвечает он, вернувшись.

- Точно?

- Сейчас схожу, еще раз проверю.

- Точно на пять, – подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра.

- Хорошо, садись вот сюда. Удобно? Расслабься и усаживайся поудобнее. Петя, а ты хотел бы погово­рить со своим Страхом, чтобы он позволил тебе хо­дить по темноте на речку?

- Хотел бы.

- Петя, спроси Страх, хочет он с тобой погово­рить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонеч­ко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе "да". 3акрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет "да"; или станет слабее, когда будет говорить "нет". И кивни мне, когда он скажет "да".

В данном случае психолог договаривается о сиг­налах доступа.

- Да, – кивает головой.

- Хорошо, Петя. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить.

Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил.

- Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страх, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим?

- Он хочет, чтобы я спотыкался, падал, больно ударялся.

Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ яв­ляется промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы.

- Ой, как интересно. Поблагодари Страх за чест­ный ответ и спроси его – а зачем ему это нужно, чтобы ты падал?

- Тогда я не буду нравиться девочкам.

- Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится и спроси его, а зачем ему нужно, чтобы ты не нра­вился девочкам?

- Тогда я не уйду из семьи (фобия сформирова­лась, скорее всего, из-за неудачного объяснения маль­чику причины ухода отца из семьи).

- Скажи ему спасибо. Спроси Страх, а если ты не уйдешь из семьи, то что будет?

- Я буду хорошим человеком.

Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться.

- А, так Страх хочет, чтобы ты был хорошим человеком. Это же здорово. Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему: "Спасибо тебе за то, что ты обо мне заботишься". Он настоящий друг. И спроси его, – он хотел бы, чтобы ты называл его теперь другом? Да или нет?

- Да, он хочет, чтобы я называл его Другом.

- Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться темноты. И спроси, хотел бы Друг научиться помогать тебе еще и другим способом быть хорошим человеком.

Часть готова к изменениям, готова обучиться но­вым способам поведения, осталось ее научить.

- Да, хотел бы научиться.

- Конечно, он же настоящий Друг. У тебя много хороших друзей. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь?

- Хотел бы.

- Скажи ему спасибо. Как ты будешь его назы­вать?

- Его зовут Учитель.

Теперь мы идентифицировали еще одну часть лич­ности. И мы можем организовать между двумя ча­стями вполне определенную и полезную коммуни­кацию, целью которой будет обучить Друга с помо­щью Учителя.

- Петя, попроси теперь друга сообщить Учителю, что он хочет, чтобы ты был хорошим человеком. И пусть Учитель начнет сообщать Другу множество всевозможных способов, как ты можешь стать хорошим человеком. Может быть, еще лучше, чем преж­де. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе "да", и ты будешь мне легонечко кивать головой.

Кивает через некоторые промежутки три раза.

- Поблагодари учителя, он хорошо справился со своей работой. И спроси друга: "Друг, тебе нравят­ся эти новые способы поведения, да или нет?".

Кивает головой.

- Спроси Друга: "Друг, ты согласен приступить к новым способам поведения уже прямо сейчас?"

Кивает головой.

- Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому.

Кивает головой.

- А теперь сходи на улицу и принеси мне ночную фиалку. Я хочу показать очень интересный фокус. И мне нужен этот цветок.

Петя вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Он вернулся через 9-10 минут и принес целый букетик цветов. Цвет кожи лица у него был розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела – симметричная.

- Петя, насколько баллов теперь ты боялся?

- Ну, наверное, на полбалла.

Такой ответ вполне устраивает, т. к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность. Консультирование заняло не более 40 минут по вре­мени. В следующие дни мальчик ходил с ребята­ми на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные ис­тории.

Возможной причиной фобии этого мальчика было не­удачное объяснение матери факта, почему отец не жи­вет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником", как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи и продолжалась почти четыре года.

Наши рекомендации