Письмо 2. (Написано и отправлено без помощи почты)
«Я признаю за тобой право на ошибку и на неправильные ошибки.
Я признаю за тобой право на тайную и личную жизнь, если эта тайна не угрожает твоей жизни.
Я признаю, что могу тебя неправильно понимать.
Я признаю за тобой право не любить меня, но ты не можешь отнять у меня мою любовь к тебе.
Я признаю за тобой право на личную жизнь, на мои интересы. Я признаю за тобой право отвечать за самого себя и готова прийти тебе на помощь в принятии ответственных решений.
Я признаю, что ты знаешь и умеешь что-то лучше, чем я, но и я умею и знаю другое, чем ты, — мы могли бы обменяться... (письмо не дописано, оно заканчивается многоточием и следующими словами из стихотворения известного в домашних кругах автора:)
Все в мире кончается, Кончится детство — Оставит мечты и Дороги в наследство, Мечты окрыляют, Дороги уводят, По ним улетают, Бывает, уходят, Но, чтобы уйти, Улететь и умчаться, Нам каждому надо С чего-то начаться... С рождения, с дома, С любимого взгляда, С прощения, просьбы, Весеннего сада, С разлуки, с успеха, С руки подающей, С надежды — с семьи
Моей, нашей, живущей
В той точке земли, где
Дороги родятся, где
Дивные сны подрастающим снятся...
глава 5. «Быть взрослым...»
(Из хроники взрослой жизни — отдельные высказывания очень разных людей о жизни вообще)
— Никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется;
— Я и хлеб ем, как пряник, — очень люблю жизнь;
— Вот, говорят, что надежда умирает последней, я думаю, что ее давно похоронил;
— Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто этого не сделает...
— Я почувствовал, что стал взрослым тогда, когда защитил мать от отца. Это было страшно, но я смог.
— Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала...
— Никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сердце защемило — жизнь-то проходит.
1994, Брест
Содержание
О «ВЕЧНЫХ» ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ 3
§ 1 Психологические проблемы методологического обоснования в психологии как науке 3
§ 2 «Данность» как методологическое понятие в современной психологии 11
§ 3 Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
т •рввессинадыая деятедьивстьгв
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОTPACЛЬ
психологической науки 48
§ 1 Понятие о психологической информации и способах ее получения …. 49
§ 2 Модель профессиональной деятельности практического психолога …. 60
§ 3 Понятие о социальном заказе на работу практического психолога … 67
§ 4 Понятие о психологической задаче и психологической помощи …73
§ 5 Методические основы решения психологических задач 80
ПСИХОДИАГНОСТИКА 91
§ 1 Методологические основы получения психодиагностических данных 91
§ 2 Получение психологической информации в работе психодиагноста 96
§ 3 Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи 106
§ 4 Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической и социальной практике 119
§ 5 Критерии эффективности практической работы психодиагноста 125
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
§ 1 Методологические основы организации психологической коррекции 141
§ 2 Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции 152
§ 3 Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции 159
§ 4 Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога 176
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
§ 1 Методологические основы психологического консультирования 186
§ 2 Интервью как основной метод психологического консультирования 198
§ 3 Индивидуальное консультирование 213
§ 4 Групповое консультирование 225
психотЕРАпия______________mb
§ 1 Психотерапия как профессия психолога 240
§ 2 Основные методы психотерапевтического
воздействия 249
§ 3 Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии 263
§ 4 Групповая психотерапия 272
§ 5 Проблема показателей эффективности
психотерапевтической и консультационной работы практического психолога 283
ПТтТГПД
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1СИХ1Л1ГА С ДРЕДСТАНТЕИМИ СМЕЖ1ЫХ РИЕССИН______ZB2
§ 1 Учитель (педагог) и психолог 292
§ 2 Психолог и юридическая практика 296
§ 3 Врач и психолог 298
§ 4 Социальный работник и психолог 302
«СИХШГИЯ В МЕТАШОРАХ И ВБРАЗАХ_________Ш
•||И!ыи!ЯгЯ