Забавные превращения, или как из мухи сделать слона
В русском языке есть немало слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой Например, мука—рука— река—репа, бур—бор—борт—сорт—торт—торф
Последовательно превращая одно слово в другое, можно подобрать забавные словесные комбинации, например, кошку превратить в мышку кошка—мошка—мышка
Попробуйте, используя минимальное количество промежуточных слов, превратить одно слово в другое (всякий раз заменяя, добавляя или убирая только одну букву)
миг — в час час — в год ночь — в день пас — в нос рожь — в муку муху — в слона
тесто — в булку суп — в борщ марку — в почту лужу — в море волка — в козу
Искусство выдумывания историй'
1 Ребенку предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например, бабушка, девочка,волк и поезд
2 Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т п
3 Придумайте историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые
IV. При решении каких психокоррекционных задач могут быть использованы следующие психологические методики2:
' См кн Родари Дж Грамматика фантазии — М 1987 1рП 2 См кн Черны В , Колларик Т Компендиум психодиагности-Юс ческих методов — Братислава, 1988
а) тест Бурдона,
б) тест Равена (для детей),
в) тест рисования образцов,
г) зеркальный рисунок,
д) проверка счета,
е) дополнение предложений
V. Для решения каких задач психологической коррекции могут быть использованы следующие задания'.
(Задания выполняются в группе 5—9 человек )
1 Надо представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо представить и описать ситуацию молнии без грома
2 Надо представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, поменять местами причину и следствие
3 Резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек-однодневка (вся жизнь человека равна одному дню)
4 Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойства, например, телевизор в прошлом, настоящем и будущем
5 Совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например, травинки и авторучки
6 Прием разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды
7 Изменение привычной логики действия, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма
8 Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается — перевозить очень много людей
VI. Какие задания из перечисленных выше вы можете предложить ребенку, который не умеет находить существенные признаки предметов — при выполнении теста «4-й лишний» обобщает, например, следующим образом рисунки 3-х цветков и кошки:
«Тут одинаковые эти — показывает два цветка и кошку — у них тут одинаково нарисованы... у кошки усы нарисованы, а у цветков — цветы?»
См Психологический журнал — 1987 Т 8 № 6 — С 90—97
VII. Какие из перечисленных ниже заданий вы предложили бы как психокоррекционные для ребенка, который испытывает затруднения в воспроизведении графического образца:
Образец
Результат ребенка
Возможные виды психокоррекционных заданий.
1. «Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьяна», — это тип задания, где ребенок должен по инструкции взрослого воспроизвести графический образец, заданный в слове.
2. Нарисуй деталь предмета, например, лапу или нос.
3. Изображение фантастических персонажей, например, жар-птицы в волшебном гаду.
4. Рисовать точки в разных комбинациях.
5. Наметить точками контур предмета и дать ребенку обвести.
6. Рисование дорожек: взрослый рисует сложную линию дороги — ребенок проводит параллельную ей.
7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша.
8. Лепка различных форм из пластилина.
9. Построение в игре планов — квартиры, улицы, города и
ДР.
10. Обсуждение с ребенком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями.
11. Рисование с натуры. Предложите свои задания.
VIII. Проанализируйте возможные пути психологической коррекции для младшего школьника, который при работе с тестом Бурдона пропускает строчки текста, строчку может начать проверять слева, справа или с середины.
IX. Проанализируйте возможные пути помощи ребенку младшего школьного возраста, который не умеет строить рассказ по сюжетной картинке.