Изменения в сфере взаимодействия родителей и детей
II этап. После занятий, как показывают экспериментальные данные, произошли позитивные изменения в отношениях между родителями и детьми. Существенной причиной этого улучшения являются изменения, появившиеся в процессе психокоррекции в самих родителях. Это проявилось в ответах на вопрос «Что мне дала группа?»
Примеры:
Мы стали лучше понимать Олю.
Лучше чувствую ребенка. Я не прихожу в отчаяние от его малейшей вспышки, непослушания, обид и слез. Верю, что все это изменить в моих силах.
Оба стали внимательнее прислушиваться друг к другу.
Терпение в отношении к детям.
Стала больше считаться с ребенком как самостоятельной личностью, имеющей право на свои взгляды. Как мать стала больше другом своим детям, нежели наставником.
Видение своего ребенка стало более адекватным. В сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» много внимания уделяется положительной характеристике ребенка. Говоря о негативных чертах, родители стараются не столько осуждать, сколько объяснить причину этих явлений.
Я стала близким другом детям.
Много времени уделяю детям.
Ответственность за жизнь ребенка, его будущее определяет поведение.
Появились новые формы взаимодействия между родителями и детьми.
Как многого можно добиться похвалой, работая в зоне недостатка.
Группа научила некоторым замечательным формам общения с детьми. Появились мирные методы урегулирования конфликтов.
Отношения с детьми стали более открытыми и ровными.
Улучшилось взаимопонимание сдетьми. Нам всем сталовеселее и радостнее жить.
III этап. Данные, полученные при обследовании испытуемых через 8 месяцев после окончания цикла занятий, показывают, что происходит дальнейшее развитие взаимоотношений между родителями и детьми на новой основе. Родители, продолжая работать над собой, пробуют и совершенствуют новые методы и формы взаимодействия с детьми, опираясь на новое отношение к себе и к ребенку.
Примеры:
Все стало лучше, лучше стал он (сын) и я. Многому научилась, постоянно пробую что-то новое.
Я считаю себя способной быть замечательной матерью...
Я научилась хорошо понимать и чувствовать своих детей. Умом и сердцем умею находить к ним подход в трудную минуту... С огромным желанием и радостью, с наслаждением большую часть своего времени посвящаю детям.
Приведенные данные субъективных отчетов показывают, что к концу цикла занятий в семейных отношениях происходят большие изменения. Во-первых, снимается психологическая напряженность, нормализуется субъективное состояние испытуемых, атмосфера в семье становится спокойной. Во-вторых, у супругов происходит осознание значимости семейных ролей, особенно родительских. В связи с этим формируете! новое отношение к этим ролям и новый взгляд на них. Акцент ставится на эмоциональном отношении к себе в роли «отец», «мать». Появляется понимание тех социальных нагрузок, которые заложены в этих ролях. В-третьих, отношения между супругами значительно улучшаются, они основываются на взаимном доверии, понимании. В-четвертых, резко улучшаются взаимоотношения между родителями и детьми. Это улучшение происходит как на основе снятия дезадаптированного поведения, так и за счет изменений, происходящих в родителях. Родители стали лучше понимать, чувствовать своих детей, считаться с ними, оценивать их адекватнее, искать причины трудностей и конфликтов. У них появились новые формы и методы взаимодействия с детьми. Семьи вышли из состояния .кризиса на новый уровень отношений, получили толчок к развитию, произошла существенная гармонизация семейных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В книге описан опыт практической работы по профилактике - неврозов у детей в ходе комплексной психологической коррекции. Здесь представлена лишь начальная попытка обобщения и осознания такой практики. В этой области предстоит решить еще целый ряд вопросов. Прежде всего, нуждаются в углубленной теоретической проработке механизмы коррекционного действия описанных методов. Большое внимание следует уделить закономерностям эмоциональных и когнитивных перестроек, совершающихся в ходе коррекционной работы. Необходимы специальные исследования, которые показали бы внутреннее содержание психологических изменений, помогли бы более отчетливо представить картину внутриличностных и межличностных новообразований, формирующихся у участников психокоррекции.
Важной задачей является разработка надежных и удобных приемов объективной оценки эффективности психокоррекции. Требуют дальнейшего исследования вопросы создания системы обучения специалистов по психокоррекции, разработки показаний и противопоказаний для отбора ведущих. Необходимы специальные исследования по организации труда психологов-консультантов, психокорректоров и психотерапевтов.
Представленный в книге материал освещает лишь один из аспектов консультативной деятельности психолога — психопрофилактическую работу. Задачи, стоящие перед психологами-консультантами, естественно, намного шире. Это работа и с другими по возрасту контингентами, и с группами риска по другим пограничным и психосоматическим заболеваниям. Требуются специальные исследования, отражающие практику психологической работы по преодолению отклоняющегося поведения подростков и юношей, по профилактике раннего алкоголизма и наркомании. Особое внимание в консультативной работе следует обратить на коррекцию супружеских отношений, на профилактику разводов и острых семейных кризисов.
