Социально-психологические характеристики личности, в наибольшей степени

влияющие на показатели жизненной перспективы (уровень р-значимости<0,05)

Социально-психологические характеристики личности Показатели жизненной перспективы
Жизнестойкость, Q2, -A, L Активность
H, G, Универсализм, -Самостоятельность Эмоциональная окраска
Жизнестойкость, E, Q2, L, G, -A, F, Достижения, -Безопасность Величина
Жизнестойкость, E, L. Универсализм, Традиции Структура
Жизнестойкость, -А, Q2, Самостоятельность Ощущаемость
H, A, F, Универсализм Цели S-S +
Жизнестойкость, G, Q2, -H, -N, Доброта Цели S-S –
N, E, Q2, -A Цели S-O +
-G, -A, -E, -N, -F, -Q2 Цели S-O –
-Достижения, Универсализм, -Власть, Стимуляция, Доброта Социальные роли
Достижения, -Универсализм, Власть, -Стимуляция, -Доброта Личностные роли

В параграфе 3.3. «Обоснование правомерности выделенной типологии» посредством применения дискриминантного анализа обосновывается выделенная типология жизненных перспектив личности молодых менеджеров. Анализ независимых вкладов каждой переменной в общую дискриминацию между типами жизненных перспектив показал, что социально-психологические характеристики личности G, H, A, F, мотивационные типы ценностей «Достижения», «Универсализм» и «Самостоятельность» и уровень жизнестойкости вносят наибольший вклад в общую дискриминацию (см. табл. 4). Социально-психологические характеристики личности Q2 и N, а также тип мотивационных ценностей «Власть» также вносят вклад в общую дискриминацию между типами жизненной перспективы.

Таблица 4.

Результаты анализа независимых вкладов каждой переменной в

Общую дискриминацию между типами жизненных перспектив

Итоги анализа дискриминантн. функций (Багратиони). Шаг 11, Переменных в модели: 11; Группир.: Тип (4 гр.). Лямбда Уилкса: ,19375 прибл. F (33,395)=8,9349 p<0,0000
N=148 Уилкса лямбда Частная лямбда F-искл. (3,134) р-уров. Толер. 1-толер. (R-кв.)
G 0,304765 0,635731 25,59366 0,000000 0,677199 0,322801
H 0,231590 0,836601 8,72396 0,000025 0,726516 0,273484
Жизнестойкость 0,224122 0,864478 7,00227 0,000207 0,861974 0,138026
A 0,207849 0,932159 3,25079 0,023884 0,912532 0,087468
Достижения 0,217044 0,892669 5,37053 0,001600 0,363599 0,636401
Универсализм 0,216500 0,894912 5,24511 0,001875 0,612831 0,387169
F 0,206897 0,936451 3,03112 0,031629 0,536396 0,463604
Самостоятельность 0,205562 0,942533 2,72338 0,046844 0,576387 0,423613
Q2 0,201455 0,961748 1,77655 0,154661 0,757164 0,242836
Власть 0,200643 0,965638 1,58943 0,194900 0,505984 0,494016
N 0,198272 0,977185 1,04287 0,375847 0,789047 0,210953


Средние значения обладателей каждого типа жизненной перспективы по социально-психологическим характеристикам, вносящим вклад в общую дискриминацию, представлены в табл. 5.

Таблица 5.

Сравнительный анализ выраженности показателей жизненной перспективы

Соц.-псих. характеристика Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
A 4,32 6,468085 6,155172 5,5
F 5,08 6,829787 6,844828 5,722222
G 3,72 4,319149 5,396552 8,277778
H 5,48 7,446809 7,5 6,555556
N 4,08 5,297872 5,362069 5,444444
Q2 4,88 3,851064 3,5 4,777778
Жизнестойкость 86,2 89,57447 87,41379 101,8333
Достижения 26,24 25,02128 20,86207 22,33333
Универсализм 31,53191 37,01724 37,05556
Самостоятельность 31,72 27,17021 29,27586 27,55556
Власть 16,2 17,44681 13,51724 13,55556

В параграфе 3.4. «Социально-психологическая типология жизненной перспективы личности молодых менеджеров»приведено подробное описание выделенных типов жизненных перспектив личности молодых менеджеров: в п. 3.4.1. – I типжизненной перспективы: «субъект-объектная, ориентированная на себя»; в п. 3.4.2. – II тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на себя»; в п. 3.4.3. – III тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других»; в п. 3.4.4. – IV тип жизненной перспективы: «субъект-объектная, ориентированная на значимых других»

Подтвердилась гипотеза о взаимосвязи социально-психологических характеристик и показателей жизненной перспективы, что позволило перейти к более подробному анализу каждого типа жизненной перспективы, результаты которого отражены в выводах к диссертационному исследованию.

В заключениидиссертации обобщаются результаты теоретического и эмпирического исследований, делаются выводы о подтверждении выдвинутых гипотез.

