Девиантное поведение при акцентуациях характера

По данным подростковых психиатров, многие подростки с девиантным поведением имеют так называемые акцентуации характера(Личко, 1983), при которых наблюдается усиление отдельных черт, проявляющееся в болезненном реагировании на определенные воздействия при сохранении устойчивости к другим. А. Е. Личко выделяет несколько типов подростковых акцентуаций : гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Гипертимные подростки отличаются хорошим настроением, большой подвижностью, общительностью, разговорчивостью, неудержимым интересом к событиям и фактам действительности, чрезмерной самостоятельностью и склонностью к различным выдумкам. Они устремляются туда, где «кипит жизнь», быстро адаптируются к новой ситуации и легко могут попасть в асоциальную группу. Серьезную опасность для них представляет алкоголизация. Реакция эмансипации выражена отчетливо, в силу чего с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты.

Подростки циклоидного типа характеризуются попеременной сменой двух состояний: субдепрессивного и гипертимной активности. Циклоидность начинает проявляться в начале или конце полового созревания. Субдепрессивная фаза характеризуется снижением настроения, апатией, раздражительностью, упадком сил. Обычно состояние меняется через 1–2 недели, и начинается период гипертимной активности. Однако по мере развития акцентуации у подростков периоды подъема активности появляются реже. Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним. В субдепрессивной фазе серьезные жизненные неприятности могут провоцировать суицидальные попытки. В периоды подъема наблюдаются склонность к эмансипации, реакции группирования со сверстниками и алкоголизация в компаниях. Делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками мало свойственны циклоидам.

Лабильный характер отличается крайней неустойчивостью и изменчивостью настроения. У подростков оно может меняться на противоположное в зависимости от разных факторов, например, неожиданно начавшегося дождя или удачного комплимента и т. п… Они способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Лабильные подростки ценят знаки внимания: благодарности, похвалы и поощрения. Порицания и выговоры могут приводить их в состояние беспросветного уныния. Настроение часто и резко меняется, но от него зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или среди людей. Будущее и прошлое то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым. Неприятности и несчастья лабильные подростки переносят плохо, испытывая реактивные депрессии и тяжелые невротические срывы. Реакция эмансипации у них выражена весьма умеренно.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, склонность к ипохондричности и раздражительность. Раздражение легко направляется на окружающих и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.

У подростков сенситивного типа с детства проявляется пугливость и боязливость. Они испытывают робость и застенчивость среди посторонних и незнакомых людей и не склонны к легкому общению. Слабым звеном сензитивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, когда над ними насмехаются или их начинают подозревать в неблаговидных поступках, или угрозам подвергается их репутация и в их адрес раздаются несправедливые обвинениям. Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению эти подростки не склонны. Реакция эмансипации выражена у них довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность, и опека старших воспринимается ими позитивно. Упреки, нотации и наказания со стороны близких переносят болезненно, свойственный подросткам протест им не присущ. Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Однако в 16–19 лет у них возникают трудности адаптации, обусловленные двумя главными качествами сенситивного типа – повышенной впечатлительностью и резко выраженным чувством собственной недостаточности.

Главными свойствами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Опасения целиком адресуются к будущему, даже если оно маловероятно.

В то время как астено-невротическому типу присущ страх за свое здоровье, а сенситивный тип беспокоится по поводу отношения к себе окружающих, психастеник переживает из-за возможного, даже маловероятного будущего: он испытывает страх за себя и близких людей, к которым патологически привязан. Реальные опасности и уже случившиеся неприятности пугают его меньше. Психологическая защита от постоянной тревоги за будущее определяется выдуманными приметами и ритуалами, а также специально выработанным педантизмом и формализмом. Для психастеника любой самостоятельный выбор, даже самый незначительный, может стать предметом мучительных колебаний и долгих размышлений. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни суицидальное поведение в трудных ситуациях психастеникам не свойственны.

Наиболее важными особенностями шизоидного типа являются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. У подростков наблюдается дефицит интуиции и недостаток сопереживания (эмпатии) – они не умеют разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Реакция эмансипации нередко проявляется на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Подростки могут выражать негодование по поводу существующих правил и порядков и прямолинейную критику других лиц без учета ее последствий для себя. Они не входят в компании сверстников. Реакция увлечения ярко выражена и чаще всего проявляется посредством интеллектуально-эстетических хобби. На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Они предпочитают систематические занятия гимнастикой, плавание, велосипед, упражнения йогов, одинокие многочасовые пешие или велосипедные прогулки.

