Изменения в эмоциональном состоянии участников психокоррекции
II этап. Результаты экспериментального исследования показали, что эмоциональное состояние испытуемых изменилось. В методике «Кто Я» количество негативных оценочных суждений снизилось, теперь они носят в основном позитивный характер (пример: «веселая, ласковая, хитрая, пытливая, смелая»).
В дневниках практически все отмечают: «внутреннее спокойствие», «терпение», «душевные силы», «уверенность в себе», «умение контролировать себя», «понимание себя, чему нужно учиться, над чем работать». Позитивные изменения эмоционального состояния отмечены у 80% участников психокоррекции. /// этап. Исследование, проведенное через 8 месяцев после окончания цикла занятий, показывает, что нормализация эмоционального состояния носит устойчивый характер. Это проявляется во всех используемых методиках. Наиболее показательными являются ответы на вопрос: «Что мне дала группа?» Примеры:
Я стала более уверенной в себе. Я чувствую себя спокойно и относительно оптимистично смотрю в будущее.
Изменения в лучшую сторону и в познавательном плане, и внутренние, эмоциональные.
Счастливая.
Изменения в осознании семейных ролей
Результаты экспериментального исследования показали, что произошли изменения в осознании своих супружеских и родительских ролей. Практически все обследуемые (90%), и мужчины и женщины, выполняя задания методики «Кто Я», на одну из первых позиций ставят роли — «отец», «мать», «муж», «жена», что свидетельствует об осознании их значимости. По результатам методики «Кто Я как родитель?» можно проследить значительное изменение содержания ответов, причем у матерей оно изменяется практически полностью (94,3%).
Результаты повторного тестирования женщин показывают, что наиболее важной для них является эмоциональная сторона отношения к себе как матери, чем та социальная нагрузка, которая заложена в этой роли. Изменения проявляются в том, что:
1) Негативная оценка себя в этой роли заменяется позитивной.
Примеры:
— Смелая, ласковая, веселая, пытливая.
— Нежная, чувствующая.
— Мать заботливая. Близкий детям человек.
— Любящая, понимающая, нежная, заботливая, счастливая.
2) В структуре ответов появляется желаемая оценка («Какой Я хотела бы быть»).
Примеры:
Хочу быть другом, советчиком; хочу быть любимой матерью, помощницей.
Стремящаяся понимать детей.
3) Происходит расширение осознания социальных функций.
Примеры:
Воспитатель.
Учитель.
Друг.
Проанализируем характер ответов у мужчин. Обращает на себя внимание то, что упор делается не на негативно эмоциональную сторону отношения к себе как отцу, а на социальные функции (их объем значительно расширился по сравнению с первыми результатами), которые включают в себя роль отца.
Примеры:
Кормилец, воспитатель.
Друг, наставник, учитель.
Обеспечивающий семью.
Ответственный за будущее.
Большинство мужчин (80%) включает в образец «Я — отец» роль «мужа», подчеркивая ее значимость в родительских отношениях. Если при первом тестировании социальные функции и эмоциональные отношения (если они представлены) были разделены, то после психокоррекции социальные функции сопровождаются эмоциональной оценкой.
Примеры:
Любящий отец, заботливый муж.
Очень любящий отец, любящий муж, тревожащийся отец.
Желающий помочь.
Анализируя ответы на вопрос «Что нам дала группа?», можно сделать вывод, что произошло осознание значения роли отца в семье.
Примеры:
— Понимание моего места в воспитании детей.
— Убедила, что нужно больше уделять внимания воспитанию.
— Значение своей роли в воспитании.
III этап. Полученные экспериментальные данныепоказывают, что происходит дальнейшее изменение в осознании значимости супружеских и родительских ролей. В ответах на вопрос «Кто Я?» роли «мать», «жена», «муж», «отец» занимают одну из первых трех позиций. Большое значение придается родительским ролям. Причем акцент ставится на те социальные нагрузки, которые несут эти роли. Расширяется объем социальных функций. Примеры:
— Вдохновитель, охранитель.
— Успокоитель.
— Ободритель, товарищ в играх.
— Старшая подруга.
— Соучастник, утешитель.
Изменения в сфере отношений между супругами
II этап. В результате психокоррекционной работы произошли изменения в супружеских отношениях в сторону их гармонизации.
Примеры ответов на вопрос «Что дала мне группа?»
— Язаново узнал свою жену, совершенно по-новому. Мне открылись такие стороны, такие глубины, о которых я даже не подозревал... Наша семья просто возродилась заново. Последние годы семьи, строго говоря, не было. Мы просто существовали рядом друг с другом, едва терпя присутствие. Сейчас мы рады жить вместе. Еще важнее: мы оба полны решимости не допускать возврата прежнего стиля отношений, сознательно и активно идти навстречу друг другу, не допуская больше длительного, накапливающегося непонимания. Что касается атмосферы в семье — я просто купаюсь в счастье... Главное у обоих — доверие друг к другу,
Счастье, какого не было 15 лет...
Освежила чувства к мужу.
Произошло обновление чувств.
Моей жене группа дала понимание, что, кроме детей,существует муж.
Умение выяснять отношения, примерно как на группе.
Резко улучшились взаимоотношения с женой...
Результаты экспериментального исследования показывают, что через 8 месяцев после окончания психокоррекционной работы отношения между супругами, улучшившиеся в ходе занятий, закрепились, стабилизировались.
Примеры:
Для нас с Ларисой работа была очень полезной, мы стали лучше понимать друг друга.
У нас все стало лучше.
У меня глубокая благодарность к группе. Сейчас я как бы во втором браке с Валей... У нас дома сейчас несопоставимо спокойнее стала обстановка. У нас сейчас нет таких проблем, которые требовали бы квалифицированной помощи, мы выросли. Я сейчас знаю, что могу сказать и хорошее, и плохое, и знаю, что буду услышан.