Забавные превращения, или как из мухи сделать слона

В русском языке есть немало слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой Например, мука—рука— река—репа, бур—бор—борт—сорт—торт—торф

Последовательно превращая одно слово в другое, можно подобрать забавные словесные комбинации, например, кош­ку превратить в мышку кошка—мошка—мышка

Попробуйте, используя минимальное количество проме­жуточных слов, превратить одно слово в другое (всякий раз заменяя, добавляя или убирая только одну букву)

миг — в час час — в год ночь — в день пас — в нос рожь — в муку муху — в слона

тесто — в булку суп — в борщ марку — в почту лужу — в море волка — в козу

Искусство выдумывания историй'

1 Ребенку предлагается набор слов, которые он должен ис­пользовать в придумывании истории, например, бабушка, девочка,волк и поезд

2 Надо придумать историю, используя какое-то одно свой­ство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т п

3 Придумайте историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые

IV. При решении каких психокоррекционных задач могут быть использованы следующие психологи­ческие методики2:

' См кн Родари Дж Грамматика фантазии — М 1987 1рП 2 См кн Черны В , Колларик Т Компендиум психодиагности-Юс ческих методов — Братислава, 1988

а) тест Бурдона,

б) тест Равена (для детей),

в) тест рисования образцов,

г) зеркальный рисунок,

д) проверка счета,

е) дополнение предложений

V. Для решения каких задач психологической коррек­ции могут быть использованы следующие задания'.

(Задания выполняются в группе 5—9 человек )

1 Надо представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо представить и описать ситуацию молнии без грома

2 Надо представить и описать ситуацию с заменой привыч­ного временного порядка на прямо противоположный, на­пример, поменять местами причину и следствие

3 Резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек-однодневка (вся жизнь че­ловека равна одному дню)

4 Перемещение вдоль временной оси существования неко­торого предмета или его свойства, например, телевизор в прошлом, настоящем и будущем

5 Совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например, травинки и авторучки

6 Прием разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды

7 Изменение привычной логики действия, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма

8 Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усили­вается — перевозить очень много людей

VI. Какие задания из перечисленных выше вы можете предложить ребенку, который не умеет находить существенные признаки предметов — при выпол­нении теста «4-й лишний» обобщает, например, следующим образом рисунки 3-х цветков и кошки:

«Тут одинаковые эти — показывает два цветка и кошку — у них тут одинаково нарисованы... у кош­ки усы нарисованы, а у цветков — цветы?»

См Психологический журнал — 1987 Т 8 № 6 — С 90—97

VII. Какие из перечисленных ниже заданий вы предло­жили бы как психокоррекционные для ребенка, ко­торый испытывает затруднения в воспроизведении графического образца:

Забавные превращения, или как из мухи сделать слона - student2.ru

Образец

Забавные превращения, или как из мухи сделать слона - student2.ru

Результат ребенка

Возможные виды психокоррекционных заданий.

1. «Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьяна», — это тип задания, где ребенок должен по инструкции взрослого воспроизвести графический образец, заданный в слове.

2. Нарисуй деталь предмета, например, лапу или нос.

3. Изображение фантастических персонажей, например, жар-птицы в волшебном гаду.

4. Рисовать точки в разных комбинациях.

5. Наметить точками контур предмета и дать ребенку об­вести.

6. Рисование дорожек: взрослый рисует сложную линию дороги — ребенок проводит параллельную ей.

7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша.

8. Лепка различных форм из пластилина.

9. Построение в игре планов — квартиры, улицы, города и

ДР.

10. Обсуждение с ребенком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями.

11. Рисование с натуры. Предложите свои задания.

VIII. Проанализируйте возможные пути психологической коррекции для младшего школьника, который при рабо­те с тестом Бурдона пропускает строчки текста, строчку может начать проверять слева, справа или с середины.

IX. Проанализируйте возможные пути помощи ребенку младшего школьного возраста, который не умеет стро­ить рассказ по сюжетной картинке.

Наши рекомендации