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость. Аффекты и сильны, и продолжительны. Также характерны: вязкость, тяжеловесность и инертность психики. Реакция эмансипации у таких подростков нередко протекает очень тяжело, вплоть до полного разрыва с родными, по отношению к которым проявляются крайняя озлобленность и мстительность. Реакция группирования со сверстниками сочетается со стремлением к властвованию, поэтому их компания чаще всего состоит из младших, слабых, безвольных, не способных дать отпор детей. Их привлекают азартные игры, увлечение которыми базируется на тяге к обогащению.

Истероидного подростка отличает беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Проявляет повышенную внушаемость, если обстановка внушения или само внушение питают эгоцентризм. Склонен к большой экспрессии эмоций, театральности, рисовке и позерству, но при этом наблюдается отсутствие глубоких и искренних чувств. Истероиды склонны к «псевдосуицидам» и «суицидальному шантажу»… Для получения репутации необычного оригинального человека истероид прибегает к «бегству в болезнь» на основе разыгрывания роли наркомана, суицидальных угроз или жалоб, почерпнутых из учебников психиатрии. Алкоголизация или употребление наркотиков также иногда носит демонстративный характер. Истероидам присущи черты детских реакций оппозиции, имитации и др. Реакция группирования со сверстниками включает претензии на лидерство или на исключительное положение в группе. Предпочитают необычные или наиболее модные виды искусства среди подростков своего круга.

Неустойчивый тип акцентуации определяется безволием, которое проявляется в учебе, труде, исполнении обязанностей и достижении целей, поставленных перед подростками. В поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

У них рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям и удовольствиям. Склонность к имитации проявляется посредством подражания таким моделям поведения, которые дают возможность быстрого получения удовольствий. Они рано начинают курить, легко идут на мелкие кражи, позволяют себе хулиганские поступки, приобщаются к алкоголю и наркотикам. В подростковых группах они занимают позицию «рядовых» и «таскают каштаны из огня» для лидера и более «статусных» членов группы. К родным относятся равнодушно и воспринимают их лишь как источник средств для получения удовольствия. Основной вид хобби – азартные игры.

Они живут одним днем: забрасывают учебу и присоединяются к уличным подростковым группам. Проявляют равнодушие к своему будущему, не строят жизненных планов, не мечтают о какой-либо профессии, главное – извлечь максимум развлечений и удовольствий. Именно такие подростки нередко бегут из дома и интернатов.

Конформный тип отличается постоянной и чрезмерной подчиненностью своему непосредственному и привычному окружению. В любой – хорошей и плохой – компании они живут по ее правилам. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения. Дать критическую оценку своему окружению они не способны. К новой ситуации приспосабливаются тяжело, так как по натуре консервативны и неинициативны. Реакция эмансипации проявляется ярко, если родители или педагоги лишают подростка возможности контактировать с привычной ему средой.

Нередко многие «подростки-акцентуанты» наблюдаются у психиатров, а в случаях, когда акцентуации выступают внутренними факторами, определяющими нарушение общественного порядка, попадают в поле зрения правоохранительных органов. Опасность акцентуаций заключается в том, что они облегчают формирование патологического психопатического характера (Личко , 1983).

Все вышесказанное свидетельствует о том, что современные дети и подростки нуждаются в психопрофилактике девиантного поведения, направленной на формирование личности, способной не только выживать в сложных жизненных обстоятельствах, но и противостоять превратностям судьбы, в непростых условиях сохраняя и развивая в себе внутренние ресурсы преодоления жизненных трудностей: душевные качества, богатство эмоциональных переживаний, духовность, интеллект, способности, коммуникативные и волевые свойства личности.

Контрольные вопросы и задания

Введение в проблему

1. Что такое девиантное поведение?

2. Моральная норма, мораль и нравственность: основное различие.

3. Охарактеризуйте правовые, этнические и религиозные нормы поведения.

4. Возрастная норма поведения: качественный и количественный подходы к определению возрастных норм поведения и развития.

5. Какие научные дисциплины и в каком аспекте изучают девиантное поведение?

6. Что такое делинквентное поведение? Как соотносятся девиантное и делинквентное поведение?

7. Что такое профилактика и реабилитация девиантного поведения?

8. Какими профессиональными компетенциями должен владеть практический психолог, осуществляющий профилактику и реабилитацию девиантного поведения?

Виды девиантного поведения

1. Что такое зависимость?

2. Какие виды зависимости вы знаете?

3. Какие стадии развития химической зависимости вы знаете?

4. Какие причины обусловливают прием наркотиков подростками?

5. Какие особенности поведения наблюдаются у подростков, начавших принимать наркотики?

6. Что такое созависимость?