Выводы

1. Социально-психологический подход к жизненной перспективе позволяет рассматривать ее как сконкретизированное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что преобладание в жизненной перспективе жизненных стратегий, имеющих социальную природу, детерминировано социально-психологическими характеристиками ее обладателя.

2. В рамках реализации перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов), жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных и субъект-объектных. Т.к. выборка настоящего исследования – молодые менеджеры, опираясь на типологию Херси-Бланшара, субъект-субъектную ориентацию жизненной перспективы можно рассматривать как частный случай ориентации руководителя на отношения, а субъект-объектную – как частный случай ориентации на задачу. Анализ результатов исследования позволил эмпирически обосновать выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий как первое основание для выделения типов жизненной перспективы, а преобладание социальных (ориентация на значимых других) или личностных ролей (ориентация на себя) в жизненной перспективе – как второе.

3. Преобладание субъект-субъектных позитивно окрашенных целей в жизненной перспективе детерминировано выраженностью социально-психологических характеристик, связанных с общением и взаимодействием: подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений положительно взаимосвязаны с количеством положительно окрашенных событий, так или иначе связанных конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми. Такие качества, как социальная смелость, оптимизм, находчивость и остроумность в разговоре, а также готовность к расширению круга друзей напрямую влияют на прогнозирование активного социального взаимодействия в будущем.

Также обнаружена взаимосвязь между преобладанием субъект-субъектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе и социально-психологическими характеристиками, связанными с группой: ответственность в сочетании с зависимостью от группы и заботой о сохранении и повышении благополучия близких людей связаны с прогнозированием негативных событий, таких как смерть близких и друзей в будущем – такие будущие события переживаются людьми, ощущающими потребность в наличии круга близких людей.

4. Выявлена взаимосвязь между выраженностью субъект-объектных, положительно окрашенных целей в жизненной перспективе и социально-психологическими характеристиками, связанными с самовозвышением и влиянием. Так, искусственность и расчетливость в поведении, потребность в автономности и независимости, эмоциональная холодность, властность, желание доминировать и приказывать, контролировать других людей – все эти качества обусловливают наличие целей самовозвышения в жизненной перспективе. Субъект-объектная ориентация таких жизненных перспектив представлена прогнозируемыми событиями будущего жизненного пути респондента, конечным результатом которых не является расширение круга общения или построение новых отношений и взаимодействий с людьми. К ним относятся цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д.

Доминирование субъект-объектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе взаимосвязано с невыраженностью ряда социально-психологических характеристик, связанных как с общением, так и с ответственностью и влиянием: зависимые от социального окружения, ведомые, необщительные и не ответственные люди прогнозируют эмоционально негативно окрашенные (отмеченные знаком «-») события S-O («сокращения», «старость», «придется много работать»).

5. Второе основание для выделения типов жизненной перспективы – преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе – детерминировано выраженностью следующих мотивационных типов ценностей: «Достижения», «Универсализм», «Власть», «Стимуляция» и «Доброта». Так, забота о благополучии родных, коллег, подчиненных и людей в целом, направленность на расширение социальных связей и контактов в противовес стремлению к личному успеху и удержанию власти определяют выраженность антиципируемых социальных ролей, связанных с общением и взаимодействием. В противовес социальным ролям, прогнозирование будущих личностных ролей связано со стремлением к самореализации, достижениям и власти, в ущерб заботе о родных, близких и друзьях.

6. Эмпирически были выделены типы жизненной перспективы; I тип жизненной перспективы: «Субъект-объектная, ориентированная на себя». Для жизненной перспективы I типа характерно менее оптимистичное видение будущего, чем для жизненных перспектив II, III и IV типа: обладатели жизненной перспективы I типа более склонны к неудовлетворенности, как наличной ситуацией, так и возможным будущим. Будущее время воспринимается достаточно напряженным, антиципируется наличие как позитивных, так и негативных переживаний. Негативные переживания связаны с профессиональной деятельностью. В меньшей степени, чем IV и II типам, присуща смысловая наполненность будущего, насыщенность связанных с ним переживаний – относительно невелико количество факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. Для I типа жизненной перспективы характерна субъективность восприятия внешнего и внутреннего мира в будущем: будущее воспринимается ими как несколько противоречивое, что обуславливает чувство смятения и трудности в объяснении мотивов выбора тех или иных целей. Наряду с высокой эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью в ожидаемое будущее, низкие значения по показателю «Структура» обуславливают страх перед будущими событиями. Жизненная перспектива I типа, как и жизненная перспектива IV типа, является профессионально ориентированной, но, в отличие от IV типа, в ее содержательном наполнении преобладают негативно окрашенные события, связанные со страхом потери работы и собственной работоспособности (например, среди антиципируемых событий присутствуют: «сокращения», «старость» и т.д.). Доминирование в жизненной перспективе I типа негативно окрашенных событий, связанных с профессиональной деятельностью: тревожностью и страхом потери работы, является наиболее ярким ее отличием, выделяющим среди остальных типов. Преобладание в их жизненной перспективе целей типа S-O, позволяет нам отнести жизненную перспективу I типа к субъект-объектным жизненным перспективам.

