Профессиональная позиция психолога
ПОЗИЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ
i|ia mm ||е||ш||г«ч[сш шфиироиние?
ЗЕРКАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ПСЕВДОПОЗИЦИЯ
Чи такое пскшогичесш шсуширшяие?
Возможные ошибки в интервью и пути их профилактики
Ошибки | Профилактика |
1. Отсутствие личностного обращения к интервьюируемому. | 1. Четкое знакомство с названием имени, использование имени в ходе интервью. |
2. Поучения, очевидные и банальные советы. | 2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональных ограничений. |
3. Избыточная личная заинтересованность в содержании интервью. | 3. Освоение профессиональной позиции и профессиональной этики. |
4. Уход от профессионального взаимодействия в бытовое. | 4. Рефлексия на содержание профессиональной деятельности. |
5. Использование специальной, редко употребляемой в быту терминологии. | 5. Говорить простым, четким, литературным языком. |
6. Стремление интервьюера занять собой, своими лиными проблемами и высказываниями большую часть времени. | 6. Организация профессионального пространства, контроль за временем своих высказываний. |
7. Навязывание своего мнения нтервьюируемому. | 7. Контроль за соответствием задаче клиента. |
8. Эмоциональное воздействие через оценку качеств интервьюируемого. | 8. Безоценочное общение. |
9. Отсутствие четких целей интервью. | 9. Владение предметом интервью (топология предмета должна быть выстроена заранее). |
10. Уличение интервьюируемого в неискренности, стремление «поймать» его. | 10. Следование предмету интервью. |
11 Постоянные апелляции к мнению других людей. | 11. Цель интервью — мнение, проблема, внутренняя картина болезни и т. п,— в логике индивидуальной судьбы человека. |
12. Отказ от взаимовлияния людей в процессе интервью. | 12. Самоконтроль за профессиональным развитием. |
13*
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Задания на развитие профессиональных действий психолога по созданию ситуации взаимодействия с другим человеком
Цель: выделение основных тем в тексте для построения предмета взаимодействия. Алгоритм выполнения задания:
• выделение, обоснование единицы анализа текста на основе его понимания. В наших заданиях единицей анализа желательно считать понятие задач взаимодействия;
• отыскание индикаторов задач взаимодействия в тексте. Руководствоваться следует принципом конвенциальности и иметь отвагу применить субъективный принцип, основанный на обобщенной научной теории, определяющей про-, фессиональные действия психолога и его решения;
• статистическая обработка, пусть даже она выглядит каи примерный количественный подсчет преобладающих те1к взаимодействия.
Появление предмета профессионального взаимодействия выглядит как обозначение психологом психической реальности и ее свойств. Первоначально этс в самом обобщенном виде представлено для ситуаций профессионального взаимодействия как выделение тем другого человека, в которых проявляются особен-) ности психической реальности. Мы уже отмечали, чта при этом психическая реальность возникает и фик\
Wmwrn защши и птт ттч ттютшт тцкщтт______
сируется при появлении в индивидуальной жизни человека другого (чужих людей, близких или своего второго Я). Через воздействие на другого психическая реальность приобретает контуры, возникает переживание, обозначающее эту реальность. С этого переживания как узнавания темы другого начинается взаимодействие.
Тексты для выполнения упражнений: с 1—3 читаются индивидуально, про себя, смысловые единицы разных тем выписываются после прочтения всего текста в следующий протокол:
Текст 1
Тема 1 | Тема 2 | Тема п |
название темы | название темы | название темы |
кол-во единиц Текст 2 и т. д.
Смысловая единица анализа текста — слово или фраза. Тексты 1—3 взяты из книги Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Текст 1.
«Совсем недавно у меня впервые в жизни появилась внучка. Она живет на улице, где преступность принимает угрожающие размеры, в мире, где загрязненность воздуха, перенаселение и неустроенность лишают людей веры в будущее. Она только что научилась смеяться.
Когда я держу ее на руках — крохотный кулачок сжимает прядь моих волос, доверчивая теплая мордашка прижимается к моему лицу, — я вспоминаю своих собственных детей, ненадежную, хрупкую радость».
Текст 2.
«Простая вера помогает людям жить. Каждый наш шаг основан на вере — перейти мост, войти в лифт, сделать денежный вклад, поверить другу или влюбиться. Вера в то, что мир уцелеет, что жизнь обернется к нашим детям своей лучшей стороной.
