Письмо 2. (Написано и отправлено без помощи почты)

«Я признаю за тобой право на ошибку и на непра­вильные ошибки.

Я признаю за тобой право на тайную и личную жизнь, если эта тайна не угрожает твоей жизни.

Я признаю, что могу тебя неправильно понимать.

Я признаю за тобой право не любить меня, но ты не можешь отнять у меня мою любовь к тебе.

Я признаю за тобой право на личную жизнь, на мои интересы. Я признаю за тобой право отвечать за самого себя и готова прийти тебе на помощь в приня­тии ответственных решений.

Я признаю, что ты знаешь и умеешь что-то лучше, чем я, но и я умею и знаю другое, чем ты, — мы могли бы обменяться... (письмо не дописано, оно заканчива­ется многоточием и следующими словами из стихотво­рения известного в домашних кругах автора:)

Все в мире кончается, Кончится детство — Оставит мечты и Дороги в наследство, Мечты окрыляют, Дороги уводят, По ним улетают, Бывает, уходят, Но, чтобы уйти, Улететь и умчаться, Нам каждому надо С чего-то начаться... С рождения, с дома, С любимого взгляда, С прощения, просьбы, Весеннего сада, С разлуки, с успеха, С руки подающей, С надежды — с семьи

Моей, нашей, живущей

В той точке земли, где

Дороги родятся, где

Дивные сны подрастающим снятся...

глава 5. «Быть взрослым...»

(Из хроники взрослой жизни — отдельные выска­зывания очень разных людей о жизни вообще)

— Никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется;

— Я и хлеб ем, как пряник, — очень люблю жизнь;

— Вот, говорят, что надежда умирает последней, я думаю, что ее давно похоронил;

— Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто этого не сделает...

— Я почувствовал, что стал взрослым тогда, когда защитил мать от отца. Это было страшно, но я смог.

— Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала...

— Никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сер­дце защемило — жизнь-то проходит.

1994, Брест

Содержание

О «ВЕЧНЫХ» ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ 3

§ 1 Психологические проблемы методологического обоснования в психологии как науке 3

§ 2 «Данность» как методологическое понятие в современной психологии 11

§ 3 Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека 15

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

т •рввессинадыая деятедьивстьгв

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОTPACЛЬ

психологической науки 48

§ 1 Понятие о психологической информации и способах ее получения …. 49

§ 2 Модель профессиональной деятельности практического психолога …. 60

§ 3 Понятие о социальном заказе на работу практического психолога … 67

§ 4 Понятие о психологической задаче и психологической помощи …73

§ 5 Методические основы решения психологических задач 80

ПСИХОДИАГНОСТИКА 91

§ 1 Методологические основы получения психодиагностических данных 91

§ 2 Получение психологической информации в работе психодиагноста 96

§ 3 Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи 106

§ 4 Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической и социальной практике 119

§ 5 Критерии эффективности практической работы психодиагноста 125

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

§ 1 Методологические основы организации психологической коррекции 141

§ 2 Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции 152

§ 3 Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции 159

§ 4 Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога 176

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

§ 1 Методологические основы психологического консультирования 186

§ 2 Интервью как основной метод психологического консультирования 198

§ 3 Индивидуальное консультирование 213

§ 4 Групповое консультирование 225

психотЕРАпия______________mb

§ 1 Психотерапия как профессия психолога 240

§ 2 Основные методы психотерапевтического

воздействия 249

§ 3 Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии 263

§ 4 Групповая психотерапия 272

§ 5 Проблема показателей эффективности

психотерапевтической и консультационной работы практического психолога 283

ПТтТГПД

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1СИХ1Л1ГА С ДРЕДСТАНТЕИМИ СМЕЖ1ЫХ РИЕССИН______ZB2

§ 1 Учитель (педагог) и психолог 292

§ 2 Психолог и юридическая практика 296

§ 3 Врач и психолог 298

§ 4 Социальный работник и психолог 302

«СИХШГИЯ В МЕТАШОРАХ И ВБРАЗАХ_________Ш

•||И!ыи!ЯгЯ

Наши рекомендации