Современные концепции обучения
Все многообразие рассматриваемых теорий, концепций обучения имеет один общий момент - психологическое обоснование предлагаемой системы обучения. Подтверждение эффективности концепции получают в опытно-экспериментальной работе. Педагогическая практика вбирает отдельные части, составляющие этих концепций, обогащается, становится действеннее, вплетаясь в индивидуальные стили педагогической деятельности.
Психологическая сущность и организация проблемного обучения
Проблемное обучение – это система методов и средств, которые обеспечивают возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности. Основой проблемного обучения выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Согласно А.М. Матюшкину проблемная ситуация – особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, которое требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных, знаний или способов деятельности.
При этом усвоение знаний происходит как их самостоятельное открытие учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
1. Возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;
2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.
Система проблемного обучения включает в себя следующие этапы обучения: информационные, не требующие творческой активности личности, и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения.
Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.
Один из основателей проблемного обучения М.И. Махмутов видит в нем тип развивающего обучения, в котором систематическая поисковая деятельность учащихся сочетается с усвоением готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на:
- развитие творческих возможностей учащихся;
- придание учебно-познавательной деятельности развивающего характера;
- максимальную активизацию всех сил и способностей учащихся.
Это возможно потому, что, во-первых, проблемное обучение способствует усвоению учащимися знаний и способов их применения не только через восприятие, объяснение учителя, пусть и в условиях проблемной ситуации, но и путем самостоятельной формулировки проблемы, ее анализа и решения посредством выдвижения предположений, их обоснования и доказательства, а также через проверку правильного решения; во-вторых, на основе анализа полученных фактов учащиеся могут самостоятельно делать выводы, обобщения, формулировать определения, законы и т.д.; в-третьих, проблемное обучение позволяет самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации, что может выразиться в изготовлении какого-то продукта труда (изобретение, конструкция, проект, сочинение, рисунок и т.д.). Другими словами, проблемное обучение – стимул к творческой деятельности, при которой происходит активизация всех сфер психики ребенка, в том числе умственной и эмоциональной.
Программированное обучение
Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение учащимися знаний при помощи обучающей программы.
Обучающая программа – последовательность шагов (алгоритм), каждый из которых представляет собой микроэтап овладения единицей знаний или действий.
Шаг программы состоит из трех частей: доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Теория программированного обучения начала складываться в 40-50 годах XX в. в США, затем в Европе. В 1654 г. в Питтсбурге (США) на конференции, посвященной анализу тенденций развития психологии, Б.Ф. Скиннер сделал доклад на тему «Наука учения и искусство преподавания», где он изложил свою концепцию программированного обучения.
Линейное программирование, разработанное Б.Ф. Скиннером, предоставляет учащемуся на каждом шаге такие малые дозы материала, которые обеспечивают безошибочное их усвоение и последовательное продвижение ученика. В задании по усвоению материала обычно требуется, прочитав информацию, заполнить пропуск одним или несколькими словами. Потом ответ сверяется с закрытым до этого правильным решением и происходит переход к следующей дозе в случае правильного ответа или возврат к информации и повторение выполнения задания. Учение продвигается в обучении, только усвоив предыдущее. Активизирующим фактором является необходимость давать ответ, заполняя пробел.
Можно выделить основные принципы линейного программирования:
- деление материала на малые дозы (шаги);
- активизация деятельности учащихся путем указаний, что и как делать;
- немедленная оценка ответа (обратная связь);
- индивидуализация темпа и содержания обучения.
Достоинством линейного программирования является то, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым его дозам, непосредственной проверке и возможности повторения действия. Вместе с тем линейное программирование критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать цели скачком, индивидуализировать содержание и темп обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела (конструирование ответа) ограничивает, по мнению критиков линейного программирования, развитие интеллекта, творческого мышления и самостоятельности учащихся.
Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения. Ее принципы были изложены в работах Л.Н. Ланды.
Алгоритм – это предписание, определяющее последовательность умственных и (или) практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы. Его применение эффективно в грамматике, математике, естественных науках.
Разветвленное программирование разрабатывалось с учетом опыта первого применения линейного программирования и его критики. Разветвленное программирование отличается от линейного двумя особенностями.
Первое отличие состоит в том, что учебный материал предоставляется ученику не малыми порциями, а логически законченными крупными блоками. Как считал создатель разветвленного программирования Н.А. Краудер, дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного усвоения материала мелкими шагами, а от глубокого и всестороннего анализа его содержания.
Вторым отличием разветвленного программирования является выборочный ответ ученика при выполнении контрольного задания, следующего за усвоением каждого блока. Ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть кроме правильного неполные и неверные ответы, содержащие систематические ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки, и он получает указание работать с одной из дополнительных программ (программ разветвления) в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту. Таким образом, разветвленная программа ведет учеников к цели разными путями в зависимости от их ответов и ошибок. Тем самым достигается значительная индивидуализация обучения. Однако и разветвленное программирование не лишено недостатков. Основным из них, по мнению критиков, как раз и является выбор учащимися верного ответа. Выбор ответа провоцирует ученика угадывать ответы, запоминать и исключать ошибочные и т.п.
Поскольку разветвленная программа также не дает ученику целостного и системного представления о материале, возник объединенный подход - смешанное программирование. Постепенно создавались сложные программные продукты, объединяющие элементы линейного и разветвленного программирования в зависимости от конкретных дидактических задач каждого шага и включающие в себя разные дозы и виды информации, и различные алгоритмы ее усвоения.
В программах, поостренных по смешанному типу, материал делится на различные дозы в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные: конструирование ответа из набора букв, слов и пр., кодирование ответа условными знаками, выбор ответа из заданного набора, другие варианты.