Жена моего сына, как и многие другие современные женщины, не так встревожена. Она доверяет своим инстинктам. Не задумываясь, она естественно держит себя со своей дочерью, играет и разговаривает с нею Они неразлучны. Всякий раз, когда моя невестка отправляется за покупками, она пристегивает себе на спину, как маленький рюкзачок, свою дочку на холщовом стульчике и небрежно засовывает при этом, точно шариковую ручку, в карман револьвер со слезоточивым газом».
Текст 3.
«Когда моему сыну (отцу новорожденной) было четыре года, я впервые повела его в цирк. Мне не терпелось увидеть представление его глазами. Но у входа я совершила ошибку: я купила ему красный воздушный шар.
И во время грандиозного, захватывающего зрелища — великолепные слоны (подумать только, тридцать слонов!), акробаты, канатоходцы, выступавшие под барабанную дробь, — мой сын был поглощен своим воздушным шаром, не отрывал от него глаз.
— Джонатан, смотри, какие слоны! Видишь, как скачут на лошадях наездники. Сейчас из пушки вылетит дядя. Ну посмотри же вот туда.
Но красный воздушный шар, поскрипывающий в его потных маленьких ладонях, занимал и радовал его больше всего. Теперь, четверть века спустя, я думаю, что он был прав».
Тексты 4—6 анализируются следующим образом: экспериментатор читает вслух текст, а испытуемый должен выделить темы и их основные смысловые единицы на слух. Данные анализа испытуемым каждого текста экспериментатор заносит в протокол, аналогичный предыдущему. Кроме умения выделять семантические единицы, это задание позволяет развивать профессиональную память — основу активного слушания.
Текст 4.
Из В.В.Розанова:
«Мамаша всегда брала меня "за пенсией"... Это было два раза в год и единственными разами, когда она садилась на извозчика. Нельзя передать моего восторга. Сев раньше ее на пролетку, едва она усядется, я, подскакивая на сиденье, говорил:
щжтш wm и птт тш титшт шсрьтировзши____
— Едь, едь, извозчик!
— Поезжай, — скажет мамаша, и только тогда извозчик тронется ».
Текст 5.
Из Е. Замятина:
«Я жду у окна, гляжу на пустую, с купающимися в пыли курами улицу, и наконец едет наш тарантас: везут из гимназии отца; он — на нелепо высоком сиденье, с тростью, поставленной между колен. Я жду с замиранием сердца обеда — за обедом торжественно разворачиваю газету и читаю вслух огромные буквы: «Сын Отечества». Я уже знаю эту таинственную вещь — буквы. Мне года четыре».
Текст 6.
К. Станиславский, из книги «Моя жизнь в искусстве»:
«Я играл какой-то французский трехактный водевиль, действие которого происходило в уборной актрисы, за кулисами. Завитой, расфранченный, я влетел на сцену с громадным букетом. Влетел... и остолбенел. Передо мной в центральной главной ложе сидели отец, мать, старушки-гувернантки. А в последующих актах мне предстояли такие сцены, которые не могли быть пропущены строгой семейной цензурой. Я сразу одеревенел от конфуза и смущения. Вместо бойкого разбитного молодого человека у меня получился скромный воспитанный мальчик. Вернувшись домой, я не смел показаться на глаза домашним...»
Возможный образец выполнения задания. Текст из «Доктора Живаго» Б. Пастернака:
«Я плохая. Ты не знаешь меня, я когда-нибудь расскажу тебе. Мне трудно говорить, ты видишь, я захлебываюсь от слез, но брось, забудь меня, я тебя не стою».
Тема 1 «Какая я вообще9» | Тема 2 «Ты и я» | Тема 3 «Пожалей меня» | «Я не хочу тебя обманывать» |
плохая, брось, забудь, я, я, мне, меня, я,я | ты не знаешь меня; тебя,тебя | видишь, захлебываюсь от слез | тебя не стою |
^ |
Вывод: преобладает тема «Какая я вообще». Она может быть основой построения профессионального взаимодействия психолога с автором этого высказывания.
Задание на анализ тем в реальных высказываниях людей, обращавшихся за психологической помощью
Выделите, какие темы представлены в следующих высказываниях, обоснуйте свой ответ через анализ смысловых единиц текста:
Текст 1.
