Стратегии понимания личностных особенностей людей
Помимо изучения психической реальности, с которой взаимодействует педагогический психолог-девиантолог в процессе осуществления психопрофилактической деятельности, ему необходимо научиться использовать различные стратегии понимания личностных особенностей. В психологии феномен понимания человека человекомобозначается разными терминами: «межличностное познание» (этот термин используется в данной работе), «межличностная перцепция», «восприятие человека человеком», «межличностное восприятие», «социальная перцепция». По всеобщему признанию специалистов, ни один из этих терминов не является совершенным (Андреева, 2005; Бодалев, 1983; Cook , 1979; Tagiury, 1969).
В межличностном познании (МП) выделяются прежде всего два аспекта– когнитивный и аффективный, хотя деление это условно, так как познание человека находится в неразрывной связи с отношением к нему. Это отношение, ведущее место в котором принадлежит эмоциональному компоненту, может как определять характер взаимодействия людей, так и быть его продуктом. Помимо этого, ряд авторов выделяют еще два компонента:поведенческий и мотивационный. Поведенческий рассматривается как производный от первых двух; мотивационный – обеспечивает направленность межличностного познания (Бодалев, 1983; Коломенский, 1969; Ломов, 1975). В данной работе речь идет только о когнитивном компоненте МП, который рассматривается как вид познавательной деятельности.
Эффективность МП как одного из видов познавательной деятельности человека во многом определяется адекватностью и полнотой знаний о личностных особенностях людей и качеством способов их оценки. В многочисленных исследованиях показано, что в обыденной жизни люди, как правило, пользуются определенными представлениями о типичных особенностях и поведенческих реакциях анализируемых ими людей. Эти представления в психологии получили название стереотипов, эталонов, имплицитных теорий личности, социальных представлений (Андреева, 2001; Бодалев, 1983; Донцов, Перелыгина, 2011; Kelly, 1955; Cook, 1979; Lippmann, 1922; Allport, 1958; Osgood, Suci, Tannenbaum, 1957; Реан, Коломенский, 2008; Рождественская, 1986; Шихирев, 1978). Как любые житейские представления, они имеют свои достоинства и недостатки. Последние часто основываются на малом количестве существенных признаков, включают свойства, не относящиеся к отражаемым в них явлениям, устаревают к моменту их использования.
Образ рассматриваемого человека также искажается в результате приписывания несвойственных ему качеств и несуществующих причин поведения. В частности, как показано в исследованиях, посвященным изучению каузальной атрибуции, это происходит в тех случаях, когда при оценке человека в должной мере не анализируются конкретные обстоятельства, обусловливающие его поведение (Андреева, 2005; Heider, 1958; Jones, Davis, 1965; Kelly, 1967; Юревич, 1986).
Отрицательно сказываются на качестве МП также и консерватизм мышления, и излишняя категоричность суждений, склонность к суждениям о человеке по аналогии. Ошибки в МП определяются также поспешными обобщениями, которые люди делают на основе единичных и мало значащих наблюдений за поведением другого человека. Искажения образа человека обусловливают так называемые эвристики, или правила оценки личностных свойств, которые субъект достаточно легко принимает и использует в процессе познания людей без учета того, что они поверхностны и не включают в свой состав существенные признаки рассматриваемых особенностей. Ошибки в понимании людей объясняются тем, что многие люди со временем меняются, однако окружающие этих изменений не замечают (Андреева, 2005; Брунер, 1977; Cook, 1979; Немое, 2001; Рождественская, 2004; Росс, Нисбетт, 1999).
К сожалению, несмотря на то что в психологии накоплен богатый эмпирический материал, свидетельствующий об особенностях ошибок в МП, проблеме совершенствования МП уделяется недостаточно внимания, она не получила должного звучания в практической работе с подростками, несмотря на то что подростковый возраст сенситивен к развитию МП (Березина, 2003).