7. Какие свойства характеризуют созависимые личности?

8. Как формируется созависимая личность?

9. Что такое интернет-зависимость?

10. Какие типы интернет-зависимости выделила К. Янг?

11. Как специалисты в области психотерапии игровой зависимости отличают интернет-зависимость от игромании?

12. Что такое агрессивность? Как она проявляется?

13. Какие виды агрессивного поведения вы знаете?

14. Как Эрик Фромм характеризует биологически адаптивную доброкачественную и неадаптивную злокачественную агрессивность?

15. Каких взглядов на формирование садистической личности придерживается Эрик Фромм?

16. Какие подходы к пониманию проблемы виктимизации личности вы знаете?

17. Что такое буллинг?

18. Поведение жертвы, агрессора и коллектива в ситуации буллинга (И. С. Кон).

19. Что такое выученная беспомощность?

20. Что такое депрессия? Виды депрессий.

21. Какие причины вызывают депрессии у подростков?

22. Что такое одиночество? Охарактеризуйте феномен одиночества у подростков.

23. Что такое суицидальное поведение?

24. Какие виды суицидов вы знаете?

25. Что такое бродяжничество? Охарактеризуйте особенности бродяжничающих подростков.

26. Какие причины обусловливают воровство в подростковом возрасте?

27. Какие причины обусловливают лживость подростков?

28. Какие виды нарушений сексуального поведения наиболее часто наблюдаются у подростков?

29. Отношение современных специалистов в области девиаций сексуального поведения к подростковому онанизму.

30. Охарактеризуйте проблему раннего полового созревания.

31. Сексуальная аддикция. Поведение сексуального аддикта.

32. Любовная аддикция. Признаки любовной аддикции.

33. Как формируется любовная аддикция?

34. Каковы особенности поведения детей, перенесших насилие?

35. Что такое пищевое поведение, по В. Д. Менделевичу?

36. Анорексия и предпосылки ее формирования.

37. Булимия и предпосылки ее формирования.

38. Проблема переедания.

39. Типы акцентуаций характера у подростков, по А. И. Личко.

40. Что такое СДВГ?

41. Какие типы СДВГ вы знаете?

Рекомендуемая литература

Абдулова Т. П. Агрессивный подросток. – М.: Академия, 2008. – 128 с.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

Войскунский А. Е. Психология и Интернет. – М.: Акрополь, 2010. – 439 с.

Гарбузов В. И. Нервные дети. – Л.: Медицина, 1991. – 176 с.

Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с.

Грищенко Л. А., Алмазов Б. Н. Побег из дома и бродяжничество. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. – 68 с.

Егоров А. Ю. Возрастная наркология. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 272 с.

Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков. – СПб: Речь, 2005. – 436 с.

Зиновьева Н. О, Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации – СПб.: Речь, 2003. – 248 с.

Идобаева О. А. Психологическое сопровождение развития личности на разных этапах профессионализации: монография. – М.: Эко-Пресс, 2011. – 172 с.

Исмуков Н. Н. Без наркотиков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.

Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 640 с.

Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. – С.15–18.

Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. – Дубна: Феникс+, 2001. – 208 с.

Кондратенко В. Т., Кгумнов С. А. Девиантное поведение у подростков Диагностика. Профилактика. Коррекция. – Минск: Аверсэв, 2004. – 368 с.

Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 245 с.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.

Малкина-Пых И. Г. Исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. – С. 90–94.

Москаленко В. Д. Зависимость – семейная болезнь. – М.: Пер Сэ, 2009. – 128 с.

Мохова М. Л. Сексуальное насилие: мифы и факты // Помощь пережившим сексуальное насилие: концепция, опыт, исследования: Метод. пособие / под ред. З. В. Луковцевой. – М.: ЭТИПАК, 2011. – С. 10–19.

Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 86 с.

Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Н. А. Асановой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997. – 512 с.

Циринг Д. А. Психология выученной беспомощности: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 120 с.

Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.: Академия, 1997. – 95 с.

Щеглов Ф. Г. Игровая зависимость. – СПб.: Речь, 2007. – 448 с.

Bradshaw J. Bradshaw on: the family. – Deerfield Beach: Health Communications, 1988. – 255 р.

Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. – Hoboken, New Jersey: Blackwell Publishing Ltd, 1993. – 141 р.

Seligman M. E. Helplessness: on depression development and death. – San Francisco: Freeman, 1975. – 273 р.

Young K. Caught in the Net: How to Recognize Internet Addiction and A Winning Strategy for Recovery. – N.Y: John Wiley & Sons, 1998. – 256 р.

Наши рекомендации