«Мне трудно говорить, я сама врач. Я понимаю, что со мной. У меня депрессия, невроз с детскими корнями, астения, второй год уже такое состояние. Лечение ничего не дало, потом стало еще хуже. Все социальные проблемы очень действуют. Работа сложная, семейная ситуация сложная. Найти способы противостоять не могу, все давит, раздражает.
Завтра муж приезжает из командировки. Стала агрессивна, ругаюсь по-хамски, хочу побить всех... Боюсь и мужа потерять, все время командировки у него...
Мать больная, старая, с нами живет. Все беды перекладывает на меня. Ее страдания перекладывает на меня, склероз у нее, все время меня достает. Я все сама, все кручусь — магазины, уборка, стирка и т. д. Все сама. Дочь далеко, за нее сердце болит. За все боюсь. С мужем говорить напрасно, одни командировки у него на уме, в одни и те же места всегда ездит. Муж увлечен работой, меня не замечает... Я человек самолюбивый. Почему у меня появилось отторжение от людей? От близких? Научите противостоять хамству. Есть ли для меня нормальный путь? (И., 47 лет).
Текст 2.
(бабушка о внучке 7 лет): «Она очень подвижная от рождения. Когда было две недели, уже передвигалась в кроватке. Невнимательная, когда к ней обращаешься, не слышит с первого раза. Только и понимает, когда повысишь голос. Очень добрая, очень любит животных, но подруг у нее нет. Часто жалуется, что с ней никто не дружит. Как-то сказала, что дружит сама с собой. Может драться с детьми, ее тоже бьют.
Пдщшснис щит и пешне шш» шшшшшсши шЕрьтиршши
Беспокоит многое — неусидчивая, невнимательная, в школе часто жалуются на непослушание.
Последнее время скучает по маме: родители в разводе, мать ушла, девочка осталась с отцом. Полгода жила с ним, а потом сын привез ее к нам. Здесь ей поставили диагноз — сколиоз поясничного отдела позвоночника. Посещает школу-интернат. Суббота и воскресенье у нее свободны, и она у нас — это невыносимо.
В школе днем спит плохо, ее за это наказывают, может на уроки опоздать, без разрешения уйти с занятий, но это бывает нечасто.
Мне кажется, что ее в школе учительница не понимает, говорит, что она трудный ребенок, да и нам с ней не сладить. Ее наказывать бесполезно — она лучше не становится. А учится она неплохо, стихи запоминает мгновенно, но мешает неусидчивость, невнимательность».
Текст 3.
Самодеятельная песня:
«Кто мог знать, что с тобой вместе, Что так быстро, так исчезнет. Ты в меня еще вчера был влюблен, Между нами серый дождь, серый сон.
Припев:
Серые дожди печальны, как слеза,
Серые дожди, осенняя гроза.
Серые дожди мне ночью снятся вновь.
Серые дожди, моя печальная любовь.
Вот и все, и сама осень
О тебе память уносит.
Вот и все, остался ты в душе моей,
И смывает все следы сезон дождей.
Припев». Текст 4.
Стихи не для печати:
«Умерла неузнанною птица на чужой земле. Знаю, эта песня повторится и в моей судьбе».
Задания на определение задач взаимодействия по высказываниям лшдей, обратившихся к психологу
(Напоминание: при выполнении заданий пользуй-ппптесь понятием задач взаимодействия: их лучше выпол- "и"
нять в группе, прибегая к коллективному обсуждению возможного решения.)
Задание 1.
Определите по высказыванию задачу взаимодействия с психологом. Докажите правильность свого решения.
1 «Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот
пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в
семье поправить».
2. «Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного нет, но он как будто не понимает этого».
3. «Я часто думала, что только близкие могут помочь в трудную минуту, но ошиблась».
4. «Все у нас есть, а вот радости, счастья — нет».
5. «Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сделала».
6. «Хотелось бы побольше узнать о себе».
7. «Думаю, что ревность — это болезнь. Может быть, вы ее лечите?»
8. «Жили как люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена».
9. «Я же все для него, он у нас в семье лидер. Разве это неправильно?»
10. «А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда».
Задание 2.
Определите, какая из реплик психолога способствует структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия психолога.
Реплики психолога:
1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.
2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?
3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.
4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?
5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше...
6. Расскажите о нем подробнее...
7. Кто для вас этот человек?
Яниг|8С»»8 защит ч мтт шши шшкттп тщщтт_______
8. Было бы неплохо начать все заново...
9. Вы не верите мне?