Рассмотрев проблему совершенствования МП, мы выделили совокупность принципов, опора на которые позволяет значительно повысить адекватность понимания людьми друг друга (Писаренко, Рождественская, 1998; Рождественская, 2004). В основе их выделения лежат научные данные об ошибках, совершаемых людьми в процессе познания друг друга, и требования логико-научного подхода к познанию, представленного в педагогической психологии в трудах И. И. Ильясова (Ильясов, 1986).
Качественное познание личностных особенностей человека определяют следующие принципы:
1. Ориентация на полный охват личностных свойств человека. Такую возможность дает знание ведущих сторон личности, обусловливающих направленность, содержание, характер протекания и эффективность деятельности, к которым относятся: мировоззрение, интеллект, эрудиция, воля, эмоции, характер и способности (см. с. 87). Чтобы получить более или менее полную оценку человека, необходимо рассмотреть все стороны личности.
2. Применение адекватных и существенных критериев оценки. Критерии оценки мировоззрения, мотивации, интеллекта, воли, эмоций, коммуникативных свойств и способностей должны быть отрефлексированы и точно соответствовать тем качествам, которые оцениваются; в личности выделяются наиболее существенные признаки каждого из ее компонента.
3. Оценка качеств личности на основе анализа факторов, влияющих на человека. Личностные особенности людей анализируются в связи с внутренними и внешними условиями их жизни: состоянием здоровья, настроением, интересами, семейной ситуацией, положением в коллективе.
4. Проверка суждений о личностных свойствах и причинах поведения человека осуществляется в практической деятельности, адекватной проверяемым качествам. Правильность суждений о личностных свойствах и причинах поведения человека проверяется в деятельности, успешность которой зависит от полноты и силы их проявления.
5. Рассмотрение личностных свойств в развитии. Внимание субъекта познания должно быть направлено на анализ изменений, происходящих в психике ребенка в процессе его личностного роста, и выявление тенденций дальнейшего развития.
6. Вероятностное оценивание личностных свойств. Субъекты познания никогда не будут располагать полной информацией о личности человека, поэтому следует допускать вероятность ошибок. Нельзя торопиться делать категорические выводы о личностных свойствах, следует чаще применять гипотетические суждения.
Исследования, проведенные на учителях, родителях, старшеклассниках и психологах, показывают, что применение стратегий межличностного познания, основанных на этих принципах, позволяет строить наиболее эффективные стратегии межличностного познания личности и личностных свойств и совершать наименьшее количество ошибок в процессе оценки личностных свойств.
В завершение данной главы отметим, что специалисты в области профилактики девиантного поведения призваны создавать каждому подростку максимально благоприятные условия для развития и интеграции ведущих личностных свойств, обеспечивающих успешность процессов социализации. Как показано выше, для этого необходимы глубокие и всесторонние знания процессов становления и формирования сознания как системы основных личностных свойств, владение когнитивными стратегиями межличностного познания, а также владение всем арсеналом современных психодиагностических, развивающих и формирующих процедур.
Помимо этого, психологу-девиантологу требуется и солидная подготовка в области психологии бессознательного. Педагогические психологи не занимаются психотерапией бессознательных процессов, для этого есть специально подготовленные специалисты, изучающие глубинную психологию. Однако в работе, которая ими выполняется, нельзя не учитывать характер защитных механизмов, которыми пользуются подростки, содержание так называемых интроектов, неосознаваемые эмоциональные переживания – страх, тревогу, гнев, обиду, печаль.
Однако если психологический анализ бессознательного и его перестройка относятся к сфере профессиональной деятельности специалистов в области глубинной психологии, то задача педагогического психолога заключается в нахождении возможности ослабить действие разрушительных непродуктивных бессознательных реакций и усилить сознательную регуляцию поведения в конструктивном (недевиантном) направлении, например, так, как это показано австрийским психоаналитиком Фигдором в его совместной работе с педагогами (Фигдор, 2000). Разумеется, евро-американский опыт полностью непереносим на российскую действительность, но основные идеи, методы и приемы работы могут быть полезны для использования в отечественной практике психологического сопровождения школьников.
Контрольные вопросы и задания
Введение в проблему
1. Что такое психопрофилактика?
2. Что такое психореабилитация?
3. Что такое авторитарная и гуманистическая педагогика?