Профессионально-значимые личностные качества педагога
Согласно Е.А. Климову, тип профессий «Человек–Человек» определяется следующими качествами: устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.
В.П. Симонов составил карту профессионально важных качеств педагога (см Таблицу 5).
Таблицу 5
Карта профессионально важных качеств педагога
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ | ||||
№ п/п | Оптимальные характеристики качеств личности | Допустимые характеристики качеств личности | Критические характеристики качеств личности | |
1.1. | Сильный уравно-вешенный тип нервной системы | Сильный неуравновешенный тип нервной системы | Слабый инертный тип нервной системы | |
1.2. | Тенденция к лидерству | Властность | Деспотизм | |
1.3. | Уверенность в себе | Самоуверенность | Самовлюбленность | |
1.4. | Требовательность | Непримиримость | Жесткость | |
1.5. | Добросердие и отзывчивость | Недостаточная самостоятельность | Чрезмерный конформизм | |
1.6. | Гипертимность | Педантичность | Возбудимость демонстративность экзальтированность | |
1.7. | Эмотивность | Застреваемость | Тревожность и дистимность | |
2.ПЕДАГОГ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ OTHОШЕНИЙ | ||||
2.1. | Преобладание | Преобладание авторитарного | Преобладание либерального | |
демократического стиля общения с учащимися и коллегами | стиля общения | стиля общения | ||
2.2. | Незначительные конфликты только по принципи-альным вопросам | Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами | Постоянная конфликтность по большинству вопросов | |
2.3. | Нормальная самооценка | Заниженная самооценка | Завышенная самооценка | |
2.4. | Стремление к сотрудничеству с коллегами | Стремление к соперничеству с коллегами | Постоянные приспособления и компромиссы | |
2.5. | Уровень изоляции в коллективе, равный нулю | Уровень изоляции в коллективе в пределах 10% | Уровень изоляции в коллективе более 10% | |
3.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА | ||||
3.1. | Широкая эрудиция и свободное изложение материала | Знание только своего предмета | Работа только по конспекту | |
3.2. | Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся | Знание возрастной и педагогической психологии | Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии | |
3.3. | Темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность | Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос | Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний | |
3.4. | Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты | Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов | Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика | |
3.5. | Обращение к учащимся по именам. | Обращение к учащимся по фамилиям | Постоянное безадресное обращение к учащимся | |
3.6. | Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость | Чуть замедленная реакция и находчивость | Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию | |
3.7. | Умение четко формулировать конкретные цели | Умение определять общие цели | Отсутствие умений четкого целеполагания | |
3.8. | Умение организовать всех учащихся сразу | Умение организовать работу большей части учащихся | Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства | |
3.9. | Проверяет степень понимания учебного материала всегда | Проверяет степень понимания учебного материала периодически | Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения | |
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. | Эффективность урока 85% и выше Работа на высшем уровне требований Фактический уровень обученности 64 - 100% Рейтинг 4,4 балла и выше | Эффективность урока 65 - 48% Работа на среднем уровне требований Фактический уровень обученности 36 - 64% Рейтинг 3,8-4,3 балла | Эффективность урока 45 - 64% Работа на низшем уровне требований Фактический уровень обученности 36% Рейтинг менее 3,8 баллов | |
Оценка за каждое количество 4 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 100 баллов. Общий оптимальный уровень 85 - 100 баллов | Оценка за каждое количество 3 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 75 баллов. Общий оптимальный уровень 65 - 84 балла | Оценка за каждое количество 2 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 50 баллов. Общий оптимальный уровень 50 – 64 балла | ||
Педагогам свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая культура; 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживать; 8) наблюдательность; 9) «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса «просто так».