10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.
11. Да, это уже давно было известно Фрейду...
12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.
13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.
14. Я слушаю вас.
Задание 3.
Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому человеку. При выполнении задания пользуйтесь таблицами, используйте понятия «позиция на равных» и другие.
1. «Психолог — это профессия, формирующая личностные качества человека».
2. «Психолог — это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».
3. «Психолог — это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы».
4. «Психолог — это профессия, которая позволяет оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими».
5. «Психолог — это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас ».
6. «Психолог — это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями, для того чтобы корректировать отношения, корректировать нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения».
7. «Психолог — это профессия, требующая ответственности, в первую очередь, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т. п.».
8. «Психолог — это профессия одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение».
9. «Психолог — это профессия, требующая глубоких профессиональных знаний, практического опыта, глубокой ответственности за выполнение дела».
10. «Психолог — это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом».
11. «Психолог— это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни».
12. «Психолог— это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, открывает много нового и неизвестного».
13. «Психолог — это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу».
14. «Психолог — это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться».
15. «Психолог — это профессия для людей, которые любят человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точнее, его отношение к жизни)».
16. «Психолог — это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность».
17. «Психолог— это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы ».
18. «Психолог — это профессия будущего. Она требует от человека много знаний и умений, полной отдачи себя людям».
Задание 4.
Проанализируйте, какое из высказываний психолога ориентировано на
• воздействие,
• манипулирование,
• управление,
• формирование.
Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий:
1. Воздействие — это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности.
2. Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека.
3. Управление-изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.
4. Формирование — изменение психической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и
пнтмсче wm n mm» текши ясшиштшо шфыирдщш_____
индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.
Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.
1. Надо разобраться вам с ним — кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?
2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!
3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете взрослыми проблемами?
4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?
5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.
6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в
этом, вот мое задание... ?. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не
чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.
8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...
9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.
10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.
11. Вы не можете говорить ? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.
12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопросах?
13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.
14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.
15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?
16. Это был желаемый для вас ребенок? 1?. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?
18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.
19. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хорошо знакомы с вашей девочкой?
20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить.
21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последовательно.
22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее.
23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хо чет идти в школу?
Задание 5.
Проанализируйте, какое из высказываний на пер вом этапе интервью принадлежит психологу, а какое — неквалифицированному.
Для ответа используйте понятие о профессии пси холога-консультанта. Высказывания психологов:
1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицаеэ
2. Я обязательно помогу вам изменить себя.
3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблем!
другими глазами. 4 Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая жен
щина будет думать о смерти.
5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит
6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные зна ния и опыт.
7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с ва шей стороны.
8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить прав ду, тем легче найдем решение.
9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится moi коллега.
10. Вы уже разочарованы! Чем?
Задание 6.
Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи ответственности за разрешение ею ситуации на психолога:
— Мне так много хорошего о вас говорят, что вы веек помогаете...
— Я буду платить столько, сколько вы скажете, толькс помогите...
— Это последняя наша надежда.
— Мы уже были у психологов, но что-то ничем не помогли...
— Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет...
— С ней никто не может справиться, никто, понимаете.
Прзшшст ттч ш ишние текши штитшигд ШЕрииршши_____
— Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит...
— Нас же никто не учил психологии, никто, понимаете, и никогда.
Обратите внимание, что передача ответственности на психолога, с точки зрения другого человека, является якобы необходимым условием его профессиональной деятельности.
Задание 7.
Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консультантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания.
— Спасибо, но скорее всего это преувеличение.
— Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь...
— К счастью, я не единственный специалист в этой области знания...
— У психологов, как и у врачей, своя специализация, возможно, вы еще не встретили своего специалиста.
— Должности пока нет, но профессия психолога уже существует.
— Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для окружающих, с ней надо учиться жить, ей учиться жить с самой собой тоже.
— Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были.
— К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать Друг друга на своих ошибках.
Постарайтесь определить, какие границы собственной ответственности задает психолог и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью.
Задание 8.
Узнайте и назовите качества человека по их описанию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.
