Связь психологии труда с другими науками

Психология труда изучает свой предмет, опираясь на тесные связи с другими направлениями психологической науки. Особен­но близкие контакты прослеживаются у нее с общей психологией. Психология труда опирается на теоретические концепции и поня­тийный аппарат общей психологии, использует некоторые методы ее исследования. Основную тематику своих исследований психо­логия труда черпает, безусловно, из конкретной практики, но, вместе с тем, она разрабатывает и целый ряд теоретических проблем, близких к общей психологии. Как справедливо считают многие отечественные ученые, психология труда давно уже пере­стала быть только специальной ветвью психологии, ее теоретиче­ские проблемы становятся и важнейшими проблемами общей психологии человека.

С социальной психологией и психологией управления психо­логию труда связывает необходимость разработки некоторых об­щих с этими научными направлениями проблем и вопросов (изу­чение межличностных взаимоотношений в малых группах и в производственных коллективах, психологической совместимости людей в различных видах труда, мотивации и стимулирования трудовой деятельности и т. д.). При решении задач профессио­нального обучения, подготовки детей и школьников к труду, изучении процесса формирования производственных умений и навыков психология труда взаимодействует также с педагогической и возрастной психологией.

В середине прошлого столетия из психологии труда выдели­лась в самостоятельное направление инженерная психология. Эта ветвь психологии возникла в условиях быстрого научно-технического прогресса, внедрения в производстве новой и но­вейшей техники, что привело к существенному изменению со­держания и структуры трудовой деятельности человека. Главным предметом инженерной психологии стала деятельность человека в различных системах управления (труд диспетчера, работа опера­тора за пультом управления и т. п.), а ее основной проблемой -изучение процессов информационного взаимодействия в системах «человек-техника». Естественно, что психология труда как наука, решающая традиционные задачи, и инженерная психология как научная дисциплина, направленная на изучение новых форм тру­да, тесно связаны между собой и дополняют друг друга.;

Близкие контакты связывают психологию труда с некоторы­ми науками медико-физиологического и технического профиля. Среди них следует особо выделить физиологию труда. Последняя изучает изменения функционального состояния организма под влиянием трудовой деятельности и дает физиологическое обосно­вание правильной организации труда с целью поддержания высо­кого уровня работоспособности человека. При решении многих проблем (рациональная организация рабочего места, обоснование оптимального режима труда и отдыха, исследование утомления, изучение физиологических механизмов восприятия и переработки информации, памяти, мышления и т. д.) психология и физиология труда постоянно взаимодействуют одна с другой. Их непосредст­венная связь наиболее ярко прослеживается при совместной раз­работке вопросов научной организации труда (НОТ). Не случайно в практической работе психолог нередко применяет некоторые методики, разработанные в физиологии труда, а физиолог - пси­хологические методики. Комплексное применение методического инструментария этих двух близких наук объясняется тем обстоя­тельством, что очень часто между психическими и физиологиче­скими функциями, обеспечивающими процесс труда, наблюдается тесная корреляция.

Близко соприкасается психология труда и с гигиеной труда, которая изучает окружающую производственную среду и влияние ее факторов (шума, освещенности, вибрации и т. д.) на организм и здоровье работающих. Совместно с гигиеной труда психология труда занимается психопрофилактикой и сохранением психиче­ского здоровья работающих, решает вопросы врачебно-трудовой экспертизы, оценивает профессиональную пригодность и опреде­ляет пути компенсации имеющихся физических и психических недостатков в процессе профессионального обучения и работы.

Поскольку сфера деятельности психологии труда - произ­водство, взаимодействие человека с орудиями труда и техникой, -она имеет определенные точки соприкосновения с техническимнормированием (определение необходимых затрат времени на производство единицы продукции, обоснование рационального темпа и ритма работы), технической эстетикой и дизайном (художественное оформление и проектирование производственной среды, орудий труда и промышленных изделий, придание им гармоничной формы и эстетических качеств), техникой безопасности и другими производственными и техническими дисциплинами.

И, наконец, психология труда тесно связана с эргономикой -комплексной наукой, которая занимается вопросами адаптации средств, орудий и условий труда к физиологическим и психическим возможностям человека. Эта наука предметом своего изуче­ния имеет системы типа «человек — машина - среда». Трудовой процесс рассматривается ею как системное, многофакторное об­разование, которое включает в себя психологические, физиологические, гигиенические, антропометрические и другие составляю­щие. Эргономика строится на использовании прикладных разде­лов психологии труда и инженерной психологии, антропологии, физиологии и гигиены труда, технической эстетики и других на­ук. Все они, включаясь в эргономику, не теряют своей специфики и позволяют реализовать комплексный подход к изучению про­цесса труда.

Творческое содружество и взаимодействие психологии тру­да со смежными науками не означает, что она утрачивает свой собственный предмет исследования, свою проблематику и мето­ды. В истории развития психологии труда были попытки подме­нить ее физиологией труда, социологией труда и т. д., но они не привели к положительным результатам. Во всех случаях - и в исследовательской работе, и в практической - психология труда должна сохранять свою специфику и решать, прежде всего, про­блемы, связанные с психологическим анализом трудовой деятель­ности человека и психологическими факторами повышения про­изводительности и эффективности труда.

Наши рекомендации