Изменения в эмоциональном состоянии участников психокоррекции

II этап. Результаты экспериментального исследования показали, что эмоциональное состояние испы­туемых изменилось. В методике «Кто Я» количество негативных оценочных суждений снизилось, теперь они носят в основном позитивный характер (пример: «веселая, ласковая, хитрая, пытливая, смелая»).

В дневниках практически все отмечают: «внутрен­нее спокойствие», «терпение», «душевные силы», «уверенность в себе», «умение контролировать себя», «понимание себя, чему нужно учиться, над чем ра­ботать». Позитивные изменения эмоционального со­стояния отмечены у 80% участников психокоррекции. /// этап. Исследование, проведенное через 8 ме­сяцев после окончания цикла занятий, показывает, что нормализация эмоционального состояния носит устойчивый характер. Это проявляется во всех ис­пользуемых методиках. Наиболее показательными являются ответы на вопрос: «Что мне дала группа?» Примеры:

Я стала более уверенной в себе. Я чувствую себя спокойно и относительно оптимистично смотрю в будущее.

Изменения в лучшую сторону и в познавательном плане, и внутренние, эмоциональные.

Счастливая.

Изменения в осознании семейных ролей

Результаты экспериментального исследования по­казали, что произошли изменения в осознании своих супружеских и родительских ролей. Практически все обследуемые (90%), и мужчины и женщины, выпол­няя задания методики «Кто Я», на одну из первых позиций ставят роли — «отец», «мать», «муж», «же­на», что свидетельствует об осознании их значимости. По результатам методики «Кто Я как родитель?» можно проследить значительное изменение содержа­ния ответов, причем у матерей оно изменяется прак­тически полностью (94,3%).

Результаты повторного тестирования женщин показывают, что наиболее важной для них является эмоциональная сторона отношения к себе как матери, чем та социальная нагрузка, которая заложена в этой роли. Изменения проявляются в том, что:

1) Негативная оценка себя в этой роли заменяется позитивной.

Примеры:

— Смелая, ласковая, веселая, пытливая.

— Нежная, чувствующая.

— Мать заботливая. Близкий детям человек.

— Любящая, понимающая, нежная, заботливая, счастливая.

2) В структуре ответов появляется желаемая оценка («Какой Я хотела бы быть»).

Примеры:

Хочу быть другом, советчиком; хочу быть любимой матерью, помощницей.

Стремящаяся понимать детей.

3) Происходит расширение осознания социаль­ных функций.

Примеры:

Воспитатель.

Учитель.

Друг.

Проанализируем характер ответов у мужчин. Об­ращает на себя внимание то, что упор делается не на негативно эмоциональную сторону отношения к себе как отцу, а на социальные функции (их объем значительно расширился по сравнению с первыми результатами), которые включают в себя роль отца.

Примеры:

Кормилец, воспитатель.

Друг, наставник, учитель.

Обеспечивающий семью.

Ответственный за будущее.

Большинство мужчин (80%) включает в образец «Я — отец» роль «мужа», подчеркивая ее значимость в родительских отношениях. Если при первом тести­ровании социальные функции и эмоциональные от­ношения (если они представлены) были разделены, то после психокоррекции социальные функции сопро­вождаются эмоциональной оценкой.

Примеры:

Любящий отец, заботливый муж.

Очень любящий отец, любящий муж, тревожащийся отец.

Желающий помочь.

Анализируя ответы на вопрос «Что нам дала группа?», можно сделать вывод, что произошло осо­знание значения роли отца в семье.

Примеры:

— Понимание моего места в воспитании детей.

— Убедила, что нужно больше уделять внимания воспитанию.

— Значение своей роли в воспитании.

III этап. Полученные экспериментальные данныепоказывают, что происходит дальнейшее изменение в осознании значимости супружеских и родительских ролей. В ответах на вопрос «Кто Я?» роли «мать», «жена», «муж», «отец» занимают одну из первых трех позиций. Большое значение придается родительским ролям. Причем акцент ставится на те социаль­ные нагрузки, которые несут эти роли. Расширяется объем социальных функций. Примеры:

— Вдохновитель, охранитель.

— Успокоитель.

— Ободритель, товарищ в играх.

— Старшая подруга.

— Соучастник, утешитель.

Изменения в сфере отношений между супругами

II этап. В результате психокоррекционной работы произошли изменения в супружеских отношениях в сторону их гармонизации.

Примеры ответов на вопрос «Что дала мне группа?»

— Язаново узнал свою жену, совершенно по-новому. Мне открылись такие стороны, такие глубины, о которых я даже не подозревал... Наша семья просто возродилась заново. Последние годы семьи, строго говоря, не было. Мы просто существовали рядом друг с другом, едва терпя присутствие. Сейчас мы рады жить вместе. Еще важнее: мы оба полны решимости не допус­кать возврата прежнего стиля отношений, сознательно и активно идти навстречу друг другу, не допуская больше длительного, накапливающегося непонимания. Что касается атмосферы в семье — я просто купаюсь в счастье... Главное у обоих — дове­рие друг к другу,

Счастье, какого не было 15 лет...

Освежила чувства к мужу.

Произошло обновление чувств.

Моей жене группа дала понимание, что, кроме детей,существует муж.

Умение выяснять отношения, примерно как на группе.

Резко улучшились взаимоотношения с женой...

Результаты экспериментального исследования показывают, что через 8 месяцев после окончания пси­хокоррекционной работы отношения между супругами, улучшившиеся в ходе занятий, закрепились, ста­билизировались.

Примеры:

Для нас с Ларисой работа была очень полезной, мы ста­ли лучше понимать друг друга.

У нас все стало лучше.

У меня глубокая благодарность к группе. Сейчас я как бы во втором браке с Валей... У нас дома сейчас несо­поставимо спокойнее стала обстановка. У нас сейчас нет таких проблем, которые требовали бы квалифицирован­ной помощи, мы выросли. Я сейчас знаю, что могу ска­зать и хорошее, и плохое, и знаю, что буду услышан.

Наши рекомендации