Цтщи п тиштщ тщщтт
Содержание качества | Возможное его |
исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность | педантичный аккуратный организованный |
наступательно-захватнический | активный агрессивный стремительный |
вполне соответствующий, совпадающей | равный подобный адекватный |
высокое мастерство, виртуэзность | артистизм совершенный уникальность |
лишенный оригинальности, избитый | средний нормальный банальный |
категорический, не подлежащий возражению | безапелляционный самостоятельный независимый |
лишенный своеобразия, индивидуальных, характерных свойств | серый невидный безличный |
лишенный нарочитости | естественный безыскусственный самобытный |
испытывающий волнение, склонный к нему | беспокойный раздражительный суетливый |
бедный содержанием, мыслями | глупый бессодержательный пустой |
безвольный, легко поддающийся чужим влияниям | бесшабашный бесхарактерный бесхребетный |
расторопный, ловкий, быстрый, живой | прыткий бойкий энергичный |
niaimtcm задана и ктт mm тттит ищищтт
Содержание качества | Возможное его |
способный к серьезной работе | важный сосредоточенный дельный |
готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому | человечный доброжелательный участлив ый |
основанный на положениях, которые принимаются как непререкаемые | верующий догматичный постоянный |
язвительный, коварный | колкий непредсказуемый ехидный |
глубоко искренний, сердечный | любящий задушевный непосредственный |
не забывающий, не прощающий причиненного зла | скрытный злопамятный вредный |
склонный к приобретению новых знаний, пытливый | интересующийся любознательный увлеченный |
обходительный, предупредительный, учтивый | внимательный любезный понимающий |
очень однообразный по тону, интонации | нужный монотонный надоедливый |
притворный, неискренний | наигранный фальшивый выдуманный |
неослабевающий, требующий сил, внимания | энергичный напряженный активный |
стоящий особняком, отдельно | исключительный обособленный выдающийся |
Приищи яд шшдшчешма mipbinpiaam
Содержание качества | Возможное его |
соответствующий истине, правильный, точный | верный правильный ответственный |
требовательный, строгий | справедливый взыскательный нудный |
производящий впечатление | завораживающий внушительный величественный |
легю поддающийся впечатлениям, чуткий | слабый мягкосердечный впечатлительный |
Упражнения на внимание и методы воздействия
1. Распознавание талантливого и неталантливого слушателя. Обратить внимание на их поведение. Сравнить их по параметрам слушания. Изучить специфику поведения. Вернуться в свое прошлое и изучить людей, которые были для вас полезны или нет.
2. Практический эксперимент на внимательное поведение. Намеренно использовать неправильное поведение (смотреть в сторону, менять тему разговора на интересующую вас, унылый вид), в следующий раз вести себя грамотно. Сравнить эффект.
3. Пример для класса. Наклонитесь вперед, и лектор будет читать только вам. Люди говорят для тех, кто слушает.
4. Избирательное внимание. Отмечать в разговоре все темы. Выбрать интересную для вас и развить ее. Вернуться к другой и сделать то же самое.
5. Наблюдения за влиянием. Выбрать человека, который способен оказывать влияние на других (друг, знакомый, ТВ-ведущий). Обратить внимание на его вербальные и невербальные приемы.
6. Упражнение на достижение цели. Неэффективное воздействие: смотреть вниз, отворачиваться от человека, мямлить, эффективное — наоборот. Упражнение повторять в ситуации дискомфорта или скованных.
щшшесчи задан» и пшене шш» асшюшшесшге шцширошш
Задания но методам воздействия
Освоение метода интерпретации. Перескажите (для передачи другому человеку) смысл приведенных ниже отрывков:
1. «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руководстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, который что-то означает и сам по себе. С вами считаются постольку, поскольку вы являетесь «хорошим родителем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы делаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем является ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас определяется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью» (Байярд Дж. и Р.Т. Ваш беспокойный ребенок. — М., 1991. — С. 51).
2. «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием» (ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 277).
3. «Когда была создана общая теория относительности, многим показалось, что наука отбросила последние остатки наглядности, что она занялась не столько явлениями, сколько отношениями, которые ставятся на место явлений. А эти отношения выражаются формулами, которые ничего не говорят чувствам. Хотя, кто так говорил, поторопились: надо было сначала спросить самих ученых, эту задачу выполнил Жак Адамар.
Собирая материал для своей книги о психологии изобретений в математике, он разослал многим ученым анкету с вопросами, касающимися языка их мышления. «Слова, написанные или произнесенные, не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме моего мышления, — отвечал ему сам создатель теории относительности. — Психологическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки и образы. Образы эти были у Эйнштейна зрительными, слуховыми, а иногда и двигательными, слова же или другие звуки появлялись тогда, когда мысль надо было передать другим» (Иванов С. Абсолютное зеркало. — М., 1986. — С. 54—55).