Решение широкого круга практических задач требует создания особой методологии психокоррекции и психологического консультирования, развития исследований в различных аспектах организации психологической помощи как контингентам риска, так и здоровым людям по преодолению психологических конфликтов и затруднений. Такие исследования в настоящее время осуществляются в медицинской, социальной, педагогической психологии и в активно развивающемся междисциплинарном направлении — психологическом консультировании.
Не менее важно проводить теоретические исследования по анализу закономерностей психологического воздействия в его разных формах, по вычленению условий практической организации такой работы.
Перспективным направлением исследований следует считать разработку теории и практики активного социального обучения и различных модификаций социально-психологического тренинга.
По-видимому, в ближайшее время психологическая наука сможет предложить обоснованную классификацию различных способов психологического воздействия. Среди них — психологически ориентированная психотерапия, психокоррекция, консультирование, тренинг, активное обучение.
Развертывание практических и теоретических исследований в этой области позволит внести весомый вклад в охрану здоровья советских людей, в утверждение психологически гармоничного образа жизни, в активизацию человеческого фактора, в формирование поистине свободной, сознательной и творческой личности.
ЛИТЕРАТУРА
А м б р у м о в а А. Г. Актуальные проблемы суицидологии3 М., 1981.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
А н т о н я н Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1980.
Б а с с и н Ф. В., Рожнов В. Е., Р о ж н о в а М. А. Психическая травма//Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.
Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М, 1986.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1986.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
Братусь Б. С, Сидоров Г. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
Бурно М. Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбулаторной практике//Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 35—41.
Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.
Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Вольперт И. Е. Психотерапия. Л., 1972.
Воловик В. М. и др. Исследование семьи и семейной терапия при шизофрении//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М, 1956.
Г ар б у зов В. И. и др. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М., 1987.
Г о з м а н Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Головаха Е. И., К р о н и к А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
Драпкин Б. 3. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии//Материалы VII Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. Т. III. M., 1981.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982.
Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М., 1960.
3 е й г а р н и к Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.
Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1978.
Кайдановская Е. В. Исследование психологических характеристик больных неврозами: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. Л., 1987.
Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.
Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Нравственное развитие дошкольников в игре. М., 1986.
Кемпински А. Психопатология неврозов. М., 1975.
Корчак Я. Избранные произведения. М., 1979.
Кон И. С. Психология старшеклассников. М., 1982.
Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1980.
Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений//Семья и формирование личности. М., 1981.
Кратохвил С. Биографическая, тематическая и интеракционная ориентация в групповой психотерапии//Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
Мишина Т. М. Семейные конфликты и семейная психотерапия//Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
Мишина Т. М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
М я г е р В. К. Общие принципы и методика семейной психотерапии у больных неврозами//Тезисы докладов конференции по психотерапии. М., 1973.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы
социально-психологического тренинга. М,, 1982.
Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психогигиенической к психопрофилактической помощи. Л., 1985.
Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии. М, 1971.
Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. М., 1974.
С о к о л о в а Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М.,. 1980.
С то лин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания//Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 400—420.
Эйдемиллер Э. Г. О взаимной оценке характера подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами, и их родителей//Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972.
Ackerman N. W. The Psychodynamics of Family Life. N. Y.,. 1958.
Adler A. The neurotic constitution. N. Y., 1926.
Ax line V. M. Play Therapy. Houghton Mittiin Co. N. Y., 1974.
Berne E. Games people play. N. Y., 1964.
Freud A. The psychoanalytical Theatment of a chiid. L., 1946.
Horney K. Neurosis and Human Growth. N. Y., 1950.
Howells L. Q. Theory and Practice of Family Psychiatry. Edin-burg, 1968.
Klein M. The Psycho-analysis of Children. L, 1923.
Levy D. Realease Therapy//American J. Orthopsych. 1933. N 9.
Leary T. F. Interpersonal diagnosis of Personality. N. Y., 1957.
Moreno J. L. Group psychotherapy. N. Y., 1946.
PalazzolyM. S. Paradox and Counter-paradox. N. Y., 1969.
Pearson G. Emotional disorders of children. N. Y., 1949
Perls F. Gestalt Therapy. Calif., 1969.
Richter H.-G. Patient Family. Hamburg, 1970.
Rogers C. R. Client-centered therapy. Boston, 1951.
Rogers С R. Psychotherapy and personalyty change. Chicago, 1954.
S a t i r V. Conjoint Family therapy, Science and Behavior Books Palo Alto., Calif. 1964.
S с h u t s W. Elements of encounter. N. Y., 1975.
SI a vson S. R. An introduction to group therapy. N. Y., 1943.
W о 1 p e J. Behavior therapy for psychosometic disorders//Psychosomatics. 1980. Vol. 21. P. 379—385.