Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.
- Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующие существенные особенности социально-экономического развития страны (1992. С. 78-82):
|
Анализируя состояние психологии труда в России на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова выделяют следующие линии ее развития:
1. Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда:
Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности. Например, исследования трудовых действий В.П. Горячкина (на основе работ И.М. Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н.А. Шевелев впервые предложил термин "техника безопасности труда". В.И. Михайловский составил "Проект обязательных постановлений о мерах …для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях" (1899 г.) и т.п.
Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники. Еще в 1829 г. М. Павловым описывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок: одной шотландской конной и двух видов ручной - шотландская оказалась лучше, (т.е. более соответствующей возможностям работников). Главный смысл таких, уже усовершенствованных к концу ХIХ в. экспертиз - "предохранение работников от несчастий" и др.
Идеи соответствия человека и техники в отечественном воздухоплавании. Еще в 1804 г. Я.Д. Захаров описывает наблюдения над своим самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабатывается метод "наблюдения над самим собой", который использовал и знаменитый летчик П.Н. Нестеров. С.П. Мунт составляет комплексную программу изучения летчиков, куда входили показатели: "силы произвольной мускулатуры", тактильной и болевой чувствительности…
Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта. В 80-е гг. ХIХ века резко возросло число железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптического обмана машинистов выделялись (по С.Н. Кульжинскому): переутомление, физиологические причины, психологические причины - все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатываются различные приспособления контроля железнодорожных работников, например, аппарат за контролем поездных бригад (Н.Г. Дидушкин). Изобретаются "повторители семафоров" для анализа дорожных происшествий - прообраз "черных ящиков" в современной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др.
Идеи проектирования режимов и условий труда. В 1877 г. рабочий день в производстве длился от 8 до 18 часов в сутки (по данным Ф.Ф. Эрисмана). При анализе аварий на железной дороге оказалось, что многие виновные находились на службе больше положенного времени: например, один - 21 час, другой - 23 часа, третий - 21 час 45 минут… (по данным А.А. Вырубова - 1884 г.). Еще в 1907 г. предлагалось увеличить число перерывов (дополнительно к обеденному - утренний и вечерний), да еще и с гимнастикой! (по М.С. Уварову и Л.М. Лялиной). Разные авторы предлагали усовершенствования в плане вентилируемости и освещения помещений (В.И. Михайловский), усовершенствования рабочего места - паровозной будки (В.А. Арциш) и т.п.
Идеи организационно-психологического проектирования. Для повышения социальной защищенности рабочих предлагалось (еще в начале ХХ в. в России): организация страховых обществ; обеспечение материальных вознаграждений увечным работникам; проведение законов об ответственности предпринимателей за увечья рабочих; создание фонда помощи рабочим, пострадавшим от увечий и др. Еще в начале века И.И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важно решить два вопроса: "подбор потребного персонала и надежная организация самого производства". Предлагалась идея "сменных" или "двойных" бригад для машинистов паровозов. Еще в 1874 г. Д.И. Журавским разрабатывалась идея "распределения функций" между подчиненными (сейчас в психологии управления это называется "делегирование полномочий"). Предлагались новые варианты системы поощрения и наказания, которые важны не только для повышения производительности труда, но и для укрепления стабильности коллектива (Д.И. Журавский, И.И. Рихтер, Э.С. Пентка).
2. Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей:
Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы. Еще в 1916 г. А.Ф. Лазурский отмечал, что сама идея отбора человека - не гуманная, главное - обеспечить развитие человека в труде. И.И. Рихтер писал, что задача профотбора должна решаться в контексте комплекса организационных задач, где само производство - не стабильная, а развивающаяся (меняющаяся) система. В "Обязательных постановлениях… по предупреждению несчастных случаев… на фабриках и заводах Московской губернии" (1896) акцент делается на явных противопоказаниях к труду.
Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека. Впервые специальные медицинские освидетельствования в России (применительно к воздухоплаванию) 1847 г. В 1895 г. поднимается вопрос об испытаниях персонала, работающего с паровыми машинами (В.А. Рождественский).
В 1909 г. Н. Мельников предлагает следующие процедуры испытаний работников железных дорог: 1) ответы на вопросы (оцениваются в баллах); 2) оценка не по словам, а по делам (по результатам труда)). Использовались также и статистические способы оценки (с претензией на "объективность"), а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе "предположения" об их важности для работы.
Идеи подбора - "приискания" - работы, профессии для человека. Уже в начале ХХ столетия некоторые авторы считали, что идея подбора более гуманна, чем идея селекции людей по принципу "профпригодности". Еще народники (Н.В. Левицкий и др.) пропагандировали "артели" именно потому, что они имеют важное воспитательное значение и там происходит "…развитие чувства собственного достоинства". В России вплоть до 1917 г. сохранялась жесткая традиция наследования "семейной профессии", что сильно ограничивало людей в выборе профессий.
|
Первые "Городские посреднические бюро", где бесплатно давались "указания работы" возникли в конце ХIХ в. (в Москве в 1897 г.). В первую мировую войну "биржи труда" получают государственный статус (статус государственных учреждений). В России с 80-х гг. ХIХ в. систематически выпускались справочники по профессиональным учебным заведениям ("Адрес-календарь", "Студенческий альманах" и др.).
3. Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда:
Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального профессионального мышления (интересно, что в этот период еще не были распространены конвейерно-исполнительные виды труда, т.е. требовались реальная деловая инициатива и творчество!).
Формирование исполнительных составляющих труда. Сразу же обозначилась проблема построения рациональных программ и методов профессионального обучения трудовым навыкам в противовес представлению о труде как о "таинственном искусстве", недоступном рационализации.
- С.М. Шабалов в работе "К вопросу об истории Русской системы производственного обучения и ее влияния за рубежом" анализировал опыт конца Х1Х века в России и выделил основные моменты производственного обучения:
- изучение данной профессии и выделение основных операций (прообраз современной профессиографии);
- выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций;
- создание условий для тренировки этих умений в специальных упражнениях.
"Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих". Сам этот документ появился из-за участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязанности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача самих инспекторов заключалась в том, чтобы "заблаговременно узнавать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков" (сейчас в некоторых коммерческих фирмах это называется исследование "лояльности к руководству"). Таким образом, важным становится не просто развитость каких-то отдельных психических функций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция работника, т.е. в начале века уже был реальностью "личностный подход". Только что еще понимать под полноценной личностью: человека лояльного или человека-революционера?.. Заметим, что сам термин "лояльность" в своем первом значении часто переводится как "держащийся в границах законности, иногда только внешне, формально".
Рассуждая о развитии личности работника, К.Д. Ушинский считал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является: свободным; добровольным (по осознанной необходимости); общественно-полезным; разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).
Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу ХIХ в. тенденции все и вся регламентировать и "заорганизовывать". Например, Г.Е. Шумков изучал поведение человека в экстремальных условиях: он сам участвовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами "особого чувства тревоги" бойца и его влияния на поведение в бою, а также - вывод о необходимости обучения бойцов (а позже - летчиков) способности к саморегуляции. П.Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д.И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что контролируя подчиненных, руководитель обязательно должен контролировать и самого себя.
4. Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический аспект).
Заметим, что немало проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Ниже приводятся несколько таких примеров:
С.М. Богословский в 1913 г. в книге "Система профессиональной классификации" упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида). В "Системе" С.М. Богословского выделяются семь ярусов, где соотносятся представители населения и их профессиональные занятия. Все население делится на: А - население профессиональное и Б - население непрофессиональное. В этих группах выделялись варианты пассивного, а для профессионального населения - и активного отношения к профессиональному труду. Для активного населения выделяются следующие отделы (в современном звучании - отрасли хозяйства): добывающая промышленность; обрабатывающая; транспорт; торговля; органы общественной организации (церковь, местное самоуправление); обеспечение безопасности (охрана общественного порядка); свободные профессии (наука, искусство, литература..); личные услуги. Примечательно, что была выделена и группа - "Нищие, воры, шарлатаны" - то есть это была типология реальных занятий живых людей. С.М. Богословский предложил следующее понимание профессии: "Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию…", но при этом она должна "…признаваться за профессию личным самосознанием данного лица". Интересно, Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают в этой связи, что "какую бы из современных работ мы ни взяли, и по сей день не так уж много - по существу - прибавлено к определению профессии С.М. Богословского" (Климов, Носкова, 1992. С. 161).
На базе Педагогического музея в Москве был организован "отдел юношествоведения" (это по сути, психология юношества в связи с проблемой выбора профессии");
Многие отечественные исследователи (И.И. Рихтер, Н.А. Шевалев и др.) акцентируют внимание на том, что человек - не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и на первый план выходят именно личностные качества работника. Д.И. Журавский и И.И. Рихтер рассматривали отрасль хозяйства как некое "сообщество" - некоторые интересные идеи: "отличный техник может быть дурным администратором" (к сожалению, в России до сих пор многие не осознали того, что отличный прораб может быть дурным президентом…); при организации крупного производства обязателен учет: способностей людей, профессиональной подготовки, мотивов труда, особенностей их поведения, способности к контролю и самоконтролю деятельности и т.п., т.е. учет чисто психологических моментов - все это может рассматриваться как некоторая систематизация и конкретизация подходов Ф.У. Тейлора и Г. Мюнстенберга.
Исследование проблемы работоспособности и утомления в труде. Еще в 1909 г. А.Л. Щеглов предложил новое направление - "эргометрию" (для изучения работоспособности человека). В начале века И.Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института, под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме умственной работоспособности и утомления (при этом сам труд рассматривался как фактор развития человека и общественного прогресса). И.М. Сеченов впервые дал психофизиологическое обоснование эффективности чередования работ (по принципу "активного отдыха"): это важно для повышения эффективности труда (особенно в эпоху нарождающегося "конвейерного производства"); это еще боле важно для формирования отношения человека к труду как к "значимому делу".
И.М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой регуляции трудовой деятельности: "центральное торможение" позволяет задерживать влияние центров головного мозга на двигательную активность организма; это значит, что человек действует не по принципу "рефлекторной дуги" (стимул - реакция), т.е. механически, а способен к произвольности, особенно, когда это касается высших нравственных принципов (напомним, что сам Сеченов был революционером…).
|