7. II тип жизненной перспективы «Субъект-субъектная, ориентированная на себя». Жизненной перспективе II типа в меньшей степени, чем IV типу, присуща смысловая наполненность будущего, насыщенность связанных с ним переживаний, однако так же, как и у IV типа, носящих, в большинстве своем, положительный характер; присуще ощущение внутренней свободы, относительно небольшое количество факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. В отличие от IV и I типов, характерен недостаток вовлеченности в будущие события, отстраненность в восприятии будущего. Среди будущих ролей, в отличие от остальных трех типов, личностные роли превалируют над социальными ролями. Характерна ясность и упорядоченность представлений о будущем, преобладание ощущений прогнозируемости, структурированности, подконтрольности будущих событий; будущий жизненный мир воспринимается относительно безопасным и стабильным. Будущее время воспринимается в меру энергетически наполненным.

В отличие от жизненной перспективы I типа, жизненная перспектива II типа является ориентированной на семью, а не профессионально ориентированной: в жизненной перспективе II типа преобладают события, так или иначе связанные конечной целью с общением и взаимодействием с друзьями и близкими (показатель «Цели S-S +»: «рождение ребенка», «создание семьи», «переедем жить в Европу», «сестра защищает диплом» и т.д.). Жизненная перспектива II типа является крайне субъект-субъектной, направленной на отношения с другими людьми в ущерб направленности на достижение целей, что подтверждается не только очень высокими значениями по показателю «Цели S-S +», но и социально-психологическими характеристиками ее обладателей (A-6,5; F-6,8; H-7,4; Q2-3,8 и др.).

8. III тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других». Для жизненной перспективы III типа характерно восприятие будущего в контексте рядя труднопреодолимых препятствий для удовлетворения актуальных потребностей во внешних и внутренних условиях, что приводит к понижению смысловой наполненности и личной значимости будущих событий, но никак не отражается на оптимистичном видении будущего. В отличие от I и IV типов, характерны недостаток вовлеченности в будущие события, отстраненность в восприятии будущего. Низкие значения показателя «Структура» свидетельствуют о субъективности восприятия внешнего и внутреннего мира в будущем. Восприятие будущего времени характеризуется пассивностью, созерцательностью. Оно не достаточно наполнено событиями, впечатлениями, деятельностью.

Характерные для жизненной перспективы III типа пассивность и отсутствие смысловой наполненности говорят о меньшей уверенности ее обладателей в своих способностях противостоять трудностям в будущем, что подтверждается их социально-психологическими характеристиками. Несмотря на низкие показатели по большинству шкал СДВ, преобладание социальных ролей над личностными (включающими профессиональные) и достаточно большое количество антиципируемых событий типа «S-O –», обладателям жизненной перспективы III типа характерно оптимистическое видение будущего. Преобладание в содержании жизненной перспективы III типа социальных ролей над личностными и S-S целей над S-O целями позволяет отнести ее к субъект-субъектным жизненным перспективам.

9. IV тип жизненной перспективы «субъект-объектная, ориентированная на значимых других». Жизненной перспективе IV типа присуща значительная смысловая наполненность будущего времени, насыщенность связанных с ним переживаний, носящих, в большинстве своем, положительный характер; присуще ощущение внутренней свободы, отсутствия факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. «Чувство “глубины” и «объемности» психологического времени сопряжено с высоким мотивационным потенциалом, ощущением “пространства” для самореализации, широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром». Жизненная перспектива IV типа характеризуется высокой эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью в ожидаемое будущее, восприятие будущих событий как личностно-значимых. Свойственна ясность и упорядоченность представлений о будущем, преобладание ощущений прогнозируемости, структурированности, подконтрольности будущих событий; будущий жизненный мир воспринимается безопасным и стабильным. Характерная особенность жизненной перспективы IV типа: будущее время воспринимается динамичным, напряженным, энергетически наполненным, антиципируется наличие ярких переживаний; характерна потребность в новизне.

Наивысшие значения жизненной перспективы IV типа по показателю «Цели S-O +» позволяют отнести ее, как и жизненную перспективу I типа, к профессионально ориентированным жизненным перспективам. Отличительной особенностью жизненной перспективы IV типа является наличие негативно окрашенных событий типа S-S, связанных с потерей близких и друзей. У обладателей жизненной перспективы IV типа наблюдается большее, чем у I и II типов, количество социальных ролей, что является косвенным свидетельством преобладания потребностей в социальной самореализации в их жизненных перспективах. Несмотря на это, наивысшее значение по показателю «Цели S-O +» среди других типов жизненных перспектив не позволяет отнести жизненную перспективу IV типа к субъект-субъектным жизненным перспективам.

Наши рекомендации