4. «В интересах такого однозначного понимания интроспекции как специфического метода психологии нам представляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий придаваемый ей смысл и понимать интроспекцию уже, мысля о ней только особый ряд наблюдения или восприятия, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже материалом. Это есть работа рефлексии (в собственном смысле, в отличие от Локковского — слишком широкого). Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфическое, присущее психологическому исследованию, — напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отличный от внешнего источника опыт познания, полагаем, что под интроспекцией не следует понимать то, что относится собственно к рефлексии, открывающей законы и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувством, скажем, зрением. Из такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление закономерных связей и образование понятий, подобных «памяти», являющихся понятиями относительного умозаключения, а не непосредственной данности переживания (Кравков С.В. Самонаблюдение. — М., 1922.— С. 21).
5. «Если говорить о собственно познавательной мотивации, то нужно отметить, что ее характер зависит от
щцщиесш щшч на шит пиш тшттш шсдиыировзш
характера учебно-познавательной деятельности, процесса усвоения знаний. Ранее мы говорили о том, что знание, которое усваивает человек, — это средство (орудие) решения различного рода проблем и задач, возникающих в жизни, в общественно-трудовой практике. Но в обучении усвоение этого средства (знания) становится также самостоятельной целью. Иными словами, в процессе познавательной деятельности знание выступает как цель, и как средство. Поэтому и познавательная мотивация, т. е. потребность в знании, может быть как внутренней (эпистемическая любознательность, интерес к новому, ориентировочная активность), так и внешней (понимание практической пользы знаний, которые сами по себе могут и не возбуждать интереса)» (Кулювкин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.— С. 67).
6. И. Жданов. Из сб. «Портрет». С. 56:
«Я буду дорожить виной или ошибкой. Ткань возвратится в нить, чтоб грусти стать улыбкой. Надежды больше нет, есть только вера в чудо — и надо мною свет неведомо откуда».
С. 12:
«Вода в глазах не тонет —
признак грусти.
Глаза в лице не тонут—
признак страха.
Лицо в толпе не тонет —
признак боли.
Боль, как пещера, вырыта в
тумане
в газообразном зеркале
житейском,
толпящемся в преддверии
страданье.
О, если б кто-нибудь
в пещеру эту
своим лицом вошел,
он бы услышал, что боль поет, как взгляд
поет в ресницах.
Черна, как нефть, готовая
взорваться,
Она плотней кассеты с
кинопленкой,
где в каждом кадре
увяданье мака,
где в каждом кадре мак
меняет кожу,
и против шерсти
зеркало ласкает,
оно в ответ чернеет и
клубится.
Лицо в толпе не тонет и уходит,
Ему— не оглянуться, но в тумане
Лишь взмахи весел,
плеск и скрип уключин.
7. Н. Рубцов. Из книги «Русский огонек»:
В глуши
Когда душе моей Сойдет успокоенье С высоких, после гроз, Немеркнущих небес, Когда душе моей Внушая поклоненье, Идут стада дремать Под ивовый навес, Когда душе моей Земная веет святость И полная река Несет небесный свет, — Мне грустно оттого, Что знаю эту радость Лишь только я один:
Друзей со мною нет..
Стоит жара
Стоит жара. Летают мухи. Под знойным небом чахнет сад. У церкви сонные старухи Толкутся, бредят, верещат. Смотрю угрюмо на калеку, Соображаю, как же так — Я дать не в силах человеку Ему положенный пятак? И как же так, что я все реже Волнуюсь, плачу и люблю? Как будто сам я тоже сплю И в этом сне тревожно брежу..
Элегия
Отложу свою скудную пищу И отправлюсь на вечный покой.
Ияшшкш wm ч uncm imm ттттт тцшцтт_____
Пусть меня еще любят и ищут Над моей одинокой рекой. Пусть еще всевозможное благо Обещают на той стороне. Не купить мне избу над оврагом И цветы не выращивать мне...
8. Из собрания сочинений Л.С. Выготского:
«Мы видим, таким образом, что культурное развитие поведения тесно связано с историческим, или социальным развитием человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило- и онтогенезу. Второй закон можно сформулировать так: рассматривая историю развития высших психических функций, составляющих основное ядро в структуре лич